Прочитано в октябре 2013


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» > Прочитано в октябре — 2013 (окончание)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прочитано в октябре — 2013 (окончание)

Статья написана 4 ноября 2013 г. 21:43

http://data.fantlab.ru/images/editions/small/103976»>    Яна Дубинянская http://www.fantlab.ru/work444156»>«Пансионат»


В отрезанный от мира приморский пансионат доставляют разношёрстную компанию (студенты, ролевики, молодожёны, собирающиеся развестись супруги с двумя детьми, беременная женщина, писатель-метр, отец с маленькой дочерью, чиновник, артист, две старушки с подпольной собачкой и супружеская пара японцев), вроде бы состоящую из немногих переживших конец света, вызванный аварией на некоем адронном коллайдере синтез-прогрессоре. Немного освоившись и изучив территорию пансионата, герои начинают искать ответы на вопросы: что же всё-таки произошло,  действительно ли они последние люди на Земле, есть ли что-нибудь за забором и как жить дальше... Чем всё закончилось читайте сами (конец, как всегда у Дубинянской, допускает множественные толкования), думаю, если вас удовлетворили финалы «Писем к полковнику» и «Сада камней», удовлетворит и финал «Пансионата».


Написан роман на высоком литературном уровне (недаром Дубинянская получала награды за стилистику). Автор умело нагнетает и намекает, виртуозно избегая высказываний, которые могут быть предъявлены как прямо высказанная авторская позиция, и, в то же время, раздаёт всем сестрам по сусалам серьгам. Традиционно не ясно, к какому, собственно, «жанру» (или к какой рыночной нише?) отнести роман. Постапокалипсис? Криптоистория? Поначалу может даже показаться, что мы имеем дело с герметичным детективом типа «Десяти негритят», но зная автора, чувствуешь, нет, это было бы слишком просто и бесхитростно. Кстати, в отличие от большинства читанных мною детективщиков, помещавших множество персонажей в замкнутое пространство, Дубинянской удалось так построить линию повествования, что я практически сразу запомнил всех героев, что при чтении упомянутых детективов мне удавалось далеко не всегда. Переходы от прошлого к настоящему и от одного персонажа к другому выполнены мастерски, да и сами персонажи сразу опознаются как типажи, и занимают соответствующие ячейки в базовой матрице восприятия, после чего приобретают объём, обрастая плотью характерных черт героев именно этого произведения. Заодно из мелких чёрточек и деталек возникают контуры не слишком отдалённого от нас во времени дивного нового мира, в котором форма господствует над содержанием, а «казаться» над «быть». Что закономерно привлекает внимание любопытного (ещё бы не любопытствовать — цивилизации натужно весёлых самоубийц встречаются далеко не во всякой планетной системе) полярного пушного зверька. А, может, зверёк ещё только приглядывается издалека, любуясь как некие эффективные креативные кидалты, возомнив себя пастухами народов, репетируют его визит? В любом случае спасение — в выходе за границу обречённого мира, или в случае героев романа — за ограду пансионата. Удастся ли это, и что там ждёт? Или спасение совсем в другом? А может спасаться и вовсе не надо? Кто даст ответ? Автор предоставляет сделать это читателю. Так что будьте готовы.


Из необязательных изюминок, можно отметить наличие в романе Дубиняской, как и у Валентинова, пиплплэйсмента. Впрочем, Яна, наверняка, будет это традиционно отрицать, так что ограничусь констатацией самого факта, не пытаясь развить тему.


Как и предыдущие романы Дубиняской рекомендую «любителям произведений с неопределённой жанровой принадлежностью и психологическими «штучками» с приподвыподвертом» (© pouce) (правда в этот раз приподвыподверта немного). И вообще любителям изящной, в хорошем смысле слова, словесности.





219
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 ноября 2013 г. 23:22
Спасибо! Буду читать. Благо книга куплена.


⇑ Наверх