Англия, Франция, 1967, 148 мин.
Реж. Анатоль Литвак
В ролях Питер О`Тул, Омар Шариф, Том Кортни, Дональд Плезенс, Джоанна Петте, Филипп Нуаре, Чарльз Грей, Корэл Браун, Джон Грегсон, Найджел Сток, Кристофер Пламмер, Саша Питоеф
Триллер
Оценка 7,2 (3426) Моя оценка 8 (отлично)
Иллюстрированный обзор можно посмотреть здесь и здесь
Экранизация романа Ганса Гельмута Кирста.
Варшава, 1942 год. Убита дорогая проститутка, по совместительству агент абвера. Единственный свидетель, видевший уходящего убийцу, очень напуган. Майор абвера Грау вскоре выяснит – убил проститутку генерал. По крайней мере, человек, одетый в генеральскую форму.
Грау упорно ведет следствие – подозреваемых всего трое, причем один – любимец фюрера. И тут его переводят в Париж с повышением.
Париж, 1944 год. Те же три генерала присутствуют в столице Франции (двое участвуют в заговоре против Гитлера). И тут происходит убийство проститутки. Сходный почерк – несколько десятков ударов ножом.
Грау был близок к разгадке, но тут покушение Штауфенберга и стало не до того.
Гамбург, начало 60-х. Происходит аналогичное убийство. Опять трое генералов неподалеку. Только теперь они уже далеко не всемогущи.
Отличный напряженный триллер, совмещенный с фильмом о войне. Но главное в нем все же – маньяк.
Великолепные роли Шарифа и Нуаре, и их беседы (Генерал убил женщину – Ему за это и платят. – В больших масштабах это похвально, в малых – убийственно).
Маньяк тоже сыгран отлично (особенно мне запомнилась сцена перед автопортретом Ван Гога). А при подавлении восстания в Варшаве – это прямо демон какой-то бесстрашный и беспощадный (интересно, что именно эта сцена убеждает майора в его невиновности – «Этот маньяк разнес целый город, вряд ли он будет возиться с проституткой»).
Насчет скептических смешков – кто будет искать генерала, убившего проститутку. Роман Кирста написан на основе некоего происшествия, реально имевшего место (возможно, не в Варшаве и Париже). Один из соавторов сценария Жозеф Кассель, сам участник Сопротивления и соратник де Голля, а также автор «Дневной красавицы». Его трудно обвинить в незнании реалий Франции 1944 года.