Весь этот джакч


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «NataBold» > Весь этот джакч
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Весь этот джакч

Статья написана 23 января 2014 г. 13:24

- дилогия, представленная двумя повестями известных писателей, не раз выступавших в соавторстве: Андрея Лазарчука и Михаила Успенского. Искушенный читатель без труда, по одному только стилю, определит, кому принадлежит авторство каждой части. Если «Соль Саракша» — рассказ от первого лица, живо напоминающий внутренний монолог парня из преисподней, то «Любовь и свобода» изобилует пространными диалогами, отличается несколько рваным повествованием, нечеткой картинкой, результатом крайне скупых описаний, что в сумме придает повести довольно мрачную и гнетущую атмосферу.

Не равны части и по смысловой составляющей, но об этом чуть позже.

«Весь этот джакч» — параквел к роману братьев Стругацких «Обитаемый остров». На страницах двух повестей мы узнаем историю Поля Гнедых – одного из второстепенных персонажей мира «Полдня». Не являясь главным действующим лицом и здесь, Поль Гнедых тем не менее постоянно присутствует и в «Соли Саракша», и в «Любви и свободе», выступая скорее как символ и путеводная звезда в довольно мрачном мире Страны Неизвестных Отцов. Действие повестей разворачивается на окраине бывшей Империи, на самой границе с Пандеей, где в Верхнем Бештоуне идет стратегически важная добыча соли, а потому городок солекопов становится средоточием самых разных сил, преследующих совершенно разные цели.

Первая повесть – «Соль Саракша» представляет собой классический роман взросления. Запутанный сюжет снабжен несколькими довольно шаблонными, но ярко прописанными и оттого живыми персонажами. Сумасшедший ученый и его страшный слуга – классические персонажи подростковой прозы – поднимают на страницах повести достаточно сложные вопросы, далеко уводящие их от штампованных, неживых образов. Вообще «Соль Саракша» переполнена узнаваемыми образами. Едва не на каждой странице авторы отсылают читателя к тем или иным реалиям мира Стругацких, и разгадывать эти аллюзии и отсылки довольно приятно. Сами герои обладают живыми, и главное – меняющимися характерами. Практически все персонажи даны в развитии, их становление наблюдаешь своими глазами, им сопереживаешь, что наряду с прекрасными описаниями – природы, быта, нравов – дает высокую степень погружения в текст. «Соль Саракша» читается очень легко, буквально на одном дыхании и оставляет приятное послевкусие.

К сожалению, «Любовь и свобода» представляет собой вещь совершенно другого плана. Несмотря на то, что в первой части главные герои уже вышли из детского возраста, они больше похожи на подростков, чем одиннадцати-тринадцатилетние мальчишки и девчонки второй повести. Повесть «Любовь и свобода» рассказывает о событиях, произошедших в Верхнем Бештоуне спустя пятнадцать лет после событий, описанных в «Соли Саракша». На сцену выходят дети героев первой повести. Им предстоят совершенно не детские испытания. Выбранный стиль повествования нагнетает зловещую атмосферу неизвестности и безысходности. Со страниц повести ощутимо веет холодком. Почти бесстрастны дети, столкнувшиеся с тяжелыми потерями и вынужденные действовать абсолютно самостоятельно, без всякой поддержки взрослых. Они то скованы страхом, то переполнены ненавистью. Весь их внутренний мир показан скупо, на расстоянии, и можно лишь догадываться, что именно происходит у них в душе. Главный герой, данный в максимальном приближении, слишком погружен в проблемы выживания. Это помогает ему не думать о произошедшем, соответственно произошедшее практически никак не отражается на нем. Да, он взрослеет, взяв на себя ответственность, но это вынужденное, практически неосознанное, рефлекторное вступление во взрослую жизнь. Даже становление героя как мужчины происходит не по его инициативе. Не зря один из персонажей почти в самом финале истории говорит ему, что он, в отличие от прочих, почти не изменился. Таким образом повесть «Любовь и свобода» никак не может быть названа ни подростковой повестью, ни повестью взросления. Ничего этого там нет. Есть безжалостный триллер с прекрасно выписанной атмосферой апокалипсиса, но на фоне «Соли Саракша», столь богатой на живые, развивающиеся характеры, этого не достаточно. Не спасает и сюжет. По большому счету его нет там: повесть «Любовь и свобода» представляет собой историю выживания и в отрыве от первой части, которая является вполне самостоятельным, законченным произведением, воспринимается с трудом.

Тем не менее, цикл «Весь этот джакч» можно смело рекомендовать как поклонникам братьев Стругацких, так и тем, кому нравится творчество Лазарчука и Успенского.





175
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 января 2014 г. 17:48
На мой взгляд, «Соль Саракша» — история детского взросления в условиях мира. «Любовь» же — в условиях войны всех против всех, распада и полной гибели привычной действительности, когда детям приходится воевать, чтобы выжить, чтобы отстоять остатки своего мира перед атакой здешних и нездешних сил. О первой книге можно сказать, что она мила. О второй — что наполнена эмоциональным и идейным смыслом. То, как Лазарчук этой своей повестью напоминает о почти забытом турбореализме, делает ее не просто очень современной, а, скорее, тревожно предупредительной. Мне она показалась самым ярким или одним из самых ярких событий русской фантастики прошлого года.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 января 2014 г. 18:18
одна проблема: я к сожалению не увидела во второй книге детской психологии и собственно процесса взросления
персонажи очень «заморожены», себя проявляют под давлением обстоятельств, осознанных выборов нет, или нам о них рассказано очень издалека: главный герой с головой уходит в проблемы быта и виживальщины, прячется в них, действует практически инстинктивно, не включаясь в происходящее ни головой, ни сердцем (рефлексии отсутствуют), герои, претендующие на характер, это второстепенные женские персонажи показанные очень издалека, плюс в критические моменты вообще изъятые из поля зрения — где Илли? да ее там убили где-то за кадром, когда она насильника пыталась зарезать.
Для взросления — имхо — нужны точки слома, на которых было бы четко видно, до часа Х герой был таким и таким, после изменился так-то и так-то, потерял такие-то убеждения, приобрел этакие в результате следующих собыйти и своих поступков/мыслей в связи с этими событиями.
Но мы не знаем, что думает и переживает главгер.
Лично я вижу только физиологическую реакцию на страх: Лимону хотелось говорить, говорить, говорить, и он только огромным усилием воли заставил себя заткнуться — автоматизм действий как результат постоянного страха и желания просто выжить, не задумываясь хотя бы на шаг-два дальше (Потом Лимон увидел в своей руке пистолет. Так с ним и бросился. Ну… бывает). Все-таки взросление — это нечто большее, чем физиология и рефлексы.
Развития героя я тоже не вижу: как в начале он все пытается избавиться от брата, запрещая тому следовать за собой, так в конце радуется, что тот слинял, и не надо больше о нем думать.
Где там взросление?
В чем?


Ссылка на сообщение23 января 2014 г. 22:22
Редкий правдивый отзыв на замечательную работу Мастеров. Без упрёков к некогда любимым авторам, без надрыва, без ажитации. И без предубеждений насчёт «серийного хлама».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 января 2014 г. 22:45
спасибо!
:)
 


Ссылка на сообщение23 января 2014 г. 23:53
Правду говорить легко и приятно.
 


Ссылка на сообщение23 января 2014 г. 23:56
:)


⇑ Наверх