Эрих Мария Ремарк «Тени в раю»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа | Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Люди из всех уголков Европы, с душами, обожженными огнем страшной войны. Они тенями вошли в чужой для них «рай». У них нет прошлого. Всё, что было дорого и наполняло смыслом их жизни, забрала проклятая война. Америка же, эта обетованная земля, встретила беглецов неприветливо. Большинство эмигрантов живут по поддельным документам и не могут получить работу по специальности. Да и как, едва владея языком, может устроиться на работу врач, учитель или журналист.
Первые заметки к роману «Тени в раю» Ремарк сделал еще в июле 1950 года. На протяжении многих лет писатель возвращался к работе над сюжетом, но закончить произведение не получалось. Сохранилось три авторских версии текста. Рабочее название рукописей — «Земля обетованная». Тексты имели разные концовки. Какую из них выбрал бы писатель, успей он завершить работу, мы не узнаем никогда. Ремарк умер в сентябре 1970 года. Роман «Тени в раю» в апреле 1971-го опубликовала его вдова. Издательство Droemer Knaur сократило и переработало неоконченный роман Ремарка, выпустив его под названием «Тени в раю». Позже, в 1998 году, была опубликована более поздняя, неоконченная версия рукописи. Книга вышла под авторским названием — «Земля обетованная». В русскоязычной версии оба варианта издаются тоже как самостоятельные произведения.
В СССР роман впервые был опубликован в журнале «Иностранная литература», 1971, № 10–12, в переводе Л. Черной и В. Котелкина.
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №10, 1971», 1971 г.
- /языки:
- русский (26)
- /тип:
- книги (24), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Котелкин (21), М. Рудницкий (1), Л. Чёрная (21)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rin1106, 22 сентября 2024 г.
Не самый известный роман Ремарка, но аткуальный по сей день от того, что речь идет о беженце/мигранте/релоканте из нациской Гремании. Что будет знакомо и близко многим людям. Ремарк, как ему свойственно, описывал свой личный опыт жизни в Америке, после его бегства из нациской Германии. Его любовь, увлеченности, филосовские мысли и идеи о развитии общества, в том числе и его Родины. Прекрасный язык, живые персонажи, реалистичные сцены из жизни, но при этом не скучные, втягивают с головой. Его взгляд со стороны прекрасно обозначает минусы американского общества и не пытается их оправдать. Больше принимает ситуацию, как единственный выход на данном этапе жизни. Отсутствие политической повестки или агитации — тоже плюс знаменитому автору. Разговоры о политике есть, но все на уровне кухонных посиделок у друзей вечером, и больше характеризуют персонажей, чем несут конкретную идею. Рекомендовала бы взрослым людям, старшему поколению и всем тем, кто столкнулся с жизнью в чужой стране.
Алорн, 19 мая 2017 г.
Эмиграция, в современном понимании этого слова, для нашей страны не в диковинку. Именно русские одними из первых начали переезжать в страны Европы и США в начале XX века. Но возвращались немногие, потому что страна, из которой они убегали, до сих пор коренным образом не изменилась.
Другое дело иммигранты из Западной Европы. Еще до начала второй мировой они старались бежать от фашистской угрозы за океан или нейтральные страны. Но потом им было куда-то возвращаться и многие вернулись. Ремарк, как всякий иммигрант хорошо знает, что значит жизнь в дали от родины, родины которая превратилась в центр мирового зла. Все произведения беглого немца пропитаны эмигрантским романтизмом. Если роман «Ночь в Лиссабоне» показал путь иммигрантов в США, то «Тени в Раю» роман про жизнь иммигрантов в США. Скорей всего во многом биографический.
Стоит упомянуть, что Ремарк роман не дописал, и «Тени в Раю» были опубликованы только после его смерти, дописанные и отредактированные уже издательством. Не издательская версия считается вообще другой книгой.
Повествование введется от лица Роберта Росса, немецкого журналиста получившего свой счастливый билет и попавшего в США. На протяжении всего романа Ремарк ведёт своего героя по пути большинства иммигрантов, пытающихся построить свою жизнь в новой для себя стране. И в этом главная проблема романа. Здесь нет ничего, лишь тени в раю. Никакого сюжета, только истории многих иммигрантов, наверняка повстречавшихся Ремарку на его жизненном пути. Росс пытается выучить английский, потом найти работу, потом вновь стать человеком, потом вновь стать мужчиной, потом вновь стать немцем.
На основе личностей других героев Ремарк старается показать как иммигранты разных судеб и профессий пытаются освоиться в новой жизни. Каждый пытается создать новую жизнь, но получается это ни у всех. История до краев наполнена трагизмом, свойственным всем произведениям Ремарка.
Интриги, лихих сюжетных поворотов и неожиданных концовок здесь нет. Эта просто история. Кому-то она покажется любопытной, кому-то скучной, но скорей всего Ремарк писал эту книгу для себя и для таких же иммигрантов как он. Если вы любопытны или ваша жизнь как-то связанна с эмиграцией то эту историю можно осилить и даже получить удовольствие, но никак не нужно.
Персонажам Ремарк уделил очень много внимания. Возможно, у многих из них есть реальные прототипы. С каждым персонажем Ремарк знакомит читателя с немецкой тщательностью.
Главный герой Роберт Росс истинный немец и ярый патриот, и он отлично понимает, что в войне виноваты не немцы, а фашисты. Он предприимчив, находчив и упорен, к тому же хорошо разбирается в людях. Истинный ариец. Ему нельзя не симпатизировать, потому что Роберт всегда помнит кто он на самом деле. Тень в Раю. Как и все остальные персонажи.
Название романа удивительно точно передаёт характеры большинства героев Ремарка. Все они ни те кем были раньше, а лишь свои бледные тени. Манекенщица Наташа, старающаяся унять свою тоску по былому в праздной жизни и в дорогих вещах, хотя ничего своего у неё нет. Бывший герой сопротивления Кан, строит пустые мечты о будущем, хотя понимает, что мирная жизнь его убьёт. Глупая красавица Кармен, которой легко удалось адаптироваться в новой стране, благодаря тому, что она многого не понимает.
Вот через череду небольших историй других персонажей, в основном трагических, Ремарк ведёт своего героя к главному выбору в жизни. Герои получились, конечно, живыми и интересными. Это, безусловно, самый большой плюс книги. Особенно доставляют удовольствие тонкие замечания Росса относительно других персонажей.
Стиль немецкого писателя безупречен. В принципе, если не считать почти полное отсутствие сюжета, «Тени в Раю» отличная книга и одну из главных ролей в этом локальном успехе играет мастерство Ремарка.
Как уже было сказано выше, роман наполнен трагизмом, но встречаются и яркие пятна. В основном они проявляются, когда Росс осматривает или пытается продать какое-либо произведения искусства. В эти моменты Роберт буквально забывает обо всем и видит смысл в жизни. Правда, не долго. Ну и одним большим ярким эпизодом является посещения Робертом солнечной Калифорнии и Лос-Анджелеса, которые резко контрастирует с мрачными Нью-Йорком. Но именно в этом счастливом месте, Роберт понимает, что война для американцев лишь кино. В принципе, посещение Калифорнии ключевой момент всего произведения и благодаря этому яркому эпизоду трагизм всего произведения становится еще более глубоким.
На пользу произведению идёт и любовь Ремарка к деталям. Думаю если пару раз прочитать роман можно запросто научиться разбираться в древних китайских статуэтках и стать профессиональным торговцем картинами. К тому же можно узнать много интересного о жизни в Нью-Йорке во время войны. Мир Ремарк описал детально и к тому же все смотрится естественно и текст от такого количества деталей становится гораздо насыщеннее и одновременно не становится перегруженным. Можно было сказать, что это заслуга редакции, но все произведения Ремарка отличаются подобным.
***
«Тени в Раю» роман не для всех. Он был создан для определенного круга людей, для иммигрантов. Последующим поколениям он уже не так интересен. Конечно, произведение вытягивают живые разнообразные персонажи и потрясающая авторская работа. Но опять же, сама история не является откровением. Можно найти целую уйму таких в Википедии. Если и читать «Тени в Раю», то только ради любопытства и выдающегося писательского гения Ремарка.
komes, 11 октября 2016 г.
для меня эта книга — классика, чему подтверждением является одно, но главное свойство: не оставляет равнодушным! За авторством Ремарка-Гения(рукописи не только не горят, но и после смерти автора книгами приходят к нам). По названию — здесь тоже вопрос себе задаю: эти Люди еще на земле, а тени — уже в раю? Чувство у меня не надрыва, а может чего-то хуже: если жизнь — «многожильный кабель», то здесь у героев одни проводочки, дрожа от напряжения, так и продолжают коннект «прошлое-настоящее-будущее», другие разорваны и увязаны вперемешку, а еще, третьи, оголенными концами то цепляют такие же «оборвыши» других «собратьев по несчастью», то безрезультатно скользят по броне изоляции «благополучных». И ещё нужен и важен роман тем, что это мАстерская картина иностранца на тему, по которой у Русского народа написано полотен не на одну картинную галерею.
P.S. оценку ставлю, но читано и перечитано не раз без всяких попыток встроить книгу в какую-нибудь иерархию. воздух нужен чтобы дышать телу, книги Ремарка — чтобы дышала душа.