Питер Гамильтон Дисфункция


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Питер Гамильтон "Дисфункция реальности. Угроза": о жестоком Прекрасном Далеком
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Питер Гамильтон «Дисфункция реальности. Угроза»: о жестоком Прекрасном Далеком

Статья написана 4 ноября 2014 г. 05:35

Добила вторую часть «Пришествие Ночи» Питера Гамильтона «Дисфункция реальности: Угроза». Хорошо, что он был издан двумя частями, создавая иллюзию, что ты читаешь две книги, а не одну. Одну такого объема было осилить просто невозможно. А две — совсем другое дело... Опять эти причуды восприятия.

Ладно тешить себя, это — один и жутко объемный роман. Поэтому этот отзыв на самом деле продолжение предыдущего. Но с маленьким дополнением. При всех найденных недостатках, роман все же натолкнул на некоторые мысли, которыми я с вами и делюсь.


Питер Гамильтон «Дисфункция реальности. Угроза»
Итак, мы пришли к выводу, что ничем, собственно, эта космоопера не отличается от прочих в этом жанре. Размеры, масштабность, герои, события — все укладывается в определение качественного продукта для массового потребления. Теперь, позвольте, остановиться на том, почему лично меня, конкретного читателя с конкретными вкусами, этот роман оставил..Нет, не в восторге. Нет, не в раздражении. А в полном равнодушии.

А дело вот в чем. В нем, за небольшим исключением, не обнаружилось ничего нового. А это небольшое исключение — описание живых кораблей и станций биотехов с их впечатляющими городами и экологией, не менее впечатляющими взаимосвязями с обитателями-  заняло лишь небольшую часть действия. Остальное же происходит в местах, которые явно уже встречались мне на моем читательском пути.

Почему, скажите мне на милость, если речь заходит о реке и плавании по ней, то обязательно на страницах появится колесный пароход из романов Марка Твена с обязательным включением в действие капитанов, влюбленных в свое судно, вечно недовольной команды и проблем с топливом, течениями и климатом? А если речь зайдет о колонизации, то это непременно будет вариант Дикого Запада с хмурыми и необразованными трудягами-фермерами и девизом «Каждый сам за себя»? А если нам описывают зажиточную плантацию, то это еще один вариант Тары из «Унесенные ветром», пусть вместо хлопка под двумя солнцами на полях и растет иноземный цветок. Ну,  уж если мы попадаем на морскую станцию, то тут не обойтись без ассоциаций с Атлантидой из Звездных врат.

Но это места. Подобные герои то же постоянно встречались мне на страницах многочисленных романов. Одиночки, не слишком положительные с точки зрения принятого закона, но с обостренным чувством справедливости и чести, готовые рискнуть ради БЛАГА ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и положить на алтарь этой благородной цели свои и, преимущественно, чужие жизни.

Все это так знакомо, так узнаваемо. Даже несчастные, выползшие из темноты души мертвецов, захватывающие тела живых, чтобы творить и дальше свои черные дела... Как будто Кинга вновь прочитала, какое-нибудь «Противостояние».

Вот это отсутствие новизны, наверное, самая большая неудача книги. Если уж тебе предлагают такой величины произведение, то желательно, чтобы это была не компиляция из уже известных и заслуженно знаменитых вещей. Фантастика, как жанр, все же предполагает полет фантазии и движение вперед, а не повторение пройденного. Для этого есть совсем другие жанры.

Тут мне бы хотелось сказать еще вот о чем. Сколько не читала последних романов, будущее, описанное в них, было явно не тем, до которого хотелось бы дожить самому и, тем более, обеспечить такое грядущее для своих детей-внуков. Описываемое «Прекрасное далеко» не просто жестоко, оно мерзкое и  угнетающе тоскливое. В нем много больше того, что окружает нас сегодня и доставляет столько неприятностей: тирании, фанатизма, глупости, алчности, преступности, извращений. Можно подумать, сотни лет развития науки и технологии ничего не могут дать человечеству, кроме новых видов оружия и способов угнетения себе подобных, а звездные корабли нам нужны исключительно для того, чтобы сеять во Вселенной глупость, ксенофобию, необразованность и жестокость. Если Человечество таково, то зачем из романа в роман спасать его остатки?

Господи, неужели мы мечтаем о таком, и никто из современных писателей не может представить общества, в котором люди делают хотя бы попытку от всего этого избавиться? Почему книги у нас просто забиты этим, а толковые мысль, идею, социальный эксперимент, как у Лема, Стругацких или Саймака, практически и не найти? Представляете, какой будет облом, если будущие поколения, те самые, которые полетят к звездам, воссоздадут эти жуткие модели, только потому, что будут считать их нормой на основании всего написанного, потому, что мы не смогли ясно выразить свои сокровенные мечтания и идеи на бумаге, отдав предпочтение описаниям страхов и темных мыслей?





91
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 ноября 2014 г. 06:56

цитата primorec

Сколько не читала последних романов, будущее, описанное в них, было явно не тем, до которого хотелось бы дожить самому и, тем более, обеспечить такое грядущее для своих детей-внуков.
Книги с таким описанием будущего просто на других полках стоят 8-) Ну и не в форме романа, она излишня, если главная задача показать «к чему стремиться». Я про «Командировку в государство Солнца» Мухина.

А из соцфантастики с более менее привлекательным миром будущего у вас не оценена повесть Рассела «И не осталось никого». Читали? :-) Больше утопично и фантастично, чем научно, но вполне себе картина будущего без чернухи.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2014 г. 07:14
Прочитаю. Но , согласитесь, позитива явно не хватает. Чернуха и порнуха. Почти любой сюжет начинается с «Все было плохо» и заканчивается «Стало просто ужасно». Не знаю, зачем так бьются герои, спасая такое человечество. :-(((


⇑ Наверх