Марксизм и вопросы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Miya_Mu» > Марксизм и вопросы языкознания
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марксизм и вопросы языкознания

Статья написана 18 марта 2014 г. 01:18

Так вот о сравнительной лингвистике, с помощью которой можно было бы вытащить  всю цепочку срез реальности-мышление-ценности-мотивации-цель-действие, которыми оперирует автор. Можно бы. Бы, понимаете ли.

Оказалось еще интересней, чем я предполагала, но и значительно сложнее — никакой литературы о анализе текста на русском языке так и не удалось найти. То есть ничего конкретного, теории-то расписаны вдоль и поперек...в таких, однако, выражениях...мда.

Смысл, говорят, не является постоянным, но зависит от конструала. От конструала, значить. А языковые конструалы порождают проблемы концептуальности.

Богато излагают, что сказать.

Чтобы прорубить все это богатство нужен не один год, а чтобы перевести с птичьего языка на человеческий и надеть на него конкретику, вдвое больше.

Вот в этом месте надо сказать о том, почему  в России эта тема так неразвита. Все же помнят о гонениях на кибернетику и генетику в свое время? Не  знаю, насколько широко известно, что на лингвистику тоже были наложены очень жесткие ограничения; ну что там ограничения, целое направление лингвистики было объявлено вредительским и множество проектов свернули. Причем если происхождение языков и историческая лигвистика еще как-то выжили, то  самое важное для нас  — когнитивная лингвистика (просто говоря, анализ текста и речи на интеллектуальный/социальный уровень речующего и, ergo,  его групповую принадлежность) было совсем запрещено, как классово чуждое.

Язык как надстройка мыслящего сознания — вместе с его изменчивостью и непрерывным формированием — был объявлен буржуазным заблуждением, «после Октябрьского переворота русский язык не менялся» — было произнесено и впечатано в учебники, и вот вам результат, двенадцать негритят.

Милейшая Кадендула в прошлой колонке задала вопрос, примерно звучавший, как «сравнение каких языков?».  Если даже не считать, что  неполные фразы не всегда понятны, в тупик меня поставил сам факт того, что речь шла о анализе литературных текстов и все, на мой взгляд, было предельно ясно, —   мне  сложно вообразить человека, который в профиле заявляет о интересе к предмету, но не знает  о когнитивном аспекте сравнительной лингвистики.

(То есть — повторю для сугубых технарей — о предмете, изучающем то, как по синтаксису, грамматическим конструкциям и проч. понять, на каком уровне мыслит автор, как работает его понятийный и онтологический аппарат, а также много всяких занимательных подробностей).

То, что Календула не знала про такую область сравнительной лингвистики, само по себе не страшно — но потом я подумала-подумала и пришла к выводу, что  как  эту важную тему обескровил Величайший лингвист всех времен и народов (брошюра 1950 года «Марксизм и вопросы языкознания»), так она и осталась анемичной и вялой. До распада Союза историческая компаративистика так и превалировала над компаративистикой когнитивной и групповой , а потом, видно, не до этого оказалось — все увлеклись подсчетом слова «снег» у эскимосов. Хотя казалось бы.

***

Вот еще о когнитивной лингвистике — то есть устной или письменной речи как надстройки сознания.

Например, если пользоваться таблицей Грейвза (можно и любой другой, нам нужна только верибильная точка отсчета), то секрет писательского успеха раскладывается на составляющие неожиданно просто.

Возьму для примера Пелевина, ладно? Это очень богатый пример, очень. Ну не  брать же Перумова, скажем,  с его «два притопа, три прихлопа» — с этой позиции можно анализировать любой текст и найти там много гитик, но давайте посмотрим на максимально рястянутые по вертикали тексты.

Вот буквально в двух словах — следите за руками: Пелевин описывает мир третьего и четвертого уровня (выживание, бабло, власть, иерархия) картинками пятого (разнообразие образов и наукообразные, логикоподобные объяснения) с попутным развенчанием шестого (классический романтизм, интеллигентность, непрактичность, неконкретность). При этом он пользуется средствами седьмого (проработка  и описание нескольких систем и наведение мостиков между ними) и протаскивает читателя за собой в  якобы-восьмой (изнанка мира и универсализм). Восьмой на самом деле выглядит не так, реально вместо подъема читателя в восьмой он сваливает его  во второй (таинственный и страшный мир, задабривание духов для общей безопасности)  — и все в восторге, как дети на американских горках.

Повторить этот трюк никто не может, потому как талант Пелевина не литературного рода, а мыслительного — такой диапазон почти во всю октаву, моментальное переключение с любой модели мышления на любую другую.

Фактически, именно таким диапазоном задействуются разные читательские страты, а уровни становятся проницаемы.

Теперь возьмите дикого, только что с пальмы, МТА в худшем смысле этого термина. Писал бы он про внятную ему обезьянью жизнь в словах и конструалах (дивное  слово!) своего второго-третьего уровня, проводя героя на уровень-другой выше — этически, ценностно, прежде всего — цены бы этому не было. Но когда он — МТА, в смысле, в худшем значении — начинает мешать язык Тургенева и Лимонова, являющиеся надстройками совсем других способов жизни и сознания, то хоть святых вон выноси.

С точки зрения  моделей мышления анализировать текст худо-бедно мы можем, но хотелось бы подробней о средствах выражения.

Хотелось бы, а  нету.

Связка язык-мышление вообще вопрос первостепенный  для послевоенных лингвистики и философии и каждый образованный человек, казалось бы, должен в нем разбираться хоть на базовом уровне — для критиков и всяческих жюрений без этого  вообще никак. Никак не отличить коммерческую литературу от подлинной, а претензию от искренности, — все отдано на откуп случайности и личным качествам критика. Назад в дописьменную эпоху стройными рядами, ура, товарищи.

И вот сидим мы все такие, сожалеем об упадке русской литературы и недостатке Белинских, а ручки-то вот они. Более того, англо- и франкоязычная лингвистика нашу проблему не решат, поелику каждый язык обладает своими слепками; ну и с отсутствием профессиональной школы критиков тоже все становится понятно — откуда ей взяться, если главный метод и инструмент оценки текста изъят из обращения.

Так что я на эту тему буду дальше искать, а пока что скажу подробней о моделях мышления и о  том, как  они задают мировозрение. При желании из них тоже можно вынуть относительно беспристрастные критерии для оценки текста.

Кстати, когда мы говорим о том, что кто-то живет в другой реальности, это тоже к таблице Грейвза. Я ее перевела на русский, как просили, и сейчас выкладываю еще раз.

PS «дифференцированное мышление» можно перевести как «различающее». Ничего популярного я так и не нашла, но вот, например, работы Мераба Мамардашвили «Эстетика мышления» разрабатывает именно его — и не так сложно, как французкие постструктуралисты. Всячески рекомендую, для начала, наверное, одно из лучшего.

ТВС (Морген, морген)





208
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 09:37
Я начинаю понимать. что именно мне напоминает общение фанатов WOW на их секретном языке.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 17:48
Хехе :-D
«Страшно далеки они от народа», да.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 18:33
Это первый слой ассоциации. Второй не так приятен. 8-)
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 00:05
А то я не знаю ваш мерзкий непростой характер! Не обижайтесь :beer:


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 10:56
При все уважении к автору колонки..
Я конечно понимаю восторг любителя при встрече с когнитивной лингвистикой, но просто смешно предполагать, что она дает какие-то прямо совсем новые инструменты по работе с текстом. Да и гипотеза linguistic relativity уже много раз пересмотрена.

Методология не плоха, хотя и не проработана еще, можно работать, она продуктивна, в том числе и для исследования текстов в которых доминирует эстетическая функция, но при таком безудержном энтузиазме, любое научное начинание все равно все больше напоминает мифы «нейролингвистического програмирования» .


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 11:11

цитата Miya_Mu

Повторить этот трюк никто не может


Не смешите пожалуйста:-)))

цитата Цефтриаксон

описывает мир третьего и четвертого уровня картинками пятого с попутным развенчанием шестого При этом он пользуется средствами седьмого


Это зависит от методологии анализа, а не от конретного автора, который вас очаровал;-)
Итальянские семиотики по таким уровням раскладывают попсовые песенки «Тра-ля-ля, я тебя люблю», а миров-уровней, как вы их называете не меньше. В когнитивной поэтике можно найти сходные «анализы» по самым разным авторам, и поделки «низового романтизма» начинают выглядеть посложней Пелевина, а если вы посмотрите работы по анализу массовой культуры, то рядом с комиксами про Deadpool''''а Пелевин будет несложней детской игры в крысу.

Хотя я понимаю, и где-то даже сочувствую любительскому энтузиазму, когда при помощи очередной чудодейственной методологии раскрываются все тайны, а любимый автор выглядит еще лучше и любимей. Но все таки — умеренность и сомнение:-[
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 11:21

цитата DedUshka

Это зависит от методологии анализа, а не от конретного автора, который вас очаровал


Ну вот. А я только хотел вступить в секту. :-)))
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 18:01
Я, видно, недостаточно ясно высказалась.
Речь не о когнитивной лингвистике как таковой — меня она вообще мало интересует — а о черной дыре, куда ухнула советская философия языка. И о том, что надо бы оценить последствия.
Все остальное — лишь варианты примеров, а совсем не то, что вы подумали.
(Да и Пелевин не самый любимый писатель, с чего бы такой вывод?)
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 18:34

цитата Miya_Mu

а о черной дыре, куда ухнула советская философия языка

Можно тут поподробнее?
(не сарказм и не под№;б. действительно интересно. Особенно насчёт советской философии языка)
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 19:05
Можно, конечно, но сначала скажите — вы в курсе дискуссии вокруг языкознания конца сороковых? Там я давала ссылку на работу Сталина, вы посмотрите по ней, а я потом добавлю живых деталей.
С другой стороны, послевоенная западная философия занималась проблемами языка (язык и сознание, язык и реальность, символизм и герменевтика, — о герменевтике надо отдельно), настолько активно, что это дошло до широкой публики и коллективного, так сказать, бессознательного — а у нас были исключительной силы философы, занимающиеся тем же, но практически в изоляции не только от мирового метаболизма, но и от «широкой культуры».
Я понимаю, что вы хотите конкретней, но я даже в растерянности и не соображу сейчас, с чего начать. Наверное, надо отдельный пост под это делать.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 19:33
Понял. Попробую осилить )


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 16:21
Основываем новую школу, мнэ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 17:53
В каждой шутке есть доля шутки
Хорошо бы кто-то залатал обрыв цепи, но я посмотрела видео с современных семинаров по теме и пока что вроде как некому.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 23:26
Если обрыв залатать нечем, кидают байпас. 8:-0
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 23:46
Представила себе схемку, где ни одна цепь не включается, все на скоче, веревочках и байпасах, никогда не знаешь, то ли током е@нет и и трансформаторы полетят, то ли все-таки сработает...это вы хороший образ придумали))
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 23:53

цитата Miya_Mu

то ли током е@нет и и трансформаторы полетят, то ли все-таки сработает

Вообще-то дихотомия мнимая. Отрицательный результат... Барта мы тоже любим. Жива шрёдингерова шмара, или не очень — не суть важно в масштабах мировой революции.
А за оценку скромной аллегории — мерси!


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 20:01

цитата Miya_Mu

Я, видно, недостаточно ясно высказалась.
Речь не о когнитивной лингвистике как таковой — меня она вообще мало интересует — а о черной дыре, куда ухнула советская философия языка. И о том, что надо бы оценить последствия.


Ах вот вы о чем! Ну это же банальность, извините. Советская философия языка ухнула туда же куда и философия на этом пространственно-временном отрезке — это место вонючее и малоинтересное.
Что же касается темы, то, если я правильно вас понял, сходными проблемами все-таки занимались целый ряд классиков. Самого разного плана, чем вас не устраивают Лотман и хоть бы Лихачев? Лотман даже не так сильно был оторван, если сравнивать с другими. О вообще сознании речь не шла, разумеется, такого нет просто. Но если взять эту вашу «цепочку», то задача исследования историко-литературного контекста, она ведь об этом. Просто научно построже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 22:52
Лотман как раз хороший пример анемии нашего языковедения. Сравнить с французкими структуралистами или с английскими шекспироведами — душераздирающее зрелище, человек находился в клетке запретов буквально на все.
И еще раз, — я не говорю о историко-литературном исследовании, а прямо напротив — о когнитивном значении языка .
Как раз то, о чем вы и говорите — рухнуло туда же, куда и философия. Действительно непонятно, что я всего лишь хочу описать эту ситуацию культурной стагнации? Постараюсь впредь говорить яснее.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 23:37

цитата Miya_Mu

Действительно непонятно, что я всего лишь хочу описать эту ситуацию культурной стагнации?


В общем-то нет. Извините непонял тут. Зачем об этом спорить? Это видно невооруженным взглядом, а уж изнутри так и видно и воняет просто. Особенно если сравнивать со сверхпродуктивностью конца 19 начала 20 века России, постепенное угасание к современному гниению.

Но мы согласны только по этому общему вопросу, общей оценке.

цитата Miya_Mu

Лотман как раз хороший пример анемии нашего языковедения. Сравнить с французкими структуралистами или с английскими шекспироведами — душераздирающее зрелище, человек находился в клетке запретов буквально на все


Запреты конечно: терминологические, идеологические, бюрократические и простой начальственный тупизм:-)))

Но давайте не забывать, что Лотман, да и вообще весь Тарту-Московский феномен оказался не менее плодотворен. Даже при всех сдерживающих фаторах.
Именно с Лотманом продолжал заочную дискуссию Эко, плоды постструктуралистов (со структуралистами вы ошиблись) пошли в дело только после тщательной ревизии их безудержных фантазий. Да они вдохновенней, ярче и резче, но вот научная плодотворность?

цитата Miya_Mu

я не говорю о историко-литературном исследовании, а прямо напротив — о когнитивном значении языка


В этом и проблема. Нет никакого абстрактного сознания, сознания вообще, это продукт мифа, идеологий, популярных тренинговых программ. Сознание привязано к контексту, без него заниматься «декодированием»... это наверно и интересно. Сравним с астрологией и астрономией — астрология интересней и веселей, открывает тайны, но наука — это астрономия.

Но ваш интерес и сожаление о «культурной стагнации» я разделяю:beer:
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 00:03

цитата DedUshka

Зачем об этом спорить?
Да конечно же незачем, никто и не спорит. Но вы уверены, что все об этом знают? Мне так не кажется

цитата DedUshka

Да они вдохновенней, ярче и резче, но вот научная плодотворность?

Сам факт движения и многовариантности здесь важнее научных результатов — постольку, поскольку привлекает внимание образованных людей к вопросу и сама постановка философских проблем входит в обиход на новом уровне. Да, я верю в вертикальную эволюцию :-)

цитата DedUshka

Нет никакого абстрактного сознания, сознания вообще, это продукт мифа, идеологий, популярных тренинговых программ.

Ну вот здесь у нас главное рассхождение. Аристотель против Платона, главный вопрос философии ))
Привязано-то сознание привязано, но...все это совсм другая тема и совсем в сторону.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 15:59

цитата DedUshka

чем вас не устраивают Лотман и хоть бы Лихачев?


И, кстати, Бахтин вполне себе ориентир и пример для подражания...
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 16:55
Вооот, и Бахтин тем более не ориентир. Это явление, даже с большой буквы, в силу своего духа, таланта и непреклонности. Но та энергия, которая должна была бы идти на создание школы или направления, у него уходила на борьбу с обстоятельствами.
Речь не идет о том, что нет личностей, а о том, что нет условий для преемственности.

Это, знаете, как Жарковский не ориентир, а сам по себе, только в силу своего личного таланта. Это мы с вами такие наивные — вы же тоже писали, что должны появиться новые авторы на проложенном пути? А нет, не появляются — именно потому, что невозможны ни школы, ни преемственность в условиях вымороженности территории.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 17:16
Как это невозможны? А уже упомянутая тартусская школа? А Водолазкин, ученик Лотмана, создатель новой теории исторического повествования в древнерусской литературе?
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 22:38
Уже начала вам отвечать, а потом на глаза попался сегодняшний перл Лазарчука о реформе языка. Вот вам здесь и о школе, и о учениках и о писателях и о всей нашей действительности.

Что касается Водолазкина, то я доверяю Шмаракову вот здесь. Вы, конечно, можете иметь совсем другое мнение и даже считать, что у нас все прекрасно с литературой, критикой, фантастикой, философией, мышлением, языкознанием и что еще душе может быть угодно. Блаженны смиренные, ибо.
 


Ссылка на сообщение20 марта 2014 г. 09:10
Нет, я не считаю, что «у нас все нормально», поскольку не имею привычки в таких случаях оперировать понятием «норма».

А, понял. Вы, вероятно, не в курсе, кто такой Водолазкин помимо его литературных штудий. Почитайте, это гораздо любопытнее «Лавра».

Что же до Шмаракова, то роман он просто не понял и сосредоточился на вещах третьестепенных, т.е. на эстетике, которая Водолазкину до лампочки вообще-то. Это этический роман. Если обратиться к полюбившейся вам таблице -- о том, как человек с восьмого уровня может прожить жизнь среди людей четвертого.

Ну что ж, бывает. Блаженны смиренные etc.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2014 г. 03:56
Я поняла, мы говорим о разных вещах. Вы мне про историческую лингвистику, а я о когнитивной. Собственно, развернула ответ в новой колонке.


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 00:25

цитата Miya_Mu

Да конечно же незачем, никто и не спорит. Но вы уверены, что все об этом знают? Мне так не кажется


Д а ладно

цитата Miya_Mu

Сам факт движения и многовариантности здесь важнее научных результатов — постольку, поскольку привлекает внимание образованных людей к вопросу и сама постановка философских проблем входит в обиход на новом уровне


Как профанное знание. Просто на мой взгляд, это хуже, чем невежество. Но с вертикальной эволюцией, это вы хитро

цитата Miya_Mu

Ну вот здесь у нас главное рассхождение. Аристотель против Платона, главный вопрос философии ))


Ха-ха! Попались!;-) Главный-то он только для марксизма-ленинизма;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 01:29

цитата DedUshka

Главный-то он только для марксизма-ленинизма

Ну здрасьте. Первый манифест розенкрейцеров начинается с проклятий в сторону Папы, Галлена и Аристотеля. Противостояние (нео)платоников и схоластов-аристотелианцев уже тогда было делом привычным и обычным.
Если же серьезно, то примат сознания и язык как надстройка — дело личного выбора и давайте не будем смешивать тренинговые программы и приличные гносеологические традиции.

цитата DedUshka

Как профанное знание. Просто на мой взгляд, это хуже, чем невежество.

На мой взгляд, вы переоцениваете значение немедленного результата. Переформатирование общепринятой модели мышления под влиянием нового знания, пусть частичного, суть главный (для эволюции сознания) результат всего процесса. В советской культуре был сбит именно этот механизм передачи, — и так оно и идет.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2014 г. 17:00

цитата Miya_Mu

Ну здрасьте.


Привет:beer:

цитата Miya_Mu

ервый манифест розенкрейцеров начинается с проклятий в сторону Папы, Галлена и Аристотеля. Противостояние (нео)платоников и схоластов-аристотелианцев уже тогда было делом привычным и обычным.


Ну и что из этого-то? И схоластики — материалисты?;-)
Вы назвали два эпизодика из истории религиозной философии, даже в совсковых учебниках и было больше, и что всю философию на основании этих эпизодов впихнем в ленинскую традицию, смех же.
Уж лучше гносеологическую впихивалку использовать — вся философия как борьба «понимательной» науки и дескриптивной.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2014 г. 17:13
(задумчиво) кого-то вы мне сильно напомнаете... дежавю...


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 15:04
Самые интересные сюжеты возникают из столкновения персонажей разных уровней. Разумеется, сюжет строится на конфликте языков. Автор должен быть уровнем выше, но понимать все нижние языки как свои. Высшее поглощает низшее, использует его как инструмент. Лучшая иллюстрация — дилогия про Остапа Бендера.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 16:42
Тоже верно; не уверена насчет «поглощает», но оперирует, безусловно.

О «самых интересных сюжетах», — хм, надо подумать. В «Трех мушкетерах» где разноуровневость? Ришелье и Миледи, впрочем, да.
А в Хобо? Хотя там тоже понятно.
И что-то сразу вспоминаю всю свою личную жизнь...интересная мысль, слушайте!
А вы кто вообще такой и откуда будете?
 


Ссылка на сообщение19 марта 2014 г. 22:31
«Ты из дикого леса, дикая тварь».
Яссн.


⇑ Наверх