Производство: Япония
Жанр: приключения, фантастика, драма
Тип: OVA (2 эп.), 30 мин.
Тематика: киберпанк
Год выпуска: 1993
Возрастной рейтинг: R/18+
Режиссёр: Фукутоми Хироси
Снято по манге: Gunnm
Автор оригинала: Кисиро Юкито
Легко смотреть на небо, когда над головой не висит широченный блин громадного города Салема. Когда голубые просторы не перечеркнуты нитями трубопроводов, а горизонт не загораживают мусорные отвалы. Все, кому не повезло родиться внизу или покинуть Салем, могут лишь мечтать о том, чтобы попасть в этот недосягаемый город. И не удивительно, ведь вся жизнь на равнине сосредоточена вокруг мусорных свалок, которые ежечасно пополняются висящим в небе мегаполисом. Нижним жителям остается лишь разбирать эти груды отходов, выискивая еще на что-то годящиеся вещи, приборы и материалы.
Тем же самым занимается и киберхирург Идо, который собирает на свалке запчасти и однажды находит киборга с неповрежденным мозгом. Так начинается история Галли, девчонки-киборга с заблокированной памятью. Вопреки шаблонам своеобразная амнезия не играет ключевой роли в сюжете или становлении героев. Единственное, для чего она нужна авторам в аниме, чтобы новая жизнь Галли началась с чистого листа, tabula rasa. Если, конечно, можно сказать «чистый лист» о громадной свалке.
Визуальный ряд данного аниме выглядит сейчас несколько старомодно, тем не менее, стилистика лихих восьмидесятых и крышесносящего панка абсолютно гармонично сочетается с эстетикой разрухи и упадка, уродливых самоделок и вычурной безвкусицы. Кроме того, анимация не страдает частыми стоп-кадрами, а подробная проработка второго плана позволяет без труда погрузиться в этот странный мир. Цветовая палитра выдержана в серых и желтовато-красных, напоминающих о пустыне тонах, что не помешало создателям поэкспериментировать с яркими красками в отдельных сценах.
В центре внимания оказывается жизнь девочки-киборга Галли, ее опекуна кибер-хирурга Идо, его старой знакомой Кирен и юного механика Юго. Ключевой деталью характеров, которая определяет их поведение и стремления, является отношение к парящему в небе Салему. Стоит ли пожертвовать всем, что имеешь, чтобы попасть в него? Оправдывает ли такая цель любые средства, или есть нечто более важное и ценное? С одной стороны, амплуа героев достаточно просты и довольно привычны. С другой стороны, сценаристы создали живые цельные характеры, а поступки героев совершенно логичны и обоснованны.
Сюжет «Снов оружия» — хороший образец грамотной композиции, продуманного раскрытия образов персонажей и тщательно поддерживаемой интриги. Многим писателям и сценаристам стоит поучиться здесь, как чередовать сюжетные линии, заблаговременно и понемногу выдавать информацию, которая в конце сложится в полную картину. Баланс между созерцательными и динамичными эпизодами выдержан замечательно. Создатели не стали претендовать на философские глубины, предпочтя сосредоточиться на простых, но всегда злободневных вопросах. Что есть мечта и что есть счастье? Где грань между свободой и безумием? И почему так часто мы слепы к чувствам наших близких.
Из общего ряда удачных решений чуть-чуть выбивается звуковой ряд, поскольку музыка играет второстепенную, фоновую роль, являясь побочным средством для нагнетания зловещей атмосферы или напряжения во время схваток. Впрочем, не исключено, что я просто излишне придирчив и требую от музыкального ряда большего, чем необходимо в данном аниме.
Кроме того, едва ли не самым важным лично для меня в аниме является букет эмоций, возникающих при просмотре. И в этом отношении «Сны разума» оказались на высоте. Здесь вам и веселые лучики романтичных встреч и беззаботной болтовни, острые колючки грусти, махровые, ярко-багровые цветы гнева и ярости. Гибкие лианы сопереживания и звенящая нота отчаяния в финале. Прекрасный букет для двух тридцатиминутных серий.
Итог: «Сны оружия» — аниме, сочетающее экшен и драму, элементы романтики и триллера. Атмосфера киберпанка и мусорного мира выдержана на достаточном уровне. А сюжет получился логичным и стройным, в меру насыщенным действием и мыслями.