Во-первых, я хочу поблагодарить организаторов за приглашение на http://www.fantassemblee.ru/">данное мероприятие. Был рад увидеть много старых добрых друзей и знакомых. Перечислять имена по отдельности я не буду, вас так много, а вдруг кого забуду упомянуть? Так что всех люблю, всем спасибо :)
Во-вторых, информирую интересовавшихся:
а) Круглый стол «Сточкеры» против «попаданцев»: как работать с читательскими сообществами?» — есть аудиозапись, когда выложат — понятия не имею. К сожалению, я не успел рассказать все, что хотел, так как под конец встречи почтенная питерская публика не выдержала и начался классический фэндомный Плач Ярославны)
Я от души посмеялся. Так что если кого-то данная тема заинтересовала, и он хочет узнать больше — пишите.
б) «Разрушение мифов о тиражах и гонорарах» — есть видеозапись. Меня уже человек тридцать попросили эту запись, но все вопросы к организаторам. Перед отъездом мне сказали, что её опубликуют, но где и когда — пока неизвестно.
В-третьих, несколько слов о прошедшем мероприятии:
Плюс: оригинальный формат. ФантАссамблея позиционируется как "рабочая конференция", на которой начинающие писатели могут набраться необходимого опыта и знаний, а состоявшиеся литераторы наладить деловые связи.
Минус: Да, для начинающих писателей здесь раздолье. Но вот публикующимся писателям здесь делать нечего. Если только делиться опытом с молодежью. В общем, на Ассамблее чувствуется острая нехватка профессионалов. Слепые учат глухих. При всем размахе, общий уровень полезности мероприятий низводится на уровень встречи для обмена опытом поселковых клубов любителей фантастики в Заполярье.
Плюс: хорошая работа организаторов во время конференции.
Минус: удаленность места проведения от Санкт-Петербурга. Тяготение фантастов к элитарности, отчуждению от остального мира за заборами пансионатов, лично меня просто убивает. Для чего это? Желание оставить ярлык "фантастическое гетто"? Или просто верность традициям фантастических конференций 90-х и нулевых? Организаторы же сами позиционируют свою конференцию как "рабочую", оригинальную и т.д. Зачем же они уезжают за сотню километров от Петербурга? Наверное, не стоит потом удивляться что: а) на конференцию приезжает не так много участников как могло бы; б) конференцию не освещают в СМИ.
Плюс: каждый год, стараниями организаторов, Ассамблею посещает зарубежный гость, именитый писатель-фантаст...
Минус: ...известный в узких кругах и представляющий интерес исключительно для горстки любителей. Если на первую Ассамблею организатором удалось заполучить действительно интересного гостя, то последние два года — откровенный провал. Я понимаю, что на кого смогли выйти, и с кем удалось договориться — того и привезли. Что если бы были спонсоры, то хоть Стивена Кинга можно достать! Да, действительно можно.
Итоги: Ассамблея — очень перспективное мероприятие. Но, к сожалению, с каждым годом перспектив становится все меньше, и мероприятие деградирует, скатываясь в очередной клон "Роскона" или "Интерпресскона". И здесь не столько вина организаторов, нет. Просто они достигли своего организаторского потолка. Выше этого им не прыгнуть. А это смертельно для любого мероприятия. Для того, чтобы ваш конвент рос и процветал, год от года нужно расширять оргсостав, привлекая в его ряды более опытных/известных/профессиональных людей.
Петербургские авторы и издательства — это хорошо. Но московские издательства — лучше. Я с большим удовольствием приеду на встречу с Олегом Новиковым или Еленой Шубиной, нежели... ладно, проехали.
Надеюсь, организаторы услышат мои пожелания и критику. Ведь это действительно перспективный проект, на котором можно встретить интересных людей и посетить полезные мероприятия и доклады. Не хотелось бы, чтобы все это продолжало скатываться в унылое болото.
Ну и несколько мыслей за фантастику в целом.
Фантастика как жанр весьма востребована в России. Но, к большому сожалению, российские издательства не умеют найти общий язык с читателями, авторами, СМИ. Петербургским издательствам, если и находятся в числе их сотрудников креативные работники, банально не хватает денежных средств на осуществление своих замыслов. Хотя гораздо чаще в Петербурге мыслят категориями сорокалетней давности.
В Москве же, где финансы позволяют достичь задуманного, на фантастику забили в принципе. Издатели озабочены дележкой рынка учебной и детской литературы. Редкими финансовыми вливаниями отмечены лишь популярные в данный момент времени женское фентази, попаданцы, постапокалипсис и литрпг.
Отдельно в этой ситуации находятся редакторы. Они стараются, но они не владеют теми рычагами воздействия и необходимым весом в издательстве, чтобы продавить данный вопрос.
Единственная фраза, услышав которую на фантассамблее, я поаплодировал:
"Коллеги, а вы обращали внимание на тот факт, что при огромной разнице в рекламных бюджетах и освещении в СМИ, у фантастики и боллитры примерно одинаковые тиражи?"
И это действительно так. Если бы издатели и авторы взялись за ум и наконец-то выбрались за пределы собственноручно воздвигнутого фантастического гетто, то они давно бы добились причитающегося им успеха. А пока, увы и ах...