убить один


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > убить один раз
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

убить один раз

Статья написана 3 мая 2014 г. 19:04

Malcolm Mackay

The Sudden Arrival of Violence

Mantle, 2014

Заключительная часть The Glasgow Trilogy. Бывший хитмен-фрилансер Калум Маклин теперь вынужден оставить свою независимость. Он становится основным наемным убийцей криминальной группировки, возглавляемой Питером Джеймисоном. Калума такое положение дел не устраивает, но и уйти от своего работодателя он не может. В криминальном бизнесе свои правила, и для хитменов оно звучит примерно так – death in, death out. Покинуть организацию Калум может лишь вперед ногами, хотя и это будет не точно: тело бывшего хитмена скорее всего никогда не будет найдено.

Однако у Маклина созревает свой план по высвобождению из организации. Проведя финальный «хит» и убив сразу двух человек, в том числе и водителя босса организации, стучавшего следакам, Калум ложится на дно, зная, что в течение недели после работы его не будут искать. Калум за минимальное время должен собрать минимум вещей, продать машину и, самое главное, купить поддельный паспорт, чтобы сбежать за границу. Но план Калума срывается.

«The Sudden Arrival of Violence» имеет сюжетные параллели с другим хитменским романом, «The Butcher’s Boy». Только у Маккея наемный убийца по собственной воле пытается уйти от организации, а у Томаса Перри безымянный хитмен вынужден скрываться после покушений на него со стороны мафии. Маккей не держится одного персонажа, чередуя участников событий. Тут и вдова убитого водителя пытается разобраться в смерти гражданского мужа, и упорный детектив путается в подозреваемых и мотивах, и брат Калума волнуется за успешное выполнение плана побега. Роман предлагает весомое количество твистов, чтобы не утомиться за почти 400 страниц.

Этот роман закрывает трилогию, он же самый продолжительный среди трех, здесь путается больше всего сюжетных линий, что отягощает его усваиваемость. При всей комплексности картины Маккей предлагает не так уж и много действия. Роман предлагает и предысторию Калума, как собственно он стал наемным убийцей. И не могу сказать, что Маккей приводит убедительную биографию.

Не могу избежать спойлеров при обсуждении еще одного сюжетного хода, выбранного автором. Маккей, кажется, нарушает неписанное правило, сведя Калума и детектива Фишера. Калум в приватной беседе со следаком признается во всех своих убийствах и рассказывает о внутренних делах криминальной организации. Не секрет, что наемные убийцы сотрудничали и сотрудничают с полицией, обменивая показания на свободу. Есть и другой тип преступников, которые заигрывали со следователями, но при этом никогда напрямую не признавались в собственных преступлениях. И тем не менее Калум дает показания, но при этом остается на свободе. Этот эпизод встречи Калума и Фишера так и отдает какой-то фальшью. Фишер вряд ли бы упустил Калума. И все показания Калума не стоят выеденного яйца.

Маккей в финале дает своему герою шанс на реабилитацию. Калум планирует жизнь по эту сторону закона, завязав с убийствами. Но этот отчасти хэппи-энд можно рассмотреть и как пессимистический финал. Калум, человек без образования и каких-либо навыков, вряд ли найдет себя в свободной жизни. Куда он подастся и какую пользу он сможет принести обществу? Пойдет грузчиком в супермаркет? Станет менеджером по продаже пластиковых окон или пылесосов? Думаю, законопослушная жизнь станет для бывшего наемного убийцы худшим наказанием.

Особой проблемой этого романа – и вообще всей трилогии – стал стиль, выбранный автором. В лучшие свои моменты это рубленая проза, частично энергичная, частично мелодичная. В худшие свои моменты (коих здесь предостаточно) это набор трюизмов, наброски предложений, произнесение банальностей.

«Life moved on, but it left a scar. Takes real strength to shrug it off and move straight along.»

«Gumen, for example. For them it could be a matter of life or death. Capture or escape.»

«Tough, surly, but definetely honest. Everyone said so. Got a hard-on for gangland stuff. Just because people think he’s honest, doesn’t mean he is.»

Иногда кажется, что автор сдал черновые наброски романов издателю, а не сами романы.

Целиком трилогия недурное чтиво, где лучший из трех, пожалуй, второй роман. The Glasgow Trilogy заслуживает прочтения, но за такое не убьешь.





170
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх