Гинзбург К Мифы эмблемы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. Морфология истории
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гинзбург К. Мифы — эмблемы — приметы. Морфология истории

Статья написана 19 июля 2014 г. 23:01

Карло Гинзбург (Карл Львович Гинзбург) – известнейшая личность в европейской науке. И это притом, что ни один человек не может сказать точно, какая-же у него специальность. В чём он специалист? Работы Гинзбурга настолько специфичны и разносторонни, что весьма и весьма сложно определить их направленность. Когда историк занимался историей ересей, то писал и о многих других вещах – скажем, знаменитая «Сыр и черви» охватывает не только историю ереси ничтожного мельника Меноккьо, но и касается многих иных вещей. Гинзбург писал достаточно расплывчато, размышляя даже не о сути исторических явлений, что в целом не ново для современной ему историографии, а занимался поиском метода исследования множества субъективных сторон истории. Даже самого понятия «научной школы» для него не существовало – она была лишь набором учёных-индивидуумов, работающих в одной сфере (см. «От Варбурга до Гомбриха»). Чем же знаменит этот очень своеобразный и колоритный историк?

Когда произносят имя Карло Гинзбурга, то первым делом возникает ассоциация со словом «микроистория» (microstorie по итальянски), которому в последнее время придано не очень хорошее значение. Зачастую, когда студенты называют основным методом своих дипломных работ «микроисторию», то там содержится чаще всего просто событийное описание, со слабым намёком на контекст. Учащийся может знать в подробностях события жизни мелкого лорда из Английского Парламента, но не иметь ни малейшего представления о том, что происходило в стране в тоже самое время. Ну так вот, это – не микроистория. Это – «событийная история». Микроистория строится, как ни странно, на хорошем знании контекста. Тогда зачем она нужна?

Читаем статьи сборника «Мифы-эмблемы-приметы». Казалось бы, тематики – абсолютно разные, да и далеко не всегда понятно, на чём автор акцентирует внимание. Постановки вопросов зачастую достаточно расплывчаты, также как и выводы исследования. Кажется, Гинзбург не столько пытается пролить свет на прошлое, а скорее размышляет над самим методом исследования. Обратимся к названию всего сборника, и попробуем расшифровать его.

Мифы. В статье «Фрейд, человек-волк и оборотни» Гинзбург высказал интересное положение. Полемизируя с основателем психоанализа, он отрицает ведущее значение абстрактного «бессознательного» в жизни человека. Психические девиации знаменитого Человека-Волка ведут своё начало не из потрясений его детства, а из… культуры.

Кратко я выражу это так – «человек видит мир не глазами, а своей культурой». Некие коды и образы, заложенные в его мировидении, мировоззрении, порождают все модели поведения и многие особенности взаимоотношения с обществом. Таким образом, любой источник (условно — текст) содержит в себе неизбывный отпечаток того, как человек видит этот мир, и зачастую он сам формирует вокруг себя миф об окружающем мире.

Эмблемы. Различные формы культуры, которые из нашего времени кажутся законченными, на самом деле приобретают завершённую форму много позже («От Вармбурга до Гомбриха»). Зародившиеся в различных культурных средах эмблемы существуют и вне своего контекста, меняя свой облик и переходя из одной формы в другую («Верх и низ»). Эмблема как составляющая форма культуры – один из самых живучих элементов массового и, часто, интеллектуального сознания, наиболее явная её сторона. Однако как разобрать её элементы на части?

Приметы. Здесь и выявляется микроистория, и её реальная роль в исследовании. В своё время Гинзбурга зацепило искусствоведческое исследование Джованни Морелли, в котором он выводит очень интересную методику выявления авторского стиля картин. Подделка характерных авторских приёмов – дело нехитрое, на это способен любой мало-мальски умелый художник. Обращать внимание стоит на то, как художник изображает абсолютно, казалось бы, третьестепенные объекты – уши, пальцы, листья деревьев и так далее – то, что не требует от него мастерства и является просто небольшим элементом картины. После ознакомления с этой концепцией Гинзбург выдвинул идею о схожем методе изучения истории («Приметы: уликовая парадигма…») – по неявным и заложенным в повседневную культуру мелочам, которые, на первый взгляд, не играют никакой роли. Изучение мелочей, характерных для реалий прошлого, позволяет нам вплотную приблизиться к истинному содержанию мышления человека тех лет, и понять его ментальность.

Таково идейное содержание сборника. Каждую статью разбирать нет смысла – тематический размах вещей Гинзбурга очень широк, и большинству читателей он будет непонятен, так как лежит в лоне малознакомой историографической традиции Европы XX века. Но это не меняет того факта, что идеи итальяно-еврейско-русского историка Карла Львовича Гинзбурга не оказало определённого влияния на отечественных учёных. Подробнее о практике его работы в микроисторическом методе – в отзыве на книгу «Сыр и черви».





1247
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение23 июля 2014 г. 23:38
Ну, конечно, это только мелкие составные элементы. «Микроистория» — повторюсь, это только один из элементов исследования, который вполне можно использовать для уточнения или иллюстрирования каких-либо исследований. Хотя, само собой, только ей ограничиваться было бы неправильно....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 18:21
AlisterOrm, а в нашей историографии есть показательные микроисторические работы? Может быть, у публики вокруг Уварова?


Ссылка на сообщение24 июля 2014 г. 22:18
Заметных, пожалуй, нет, в основном о «микроистории» нам рассказывают западные публикации. Хотя, помнится, в «Одиссее» была опубликована статья некой С. Оболенской о дневнике безызвестного солдата Вермахта. По моему, это выпуск 1996 года, и статья позиционировалась как «применение микроисторического подхода». У нас на истфаке о ней говорили часто.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2014 г. 18:52

цитата AlisterOrm

Хотя, помнится, в «Одиссее» была опубликована статья некой С. Оболенской о дневнике безызвестного солдата Вермахта. По моему, это выпуск 1996 года, и статья позиционировалась как «применение микроисторического подхода».


Да, припоминаю... тот выпуск, кстати, так и назывался «Историк в поисках метода», а у Оболенской была ещё в советское время работа по историографии «повседневности» в ФРГ...


Ссылка на сообщение25 июля 2014 г. 23:06
Вот, и, как говорится, усё на этом. В дипломных частенько «микроисторией» бряцают, но всё без толку, получется обыкновенная фигня.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 18:21
При случае посмотрю по базе, что есть в отечественной периодике по микроистории-повседневности...

У меня стойкое впечатление — что-то эдакое именно от отечественных деятелей попадалось мне на глаза...


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 19:14
Уже страшно...
Если будет что-нибудь толковое, пожалуйста, поделитесь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 19:27
AlisterOrm, поглядела — таких работ наши деятели только лишь в 2011-2014 гг. напустили настоящее море... :-)

Мне, честно говоря, трудно оценить их профессиональность, но вот, по-моему типичная такого рода работа:

М.Л.Шуб, А.А.Лазарова. Прошлое в масштабах микроистории. Основные подходы к изучению // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2012, 1, 14-17.

Статья посвящена вопросу изучения прошлого, рассматриваемого в масштабах микроистории. Авторами даётся обзор понимания прошлого различными исследователями, методологических подходов к его изучению в целом и в контексте микроистории в частности. Отдельное внимание уделяется концепции истории и культуры представителей «школы Анналов», а также микроисторическому подходу к проблеме изучения историко-культурного пространства.
Ключевые слова: время, прошлое, микроистория, методология.

Довольно занимательно...


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 19:49
Таких иностранных работ — воз и маленькая тележка у меня в базе. Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 20:24
AlisterOrm, как я поняла, для нашей историграфии важной-знаковой стала работа:

С.Тихонова. Антропологический подход к истории через изучение повседневности // История, 2001, 13, 66–71.

Листали?


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 20:53
Не приходилось. Есть статьи Гуревича, нет смысла их перечислять. Ещё:
Григорьев С. И. Историческая антропология — «на обломках самовластья» // Клио 2002. №1.
Бессмертный Ю. Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация // Историческая антропология: место в системе социальных наук... М. 1998
Кром М. М. Антропологический подход к изучению русского средневековья // Отечественная история М. 1999 №6
Курьяпович А. В. История повседневности: особенности подхода, цели и методы // История в XXI веке... М. 2001
Сидорова Л. А. Проблемы исторической антропологии // Отечественная история М. 2000 №6
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 21:17

цитата AlisterOrm

Есть статьи Гуревича


Да как раз сейчас разбираю «Вопросы философии», подшивку за 1990 год — там две довольно занимательных статьи Гуревича... :-)


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 21:25
Дайте угадаю — одна из них по поводу теории формаций?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 2014 г. 21:43

цитата AlisterOrm

одна из них по поводу теории формаций?


Да, именно так, а вторая по социальной истории...

Весьма занимательно... :-)


Ссылка на сообщение27 июля 2014 г. 23:25
А то... Правда, гнев Гуревича здесь направлен в основном против советского марксизма, который, как он считает себя изжил, и лишь в меньшей степени — против самого Маркса.
Страницы: 12

⇑ Наверх