Уолтер Йон Уильямс Праксис


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Уолтер Йон Уильямс"Праксис": Еще Одна Галактическая империя не выдержала испытания временем
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уолтер Йон Уильямс«Праксис»: Еще Одна Галактическая империя не выдержала испытания временем

Статья написана 20 декабря 2013 г. 02:54

Есть у меня некоторая слабость к подобным книгам. Еще со времен «Дюны» Герберта и «Академии» Азимова. Чтобы Галактические империи, множество рас, объединенных под железной пятой, космические бои и Герои — мужественные и решительные. Наверное, не наигралась в детстве. Или надо было читать боевики, когда это было положено, не забивая в юности  голову Толстым и Достоевским. Сейчас бы было все наоборот — читала бы классику вместо фантастических боевиков. Или нет.

Но, ладно. Вернемся к боевикам. Я хочу предложить Вашему вниманию вполне крепкий образец этого жанра. «Праксис» Уолтера Йона Уильямса.  Хотя роман и относительно свежий, написанный в 2002 году/что с нашим отношением к переводной литературе — почти вчера/, но отвечающий всем классическим канонам жанра фантастического боевика. Я прочитала быстро, легко и не спотыкаясь. За два дня, несмотря на значительный объем. Чего желаю и Вам.

http://fantlab.ru/work24139

Этот сценарий написан так давно, что уже и не упомнишь. Сколько их там было за историю Человечества — Империя Александра, Рим, Византия, Османский халифат, Золотая Орда, Российская Империя, СССР — простиравшиеся от края до края мира, гордые своими достижениями, расширяющиеся и ненасытные, объединенные идеей, религией, мечтами, страхом или харизматической личностью лидера.

Но потом наступал момент, когда что-то менялось: расширение прекращалось, идеи больше не увлекали, страх больше не сковывал, а обаяние некогда великих вождей развеивалось, как дым. Иногда все застывало на некоторый — длинный или короткий -срок, порождая ощущение неизменности и вечности, и ...обращалось вспять. Начинался распад, брожение, со всех сторон на поживу слетались стервятники, а центростремительные процессы сменялись центробежными, чтобы в результате в истории появилась очередная глава «Гибель Империи такой-то».

Галактическая империя Шаа в этом плане повторила уже проторенный путь всех подобных гигантских образований, пусть на это и ушло почти 10 тысяч лет. Бессмертные тираны, приведшие к покорности планеты и расы, объединившие их всепоглощающей идеей порядка, подчинения и рациональности, создавшие жесткую социальную систему Праксиса — нечто среднего между религией и философией — потерпели такое же сокрушительное поражение от Вселенной, что и все знаменитые и безымянные вожди и правители до них./Очень сильно описание Шаа и их Империи напомнило мне о Боге-Императоре, его правлении и конце. Не обошлось тут без влияния Вселенной Дюны! /

Мы попадаем в Империю Шаа накануне грандиозного события — последний из завоевателей и правителей умирает. Трагический момент, сулящий перемены и неизвестность, неумолимо приближается. И что же? Да, ничего. Жизнь течет по заведенному веками порядку: люди ходят на работу, совершаются героические поступки, за которыми следует награда, и преступления, за которыми следуют жестокие наказания.   Приближение перемен никого не волнует, и  результат сегодняшних спортивных соревнований значительно важнее, чем все приметы будущего.

Жизнь катится по накатанной веками колее и для  главного героя – блестящего  штабного офицера Гарета  Мартинеса,  который занимается тем, чем занимались поколения его предков — провинциальных лордов: ищет покровителей среди более знатных, интригует, покоряет женщин и проталкивается вверх по карьерной лестнице, укрепляет положение семьи и своего клана.  Не отстает от него и главная героиня — леди Сула, кадет Космического флота, озабоченная собственной карьерой  и,одновременно, необходимостью скрывать свою тайну.

Это, пожалуй, самая удачная часть романа. Неторопливая и размеренная, описывающая жизнь столицы Великой Империи, открывающая различные стороны жизни общества Праксиса от самых низов до самых верхов. Светские приемы с  ленивыми разговорами скучающих и утонченно-презрительных  дам и господ, решающих мелкие шкурные вопросы пока их Господин умирает в одиночестве в самом центре огромной паутины,   перемежаются с зарисовками из жизни низов, где гниль и разложение не прячут за пышными нарядами и галантными  манерами — преступность, воровство, проституция и наркотики, с которыми уже невозможно справиться самыми жестокими наказаниями. И все это создает великолепно переданную атмосферу упадка и распада, укрепляющую ощущение неизбежной катастрофы.

Но постепенно действие набирает обороты. Приметы всеобщего распада, сначала незаметные, все больше бросаются в глаза. Жесткая и неизменная конструкция Праксиса начинает рушиться, на смену устоявшемуся порядку приходят обычные спутники Смуты — война, беззаконие, всеобщая ненависть. Наступает тяжелое, жестокое время, но при этом дающее шанс всем, кто упорен, предприимчив и не боится запачкать руки работой.

И это вторая, более динамичная и приключенческая половина романа, похожая более на романы Вебера о Хонор Харрингтон, с тщательно прописанными космическими сражениями и жизнью экипажей, вынужденных месяцами проводить в изоляции. Кому-то эта часть может показаться скучноватой, но мне понравилось, что Автор не стал пренебрегать физическими законами Вселенной в угоду красочности и драматичности сюжета.

Есть и еще одна милая вещь в романе. Это ехидное описание всякого рода политиков, чиновников и дельцов, пытающихся удержать власть в рушащемся мире, издающих бессмысленные законы и приказы, делающих вид, что Империя все еще жива, когда ее обломки грозят погрести под собой все вокруг.

Вот и открыта глава истории под названием «Гибель Империи Шаа». В ней есть свои герои и свои злодеи, очередная история крушения Мира, завораживающая масштабностью и грандиозностью, происходящая в этот раз на фоне планет, орбитальных станций и сияния Вечных Звезд.





242
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 декабря 2013 г. 06:24
Любопытно, что в отзыве ни слова о Суле. Мне трилогия именно героиней понравилась. У Уильмса в блоге прочитал, что он Сулу считает похожей на Саландер, героиню «Девушки с татуировкой дракона». Причём так сильно сходство, что первой его мыслью было будто Ларсон читал его Праксис и позаимствовал персонаж :-):-). Правда, после отзывов на книгу Ларсона сходство для меня сомнительно... ну, или мы с автором Сулу ценим за разные черты характера 8-). :-) Мне даже хотелось название третьей книги перевести как «Дериву» :-) Увы, так и не смог подбить на это переводчика 8-)


Ссылка на сообщение20 декабря 2013 г. 06:32
Как Вы уже догадались, героинь не слишком люблю. Ну, я все же предпочитаю рассказывать о своих впечатлениях от содержания, не слишком раскрывая интригу. Тем более, что в Суле не нашла ничего особо интересного. Что она сделала, чтобы попасть в высший свет стало понятно сразу же с первых строк ее воспоминаний.
Сравнить ее с Саландер как то даже не пришло в голову. Хотя многие вещи в романе явно имеют связь с различными известными книгами, но тут она как -то не очень ясно просматривается . Может дальше мнение измениться? Просто пока не нашла вторую часть «Распад». Есть третья, а вот вторую придется поискать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2013 г. 07:38
Третья есть только в электронке. :-) И там же, где третья, должна быть и вторая 8-)
А что героинь не жалуете это не знал. На мой взгляд если Сула «ничего особенного», то и смысла читать продолжения почти нету.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2013 г. 07:44
А Мартинес? Герой такой положительный , что плакать хочется! Эх, это несовпадение вкусов: кому подавай плохую девчонку, а кто скучает по принцам на белых конях. Эти две противоположности должны встретиться и совпасть. Ради этого стоит читать?
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2013 г. 19:53
О «плохой девчонке» и «принце» меня бы не сильно заинтересовало. Но для меня ярлычки героев Праксиса другие.
Мартинес обычный — что в нём такого положительного прям?
Ни разу не показалась «плохой девчонкой». Что-то между «настоящей женщиной» и «той, которой не бывает, но хотелось бы»
Встретиться и совпасть? Уильямс любит хэппи-энды наполовину: проблему герои решают, а с личным счастьем классики не получается... Я потому и хотел поменять название на «Дериву».


Ссылка на сообщение21 декабря 2013 г. 01:49
Мне « Праксис» понравился даже не героями, в них особой оригинальности как раз нет, а приятным сочетанием масштабности, напоминающей старых классиков, и вполне современно поданными Звездными войнами, но не превратившимися в сказочную и сладостную чепуху. Хотя это и настораживает: вдруг, как у Вебера, у автора не хватит фантазии поддерживать интригу?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2013 г. 03:28

цитата primorec

вдруг, как у Вебера, у автора не хватит фантазии поддерживать  интригу?
А в чём интрига Праксиса? 8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2013 г. 11:21
То, что дальше будет о гибели Империи ясно уже из названия второй части — «Распад». мне лично интересно, сможет ли Праксис устоять на принципах, чуждых прежде всего человечеству. Или люди предпримут попытку создать свою независимую цивилизацию. В плане героев мне интересно, сможет ли клан Мартинесов воспользоваться ситуацией и выйти из тени. А для Сулы — конечно, сможет ли она и дальше сохранить свою тайну. У Вебера, все ясно с самого начала — будет неравный бой, но Хонор, физически и морально страдая, в нем победит — никаких вариантов, за исключением, может быть, Испытания Адом и В руках врага.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2013 г. 16:12

цитата primorec

о гибели Империи ясно уже из названия второй части — «Распад»
Так это не об империи, она не погибнет. Это у автора такой синоним гражданской войны, что ли.

цитата primorec

мне лично интересно, сможет ли Праксис устоять на принципах, чуждых прежде всего человечеству.
Не знаю, что чуждого — описание Праксиса это обычный «закон джунглей», нет разве?

цитата primorec

А для Сулы — конечно, сможет ли она и дальше сохранить свою тайну.
Опять же, если б не сохранила, то её казнили бы, беспощадность Праксиса хорошо показана с самого начала. Например, когда родителей настоящей Сулы четвертовали за коррупцию. В этом плане другого конца при разоблачении ждать не приходится. Если об интриге для героев говорить, то у Уильямса она в том, какие их ждут перепетии на войне. Даже его название третьей книги, Conventions of War, это по смыслу что-то типа «военные будни», на что приходится идти ради победы, на какие союзы. И сама интрига здесь не «каким будет послевоенный мир», а что станет с героями.

Про клан Мартинесов, про Гарета, есть отдельная повесть Инвестиции. Она по событиям идёт после трилогии.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2013 г. 07:12
Как раз про «закон джунглей» мне не показалось очевидным. Закон Джунглей — это «каждый сам за себя«и «выживает сильнейший». Праксис же — детально разработанная и рациональная система, предполагающая строгое разделение на практически не пересекающиеся социальные группы со своими раз и навсегда определенными правами и обязанностями. Более похожее на феодальную структуру Вселенной Дюны, откуда, пр- моему, и взята сама идея. А человеку она чужда, поскольку практически полностью подавляет личную инициативу, заставляя идти по единственной дороге. Если бы не война, разве имел бы Мартинес возможность проявить талант полководца и политика? Или , если бы не преступный подлог, смогла бы Сула вырваться из своей социальной группы?
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2013 г. 20:25

цитата primorec

Более похожее на феодальную структуру Вселенной Дюны, откуда, пр- моему, и взята сама идея.
Кланы аристократов похожи на мафиозные кланы, отличаясь только лоском. Единственное оправдание для них это успех. Ну и примеры героев... Мартинес не политик, а талант полководца проявляется только на войне. Сула же как раз и необычна тем, что напридумывал для неё Уильямс, обычно красивая женщина «вырывается из своей соц. группы» удачно выйдя замуж.

Кстати, для людей вовсе не характерно стремление к инициативе. Это же стремление к риску, к ответственности. По крайней мере спокойная жизнь и безответственность не чужда очень и очень многим людям.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2013 г. 12:50
Да, но инициативные определяют сюжет и в книге и в жизни. Безинициативным же достается лишь роль статистов.


⇑ Наверх