Лишь волны морские прославят


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Лишь волны морские прославят вдали геройскую гибель "Варяга". К 110 -й годовщине подвига русских моряков
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лишь волны морские прославят вдали геройскую гибель «Варяга». К 110 -й годовщине подвига русских моряков

Статья написана 9 февраля 2014 г. 12:15

Олимпиада, Олимпиадой, но сегодняшний день примечателен и без сочинских Игр. Сегодня — 110-летие начала русско-японской войны и подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».


крейсер «Варяг»

Эти слова знает каждый:

                         Наверх, вы, товарищи, все по местам

                         Последний парад наступает!

                         Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,

                         Пощады никто не желает!


командир крейсера «Варяг» Руднев
9 февраля 1904 года /27 января по старому стилю/, в первый день русско-японской войны, у корейского порта Чемульпо — ныне Инчхон — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с 14 японскими миноносцами. Сражение длилось 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, потопив один миноносец и серьезно повредив два крейсера. Сам «Варяг» получил пять подводных пробоин и лишился трех орудий. Офицер и 30 матросов были убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. Крейсер не имел возможности продолжать бой и вернулся в порт. После оценки серьезности повреждений, оставшиеся орудия и оборудование на нем были уничтожены, на корабле открыли кингстоны. «Варяг» был затоплен, а канонерская лодка «Кореец» взорвана.


памятник нижним чинам крейсера «Варяг» на Морском кладбище Владивостока
После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них скончались. Умирая от ран, они просили похоронить их на русской земле. Выполняя последнюю волю героев «Варяга», русское правительство в 1911 году обратилось к японским властям с просьбой разрешить перенос праха матросов во Владивосток. Такое разрешение было получено. 20 декабря того же года состоялось погребение останков героев на Морском кладбище. А уже летом 1912 года над братской могилой поднялся скромный обелиск из серого гранита, возведенный на народные деньги и увенчанный стилизованным изображением Георгиевского креста. На фасаде обелиска надпись: «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». Рядом с памятником героям «Варяга» находятся могилы моряков — участников русско-японской войны.

Сейчас модно заниматься переоценкой исторических событий. Рассуждать, что и как надо было делать. Но что бы не говорили современники, для меня и для всех, кто так или иначе связан к военно-морским флотом, «Варяг» — имя особое. Его экипаж — простые моряки и офицеры — были героями. И такими останутся навсегда.

                        Не скажет ни камень, ни крест, где легли

                        Во славу мы русского флага,

                        Лишь волны морские прославят вдали

                        Геройскую гибель «Варяга».


9 февраля 2014 года. Современный крейсер «Варяг» в порту Владивостока
Нынешний «Варяг», гвардейский ракетный крейсер — флагман Тихоокеанского флота/ТОФ/. Свой флагманский ранг он получил в  2002 г. Корабль может  совершать походы протяженностью до 9 тыс миль /17 тыс  500 км/, вооружен  мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, реактивными бомбометными   установками, торпедными аппаратами и несколькими артиллерийскими  установками различного калибра. Всего лишь несколько дней назад флагман ТОФ вернулся из дальнего похода





250
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:36
Большое спасибо за статью!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 12:38
Пожалуйста.


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 14:12
Ужасная, трагическая история, что и говорить.
Кстати, факт потопления японского миноносца активно оспаривается.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 14:22
Сейчас можно оспаривать, что угодно, пытаясь умолить подвиг моряков. Но есть факт: « Варяг» — это символ. Легенда. И так будет, кому бы там не хотелось представить все по- другому.
Интересный факт: После легендарного боя в бухте Чемульпо «Варяг» пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем «Соя». Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме — «Варяг». Напутствуя каждый новый выпуск курсантов, японские педагоги подчеркивали мужество его русского экипажа.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 15:29

цитата primorec

« Варяг» — это символ. Легенда.
Да.
Но вот вопрос — почему не «Кореец» стал символом?

цитата primorec

Интересный факт
Якорь от него, в отличие от Варяга, грамотно полностью уничтоженного, тоже вдохновлял будущих японских ВМФ-оцев, и был поднят специально для этой цели.

цитата primorec

пытаясь умолить подвиг
Сколько подвигу не молись, ошибки командования не прикроешь.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 15:38
Я считаю, что глупо через столько лет обсуждать ошибки и упущенные возможности. Не мы жили в эти времена и никогда достоверно не узнаем, почему те или другие люди принимали такие решения. Документы рассказывают лишь о фактах, но никак не о чувствах и ходе мыслей людей. Нам, думаю, стоит озаботится не прошлым, а настоящим, чтобы через 110 лет потомкам не надо было ломать голову над мотивами наших поступков.
Ну, а почему не « Кореец» , а « Варяг» , то тут понятно. Это был отряд, и флаг отряда был на крейсере. Да и как боец « Кореец» не мог сыграть никакой роли в сражении. Канонерская лодка — а на одной такой я была- очень небольшое и абсолютно незащищенное судно.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 15:55

цитата primorec

Документы рассказывают лишь о фактах, но никак не о чувствах и ходе мыслей людей.
Ну что Вы. Описания того, как два корабля шли в бой мимо «нейтралов» полны истинного пафоса. И то, как встречали моряков в России — тоже очень любопытно, с точки зрения чувств. И того, что было через год с этими чувствами.
да и в отношении предки-потомки — многие, куда более достойные, достижения сгинули, а песенка осталась. Что же такое просочилось от «серебряного века» вниз, что мы до сих пор, через более чем полный событиями век, слышим и слушаем Варяга и На сопках Маньчжурии?

цитата primorec

флаг отряда был на крейсере
Для народной памяти это не имеет значения. Флаг есть на каждом корабле и судне, кстати.
А для историков именно указанный факт — повод осудить и Рудина, и его начальников. Хотя по большому счету, для них эта история про капитана, который влип в положение, из которого можно было выбраться только при помощи инициативы на грани героизма. Личного, без советов в кают-компании и воодушевления кочегаров.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 16:10
Кое- что «просочилось». Мне трудно это объяснить, если Вы не родились в городе, где принято уважать военных моряков. Наверное, это поймут жители Севастополя или Вилючинска. Это, кстати, одна из причин, почему 30 лет назад бросила Москву и вернулась на Дальний Восток.
А что касается обсуждения событий 110- летней давности, на тему, кто и почему так поступил, принял ли правильное или неправильное решение, то это рассуждения на уровне опроса « Дождя». Нет у нас, обычных обывателей, такого права судить: ничего равнозначного мы пока не свершили, чтобы заявлять, что свершения других ничего не значат. Может профессионалы- историки и могут теоритизировать на эти темы, но это ничего не изменит. Есть факт. Есть Легенда. Есть Символ. Это как развенчивать легенду о Суворове или Илье Муромце. Сотрясение воздуха и ничего более.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 17:25

цитата primorec

Нет у нас, обычных обывателей, такого права судить: ничего равнозначного мы пока не свершили, чтобы заявлять, что свершения других ничего не значат
Ерунда. Не работает правило «сперва добейся» — Вы же разместили этот пост. И книги Муру и Доценко не для мертвых писаны. И, если так уважаете мнение моряков, то знаете вот эту надпись.
И не называйте ни Чемульпо, ни Цусиму свершением. Пожалуйста. Издевательством звучит.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:19

цитата ааа иии

Ерунда. Не работает правило «сперва добейся» — Вы же разместили этот пост. И книги Муру и Доценко не для мертвых писаны. 

А жаль, что не работает. Легко сейчас рассуждать, сидя в тепле и за компьютерами, как бы поступили и что бы сделали. От нас вообще требуется один раз в 4-5 лет дойти до избирательных участков, и то большинство на такой «подвиг» не согласны.
Свой пост написала поскольку меня взволновала эта тема: о знаменательной дате, которую практически забыли. Потому, что выросла в городе моряков, наблюдала, как название «Варяг» переходит от одного корабля к другому, чтобы на флоте всегда был корабль с таким названием. Потому что присутствую каждый год на памятной церемонии на Морском кладбище, и мерзну вместе с моряками на причале в февральский день на церемонии на современном «Варяге». Потому что говорю с офицерами и простыми матросами, военными историками и поисковиками. И имею свое мнение, которое выразила в этой статье. Для этого — выражения своего мнения — я и завела авторскую колонку.

цитата ааа иии

И не называйте ни  Чемульпо, ни Цусиму свершением.


Русско-японская война не была свершением. Как и любая война. Но это не умоляет действий русских моряков, верности долгу и присяге — это свершение. Японцы это понимают, корейцы, китайцы, сохраняющие памятники русским морякам. Не понимаю, почему это надо доказывать некоторым русским?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 16:22
Да, еще. Я имела виду ФЛАГ ОТРЯДА, обозначающий командование в отряде, а не флаг, как предмет


Ссылка на сообщение9 февраля 2014 г. 16:30
Все, пошла отдыхать. Три дня мерзла на улице, устала и хочу спать. Пишите, отвечу завтра.


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 00:46
Спасибо за Память и статью! Давно лежит заготовка к одному материалу, связанному с дальневосточной фантастикой. Цитата (в надежде на Вашу помощь): «...- То-то, откуда. Мал ты, молод. Наклали его туда, на дно, когда тебя еще на свете не было. В девятьсот четвертом-пятом году, вот когда. Когда с японцами воевали, и они нам наклали. То, то! Вместе с косточками
вице-адмирала Макарова железо лежит. Я служил тогда во Владивостокской эскадре, которой командовал Эссен. Чего только не насмотрелся, чего не наслышался! Хорошего мало. Сколько кораблей, сколько людей погибло На одном «Петропавловске» семьсот человек, в Цусимское сражение — семь тысяч: «Варяг», «Кореец», «Енисей», «Боярин», «Стерегущий», «Страшный», «Петропавловск»... У Цусимы целые две эскадры ко дну пошло. Пересчитать невозможно Порт-артурский флот перед сдачей крепости почти весь уничтожен».
Что-то с Эссеном не так, как мне кажется. Или так %-\ Если сможете помочь — буду премного благодарен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:21
Обязательно сделаю, что смогу. Поспрашиваю, в том числе у наших книголюбов и библиотекарей.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:26
Заранее благодарю. Не теряйтесь, пишите чаще 8-)
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2014 г. 01:32

цитата visto

Не теряйтесь, пишите чаще


Не от меня зависит. Сейчас чаще в разъездах, чем дома. Наберу материалов, потом сижу разбираю ночами.


⇑ Наверх