Знание сила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Знание - сила?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Знание — сила?

Статья написана 22 марта 2009 г. 01:05

Находясь все еще под сильным впечатлением, размещаю отзыв на новый фильм Алекса Пройаса «Знамение». Извиняюсь, если немного путанно, но хочется и донести понравившиеся моменты, и одновременно, не раскрывать не смотревшим сюжетных сюрпризов. Надеюсь, что получилось.

Итак.....

У Алекса Пройаса есть удивительная способность обрекать свои мысли таким образом, что на выходе они превращаются в культовое кино. Несмотря на различие тематик и вынужденные компромиссы с продюсерами, все его работы отличает общая, крайне депрессивная атмосфера, мрачный стиль повествования, нагнетание полнейшей безысходности, словно океана туч, которые заволакивают от зрителя небо, но внезапно и ослепительно, все это нагромождение тьмы разрезает отнюдь не случайный лучик Надежды.

Созерцание вечного психологического ада, который на мгновение преображается в сказочный рай — ведь, мы все прекрасно помним о том, что «дождь не может идти вечно».

И что бы там не говорили про влияние Шьямалана, «Знамение» (или чуть менее библейское, но точное название фильма- «Знание») — стопроцентно пройасовский фильм. Просто раньше, работая над «Городом тьмы» и «Я,робот» в видение режиссера примешивалось видение продюсеров, которых в большей степени заботило то, как фильм воспримет обычный зритель, чем целостность режиссерской концепции. «Город тьмы» безжалостно перекроили, и в результате, все лавры этого не понятого шедевра, достались братьям Вачовски. Во время работы над «Я. робот», продюсеры вообще взяли неконтролируемого режиссера под белы ручки, дабы он им не испортил кассовый хит со 120 миллионным бюджетом.

В «Знамении» Пройаса уже некому контролировать. Он здесь един в трех лицах: сценарист, режиссер и продюсер. Поэтому, возможно впервые у него получился именно такой фильм, каким он его задумывал, в котором он наконец смог свести воедино все свои любимые наработки.

Христианизация художественного материала, повышенное внимание к христианской символике проявились у Пройаса довольно давно. Кто считает, что это не так — не очень хорошо знаком с его творчеством. Тема Мессии Джона Мердока из «Города тьмы», тема Робота — Пророка, нового Мессии, а возможно — электронного Моисея, готового повести свой народ в собственную Страну Обетованную из «Я,робот». И в первом случае, и во втором мы наблюдали фактически, картины, напоминающие апокалипсис: жуткие твари без души, манипулирующие людьми или электронное отродье, возомнившее себя Богом. В «Знамении» из всех книг Нового и Ветхого Заветов, наконец пришла очередь «Откровений Иоанна Богослова», и апокалипсис воцаряется на экране в полном, не урезанном варианте.

Тон фильму задает фрагмент лекции в исполнении главного героя, который не может определиться с выбором правильной теории бытия: предопределенность Высшего разума или слепой случай, Теория Хаоса. Кто мы — пешки на чьей-то доске или песчинки, стихийно разлетающиеся в разные стороны? А может быть одновременно, и то, и другое?

Волею судьбы, профессор получает в руки листок с таинственными цифрами, которые могут, как он считает изменить судьбу мира. За каждой цифрой — чья-то жизнь, и даже не одна. Но даже полностью расшифровав это полученное Знание, герой Кейджа чувствует себя совершено беспомощным.

Он мечется, как крыса в лабиринте, пытаясь предотвратить то, что предопределено, но потом понимает, что Знание, наука, теоретические выкладки здесь бесполезны. Какой толк от этого знания, если оно не в силах изменить сложившийся ход вещей? Герой — ученый, в один прекрасный миг вдруг понимает, что вся наука в данном случае- астрофизика, может лишь констатировать факт, но не в силах его изменить, как-то повлиять на его неизбежность.

Мы снова попадаем в типичную для режиссера тягучую атмосферу, которая сначала давит, потом душит, а затем шепчет на ухо, что хорошим это не закончится. Из ориентиров для сравнения, я бы выбрал не Шьямалана, а фильм Марка Пеллингтона 2002 года «Человек- мотылек», с которым у «Знамения» даже частично совпадают сюжеты: те же пророчества неизбежных катастроф, те же странные посланники, пытающиеся предупредить, та же попытка предотвратить трагедии….. В оправдание Пройасу можно заметить, что в основе «Человека-мотылька» лежит документальная книга, в которой изложены, вроде бы реальные факты. Так, что как страшно это не звучит, в основе фильма могут лежать частично подлинные факты. Все, я пошел запасаться консервами.

Но будет и во тьме свет, иначе бы это был фильм другого режиссера. Предопределено все: и конец, который, одновременно служит новым началом. Перелистнув страницу, натыкаемся на конец главы, но мы знаем: за ней начнется глава новая. Несмотря на все, все, все, как и в других своих фильмах, под конец Пройас приберегает свой самый теплый лучик Надежды.

Я не являюсь поклонником Николаса Кейджа, но считаю, что на этот раз с выбором фильма он не ошибся — отыграл не гениально, но вполне достойно, по крайней мере лучше, чем в несметном количестве других проектов.

Наверное, фильм провалится в прокате — есть у меня такое Знамение, которое скоро перейдет в уверенное Знание. Ну и пусть, фильмы Пройаса никогда особо не дружили с кассовыми сборами, довольствуясь гораздо более значительным уделом: о них яростно спорили, обсуждали, а главное — помнили. В киноискусстве культовый статус, зачастую стоит гораздо больше суммы, которая написана на чеке. И здесь могу с уверенностью констатировать: поклонники режиссера уже получили новый культ.





541
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение6 апреля 2009 г. 01:25
Потрясающий фильм, постоянно создавающей чувство, что у режиссера еще тысяча тузов в рукаве. Просто отлично сбалансированый фильм. Начало очень интересное, зараждает в нас интерес, потом вечное метание героя действительно в атмосфере полной безнодеги. Причем все это сделано с эффектными, зрелищными сценами: падение самолета или поезда. Ну и просто безподобно жесткая, незаштампованная концовка. В чем то напомнила мне 12 обезьян, немного, конечно, с примесью вызвать слезу у смотрящего, в случае с отпусканием ребенка для жизни, но все равно бесподобная. Кейдж тоже отлично справился со своею ролью. 9,5.


Ссылка на сообщение18 июня 2009 г. 12:26
Посмотрел на ДВД где-то месяц назад. Что сказать? От фильма веет такой гнетущей атмосферой и чувством безнадеги, что как-то не по себе аж становится...
Это безусловный плюс. Но все же показалось, что чего-то не хватает, что еще немного и получится выдающийся фильм. Но в итоге получился просто хороший:-)
Оценка: 7.510. Правда качество хромало, возможно оно-то и съело полбалла, не позволивших поставить восьмерку


Ссылка на сообщение23 июня 2009 г. 15:44
Я полностью согласна с мнением молодого человека под ником Fearless о том, что данный отзыв написан с горячей головой. Но, собственно, это в какой-то степени даже хорошо, нежели плохо: душевная ритмика рецензента абсолютно не совпала и соскочила в нескольких местах с ритмикой самой картины. И получается, что автор статьи, сам того не желая, разбавил депрессивную тягучесть «Знамения» своим скорополительным авторским импульсом. Для потеционального зрителя — это хорошо, для объективной рецензии — это плохо. Но получилось увлекательно, как минимум: судя по комментам, многие пользователи благодаря именно этому отзыву ознакомились с картиной. А это ли не конечная цель любой рецензии: донести добротное кино до своего потенциального зрителя? Так что отзыв немножко сыроват и перекошен, но со своей функциональной составляющей справился на «5»
И пускай автора статьи не огорчает то обстоятельство, что фильм определенно провалится в прокате: серьезный зритель, благодаря Вам, найдет свое серьезное кино и без тривиального пиара, что само по себе уже позитивное явление :-)


Ссылка на сообщение31 октября 2017 г. 03:09
Решил вашу колонку с начала листать. Эта статья привлекла особое внимание, так как преклоняюсь перед Вороном и Темным городом Пройаса, и мне нравится Я,робот. (Извините, но думаю факт наличия библейских аллегорий в этих фильмах натянут) А вот Знамение мне показался проходным, с недокрученной атмосферой, но с неплохой интригой.
И, как уже можно судить, фильм культового статуса не получил...

Спасибо за статью!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 октября 2017 г. 05:14

цитата lomakos

А вот Знамение мне показался проходным, с недокрученной атмосферой, но с неплохой интригой.

Этому отзыву уже 8 лет. С тех пор много воды утекло, и вкусы изменились, и статьи стали значительно больше и т.д. Реально никому не советую читать мою колонку с этого периода. Я бы эти статьи давно потер, но останавливает лишь то, что под некоторыми есть комментарии.
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2017 г. 09:05
fox_mulder а я все равно прочту! :-[ творческий путь важен с самого начала ))
 


Ссылка на сообщение4 августа 2020 г. 19:32
Прошу прощение, что вмешиваюсь8:-0 У меня тоже здесь идеальное совпадение: обожаю читать эту АК (через какое-то время всё выглядит иначе)

Творческий путь — реально интересная штука. Но у меня ко всему прочему складывается особое ощущение: славно статьи от времени аккумулируются и напитываются ещё какой дополнительной витальной энергией. Ну здесь вероятно, идёт личная подкраска читателя, — моя в смысле:-)
 


Ссылка на сообщение4 августа 2020 г. 19:36
Малдер, я Вас очень прошу и буквально вот так вот падаю на колени^_^ Не надо ничё тереть в этой прекрасной и добротной АК8-)
Я обожаю Ваше творчество давно и сильно. Исчо +десять комментов под каждой статьёй напишу — если это поможет уцелеть моим любимым статьям, честное слово!8-):-D


Ссылка на сообщение4 августа 2020 г. 19:27
Отличный отзыв! Спасибо! :beer:
Про «крысу в клетке» очень понравилось: отличная метафора нашего Знания, которое через раз таковым является. (Порой голый академизм мы путаем с мудростью Вселенной)
Я тоже не являюсь фаном Николаса Кейджа
Но после «Оружейного барона» Эндрю Никкола я влюбилась именно в такую оригинальную актёрскую подачу хронического меланхолика с влажным взглядом перманентного ко всем сострадания (и к себе в том числе). Это очень сложная эмоция — Кейдж воплощает её в кадре идеально.
Спасибо за труд8-) Великолепный текст на (как я поняла, ибо пока не смотрела) на не совсем плохой продукт кинематографа:-)

Картинок только не хватило8:-0 Я обожаю, когда с картинками — причём, чем больше, тем лучше:-):-D
Страницы: 12

⇑ Наверх