Пример кондовой


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Пример кондовой футурологии...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пример кондовой футурологии...

Статья написана 11 октября 2014 г. 18:08

Причем «кондовой» в самом что ни на есть прямом и плохом смысле этого слова.

Косная, ограниченная, догматичная, малоинформированная.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА И НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ

Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки

Выпуск№ 1 / 2008

«Советский энциклопедический словарь дает объяснение термина научное предвиденье как «определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые неизвестны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем»2. Эти универсальные закономерности объективной реальности и их эволюцию в науке и философии рассматривает онтология, гносеология и логика. В настоящей статье предпринимается попытка дать обоснование наличия научного

предвидения в особом виде художественной литературы — научной фантастике. «

Советский энциклопедический словарь как основа формулировки в 2008-м? Чукча насторожился.

«Известный советский литературный критик, исследователь научной фантастики РИ. Нудельман писал в статье для Большой советской энциклопедии: «Применяемые в научной фантастике (в соответствии с законами науки) приемы экстраполяции, моделирования и т.п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типичные последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную “модель возможной действительности” в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реа-листически-типического в своей фантастической предметности. Таким образом, своеобразие научной фантастики состоит в подчинении художественного воображения логике научнопрогностических приемов.. ,»

Определение само по себе неплохое, и мысль здравая, но...

«Свое творчество Ж. Верн начал с научнофантастических романов, названия которых говорят сами за себя: «Путешествие к центру Земли» (1964), «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1869), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870). Именно такой путь пройдет вокруг Земли капитан Немо на подводной лодке «Наутилус». Когда создавался этот роман, освоение подводных глубин лишь начиналось. На неуклюжие подводные аппараты только-только пытались установить механический двигатель. Ж. Верн же заставляет «Наутилус» двигаться, используя энергию электричества, со скоростью, которая доступна лишь самым совершенным атомным подводным лодкам нашего времени. Ж. Верн находит и другое оригинальное инженерное решение: для того чтобы подводная лодка, опускаясь на глубину, могла противостоять давлению воды, «Наутилус» имеет два корпуса, внутренний и внешний, как и современные подводные лодки. Каюты «Наутилуса» освещаются газоразрядными светильниками. Сегодня такие лампы имеются в каждом доме, но в 1870 году такое изобретение еще не было запатентовано. Ж. Верн предвидел и предсказал научные открытия в самых разных областях: это не только подводные лодки, акваланги, космические полеты, телевидение, но и революционные потрясения ХХ века, непримиримо разделившие людей. В сочетании научного прогноза и социального предвиденья будущего Ж. Верн определил характер современной научной фантастики.»

Как все «свежо». И неправильно — первые фантастические рассказы Жюль Верна  — скептические по отношению к технике.

«В рассказе И.А. Ефремова «Тень Минувшего» (1945) описаны картины прошлого, запечатленные в горных породах, проявляющиеся при особом типе освещения. Три года спустя известный венгерский физик, лауреат Нобелевской премии (1971) Деннис Габор построил общую теорию голографии и получил первые голограммы. Выдающийся советский физик Ю.Н. Дени-сюк, разработчик метода объемной голографии, сказал в одном из интервью, что «...именно рассказ “Тень Минувшего” разбудил мечту, побудившую его заняться голографией, хотя возможность технического ее осуществления сначала казалась ему делом невозможным»14. Есть основания полагать, что предвидения и Г. Уэллса, и К.Э. Циолковского, и И.А. Ефремова, и А. Кларка, и многих других писателей-фантастов относятся к примерам интуитивного предвидения развития событий в будущем. Можно сказать, что фантазия человека очень часто, почти всегда, опережает строгую логику сознания. В развитии техники это блестяще показали Ж. Верн, К.Э. Циолковский, А. Кларк.

Таким образом, из сказанного ранее вытекает, что научно-фантастическая литература обладает научным предвиденьем и имеет все необходимые для этой цели художественные средства и возможности, дублировать которые не может никакой другой вид литературы....

...Прогностическая функция научной фантастики сводится к созданию новых идей, способствующих разрешению научно-технических проблем, в том числе и тех, которые еще не поставлены современной наукой и техникой или еще не стали предметом интенсивных научных исследований и технических разработок.

В заключение следует отметить, что многие вопросы развития научного предвидения в научной фантастике, особенно на современном этапе, разработаны недостаточно. Фантастика, как одна из основ художественной прозы, в самом широком понимании мало исследуется. «Ни в нашей, ни в мировой науке проблема фантастики не поставлена в достаточной мере теоретически»16 — отмечает в своей монографии «Природа фантастики» (1985) доктор философских наук, профессор Иркутского государственного университета, один из ведущих отечественных теоретиков фантастической литературы Т. А. Чернышева.»

http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-fantasti... »

Итого:

— автор явно не имел понятия о двухтомнике С. Лема «Фантастика и футурология», где по камешкам разносится именно такая «прогностическая функция фантастики»;

— автор совершенно не в курсе развития фантастической литературы после 1950-х...

— автор не в курсе работ отечественных критиков и философов, например — да-да-да — С.Б. Переслегина.

Ах, да, сам автор: «старший преподаватель, автор десяти научных публикаций». По ссылке — фото седобородого мужчины.

Блин, я так и вижу, как этот пожилой человек срочно выдавливал из себя текст, вспоминая подшивки «Техники и молодежи», которые собирал в 60-х...

А то премию не дадут.





83
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх