Текст составлен GreenHedgehog по просьбе меня, посмотревшего «Пять сантиметров в секунду» и жаждущего чего-то еще. Потом Имхонет прикрыл свой блогосервис, и статья осталась только у меня в архиве. Но информация хочет жить! Поэтому она переезжает сюда. Исходную статью я где-то дополнил, где-то сократил, и планирую переписывать в будущем, по мере появления достойных произведений.
В статье хотелось собрать все лучшее от аниме, наиболее непохожие друг на друга фильмы, без лишней наивности и засилья школьников.
Предупреждение − это все личное мнение. Никакой ответственности за «не понравилось» не несем
Это очень скользкий вопрос, зависит от личности того, кто спрашивает и от того, кого спрашивают. Меня наконец тоже спросили об этом. Поэтому и решил я немного написать о том, что именно мне нравится, и что можно посмотреть начинающему. Понятно, что за этот список многие любители аниме будут готовы закидать мусором. Но, что уж теперь поделать. Начать хотелось бы с полнометражных фильмов, а потом уже перейти к сериалам.
От себя добавлю − тема короткометражек будет раскрыта позднее. Анимешные, правда, не являются чем-то особенным. Но раз список идет по возрастанию продолжительности, то здесь просто обязан быть «Голос далекой звезды» − совершенно банальная мелодраматическая история, но рассказанная так, что отвисает челюсть. Отдельная рекомендация для любителей субтитров − постарайтесь найти версию с переводом финальной песни.
Первый барьер: полнометражки.
Как ни странно, я бы хотел порекомендовать в первую очередь... сюрприз-сюрприз — Миядзаки. В общем-то всего его можно смотреть, но из простых: «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Ведьмина Служба Доставки», «Рыбка Поньо», «Ходячий замок» — прекрасные сказки для любого в общем-то возраста. Все герои положительные, красивая, но при этом простая рисовка, милые миры, где творятся чудеса. Возврат в детство.
Потом можно посмотреть его более сложные работы: «Навсикая из Долины Ветров», «Принцесса Мононоке», «Порко Россо» (Порко Россо − вообще единственная его работа, которая предназначалась для взрослых, конкретно — для показа на транслатлантических авиарейсах), «Небесный замок Лапута» — здесь уже проблемы посложнее — экология, развитие личности, жестокости побольше, рисовка подревнее (но все равно красивая).
И еще одна детская сказка — Принцы-лебеди. Добрая экранизация Андерсена.
Для отдельных любителей нестандартного — «Война тануки в эпоху Хэйсэй и Помпоко» — проблема экологии, но фильм любопытен не этим. Просто посмотреть на различия в культурах. Особенно на способ колдовства енотов с помощью половых признаков.
Второй барьер: больше анимешности
Теперь можно переходить на что-то более анимешное. Взять хотя бы «Акиру». Рисовка достаточно старая, но с точки зрения сюжета и атмосферы — отличный выбор. Мотоциклы, мутации, странный мир — все это есть. Классика аниме. Единственное, кстати, аниме не от Миядзаки, стабильно попадающее во всякие топ-1000 мирового кино.
А вот за прорисовкой лучше обратиться к «Ди, охотник на вампиров: жажда крови» — там же и постапокалиптический мир, с вампирами и средневековьем. Робото-лошади, броневики с крестами и викторианские дворцы. Все прекрасно сочетается. Конечно, сюжет сейчас уже не кажется сверхактуальным. Но тоже неплох. Имеется и первый фильм, он слабее.
Сюжет хорош в JIN-ROH (Оборотни, Волчья стая). Особых действий там не то, что бы много, но вот различных моральных переживаний — очень много. Альтернативная Япония, подполье, секретные службы и небольшая доля паранойи.
Лично от себя — «Идеальная грусть» — тот фильм, с которого я понял, что этот жанр не так прост, как мне казалось. Психологический триллер, ужастик, драма — неплохой набор определения, для «простого мультфильма». Это был скажем так, второй барьер на пути принятия аниме, как «не простых мультиков». (Правильнее все же «Совершенная (идеальная) Синева», поскольку в литературном первоисточнике много внимания уделяется идеально синему токийскому небу. В фильме этот момент опущен.)
«Актриса тысячелетия». Если «Идеальная синева» достаточно мрачная и шизофреничная, то этот фильм светлый и добрый. И напряжение до конца держится гораздо лучше.
«Сумерки Къю». Почти неизвестная работа, а зря. Напряжение и в первой, и во второй серии создается нешуточное, хотя во второй конец выворачивает мозг покруче. Реальность и ирреальность просто гуляют! Рисовка — эталон!
«Виндария». Паропанк-сказка, но для взрослых, потому что достаточно мрачная.
«Яблочное зернышко». Компьютерный аниме-боевик с голливудскими штампами. На высоте лишь визуальная составляющая, особенно хороша начальная битва с танком под Пола Оакенфольда.
Третий барьер — «Какой огромный мир»
Киберпанк — «Призрак в доспехах» (или реставрированная часть 2.0, с 3д и звуком 5.1.) и его вторая часть «Призрак в доспехах 2: Невинность». Признанная классика киберпанка с вечными вопросами — что можно считать человеком, что такое человечность, где находится душа и все такое прочее. Экшн есть, но в основном фильм примечателен не этим. Тут есть и диалоги, и монологи, и политическая возня под ковром.
В самой Японии анимешка была встречена прохладно, Осии достаточно вольно обошелся с первоисточником-мангой. Поскольку он учился в христианской семинарии, то вырезал весь буддизм и вставил христианский символизм. Так он покорил мир. Аллюзии на Библию, и прямые цитаты из нее нередки в его творчестве.
Кстати, это источник вдохновения для Матрицы братьев Вачовски (домашнее задание − сравнить фильмы и найти одинаковые сцены), компьютерной игры Oni (что интересно — создатели аниме увлекались игрой Virtua Fighter, круг замкнулся, так сказать) и многого другого.
И еще − если вы любите какие-то размышления и прочее − рекомендую посмотреть программу «Закрытый показ», посвященную этому аниме. Такой умной и корректной дискусси давно не видал по нашему телевизору: режиссеры, художники, профессора философии обсуждают, сможет ли компьютер сказать «Это я!».
Только имейте ввиду, что в версии 2.0 режиссер почему-то заменил мужской голос Кукловода женским, и вся красивая теория Гордона о любви полетела в корзинку. Хотя фильм это хуже не делает.
Если нужно чистое действие — вас ждет «Манускрипт Ниндзя» — вся экзотика востока в концентрированном виде, специально для американского рынка. Ниндзя со своими суперсилами. Эротика, кровавая расчлененка, никаких сверхсложных моральных проблем (просто сложные все-таки есть).
«Максимальное ускорение» — это драйв, кайф и крутой саунд. Слегка шаблонная история о молодом и дерзком гонщике в совершенно безумном инопланетном мире с вырвиглазной палитрой. Прорисовка очень качественная!
Да, «Метрополис» — это тоже аниме. Не думали же вы, что в аниме все большеглазые и разноцветноголовые? Эти забавные с виду пупсы (я про главных героев) решают проблемы посложнее, чем в каком-нибудь современном романе. Просто они так выглядят. А смерть, жизнь, свободу, любовь и ревность и в этом мире никто отменять не собирался.
Кстати, насчет изобразительных средств. Для любителей скопом полюбоваться на широкий ряд художественных приемов — порекомендую «Аниматрицу» — несколько работ различных художников в одном фильме. Да-да, это тоже аниме. Она правда больше подойдет поклонникам Матрицы, и на мой взгляд какого-то самостоятельного значения особо не имеет. Но для ознакомления — очень хорошо.
Другой подобный сборник — «Воспоминания о будущем» Первый эпизод («Магнетическая роза») — одно из лучшего, что я видел в аниме и мировом кинематографе в целом. Глубоко, серьезно, динамично, хоть Мигель и второй космонавт крайне похожи на персонажей довольно веселого сериала PlanetES. Но здесь не комедия, а серьезная драма с линчевскими приемами путешествия в воспоминания. На ум приходит и «Солярис» Лема.
А вот «Наши соседи Ямада» — лучше всего подойдет в качестве забавных зарисовок. Минималистичный способ рисования оказывает очень неплохой эффект. Уютно становится смотреть за буднями обычной японской семьи. Особого сюжета там нет — небольшие такие забавные истории, про которые обычно говорят, «а помнишь, как мы...».
«Могила светлячков» наоборот не рекомендуется тем, кто страдает депрессиями и повышенным сочувствием. История Японии во Второй мировой войне со стороны сирот. Не самое такое легкое зрелище, знаете ли. Ну и сейчас, пожалуй, рисовка может отпугнуть. Но не упомянуть о ней, я в общем-то не мог. (Также часто попадает в топы мирового кинематографа, наряду с Акирой и Миядзаки)
«Еще вчера» − это скорее аниме для девушек. Из города в деревню, старые воспоминания о детстве, сестра с семьей. Очень хорошая такая мелодрама, созерцательная.
Ну и в эту же корзину можно положить нашумевшую «Пять сантиметров в секунду». Созерцательность, прорисовка, любовь, атмосфера — куда без этого. Каждый кадр — хоть на стену.
Для мужского населения в состоянии раздумья стоит порекомендовать «Крылья Хоннеамиз» — почему-то очень малоизвестный фильм, среди широкого населения. История про то, как на пороге войны одна из двух враждующих стран решает запустить в космос человека. И о том, как даже если у всех опускаются руки, нужно пытаться что-то сделать... ну и как всегда — не только об этом.
Не только об этом — это кстати еще и «Железобетон» — куча различных смыслов, не сразу понятно что здесь и где, хорошая рисовка, странный сюжет. Типичное такое аниме.
На этом по поводу полнометражных аниме — пожалуй все.
Продолжение — сериалы, короткометражки и послесловие — будут позднее.