Лучшие книжные новинки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Лучшие книжные новинки. Выпуск #21
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лучшие книжные новинки. Выпуск #21

Статья написана 18 ноября 2014 г. 09:24
Размещена:

Здравствуйте.
Представляю Вам 21 выпуск рубрики «Лучшие книжные новики». Напоминаю, что в этой рубрике мы рекомендуем книги, выбранные администрацией Фантлаба из числа лучших новинок, вышедших за последний год.
Сегодня Вас ожидают порядком подзатянувшиеся каникулы на Марсе и двадцать шестой том легендарной антологии.
Начиная с этого выпуска, мы постараемся сделать все, чтобы для каждой рекомендованной книги в одном из отзывов содержалось альтернативное мнение, указывающее на недостатки данного произведения. К сожалению, это возможно далеко не всегда. Так, для рекомендации одной из книг этого выпуска вашему покорному слуге самому пришлось буквально выдавить из себя отзыв. Но все в Ваших руках! Не стесняйтесь высказывать свои мнения о книгах, пишите отзывы, и, вполне возможно, в будущем они попадут не только в эту рубрику, но и на главную страницу, в раздел «Фантлаб рекомендует», который также начинает возобновлять свою работу.
Оставайтесь с нами. В следующих выпусках Вас ожидает новая рубрика и очень много новых, интересных книг.
---

Переводные рекомендации

  1. Энди Вейер «Марсианин»
  2. Антология «Лучшая зарубежная научная фантастика»



Переводные рекомендации


Энди Вейер «Марсианин», 2011



Аннотация:

В результате несчастного случая при эвакуации марсианской экспедиции Марк Уотни, которого считали погибшим, остался на Марсе. Следующий корабль на Марс прилетит через четыре года и эти годы ему придется прожить в суровых условиях красной планеты...
[/p]

Жанр:

Научная фантастика.[/p]



Мнения:



primorec:
Робинзонады всегда привлекательны. Наверное, потому, что позволяют в безопасности уютной квартиры примерить на себя самый невероятный сценарий выживания. Можно, ничем не рискуя и ничего не делая, рассуждать, чтобы «я бы в такой ситуации..» или «герой мог бы...», смакуя подробности и критикуя решения. Вот Робинзон Крузо — мог бы получше следить за своим псом, а Марк Уотни в «Марсианине» — за техническим состоянием своего дома. И, кажется, все так просто и ясно: посадить картошку, получить воду, устроить обогрев, отправиться в дальнюю экспедицию. И, думается, я тоже способен на такое!
Неправда. На такое способны немногие, может единицы. Для этого надо быть человеком особого склада, таким, который никогда, ни при каких условиях не сдается. И если уж поражение неизбежно, встречает его, делая еще один шаг, даже если знает, что этот шаг безнадежен. Это ведь невероятно сложно, почти невозможно, бороться, когда никто не поддерживает, не поддаваться отчаянию, когда никто не дарит надежды.
Вся первая часть книги, рассказывающая об одиночной борьбе за жизнь Марка Уотни, волей случая оставшегося на пустынном и враждебном Марсе — просто замечательна. Настоящий гимн человеку и его разуму. День за днем — не просо борьба за жизнь — за самого себя. Чтобы остаться все тем же Марком Уотни — хорошим парнем, который никогда не желал зла другим и не винил никого в своих неудачах, опирался в жизни на свои собственные силы и знания.
Вот еще один замечательный момент. Знания. Как часто мы сетуем, что приходится узнавать- заучивать что-то, что явно не пригодится в жизни. Стенаниями и жалобами на это полны рассказы поколений несчастных студентов и школьников. Зачем мне это?! За что?! А вдруг? Вдруг будет жизненно необходимо знать, как вырастить картофель, или оказать первую помощь, зашив рану, или сориентироваться по карте? Кто знает свой жизненный путь в нашем быстро меняющемся мире. Вот об этом — нет лишних знаний — говорит мне каждая строчка этой книги.
И позвольте не согласиться с теми, кто говорит, что в романе мало что происходит. В нем происходят огромные, космического масштаба события. Только этот Космос внезапно оказывается сжат до одного единственного сознания. В нем в этом Космосе возникают и рушатся планы, в нем царит невероятное напряжение воли и мысли, в нем столько драмы и борьбы, что хватит и на настоящий большой Космос. Просто все это происходит буднично и передается скупо, с легкой иронией, человеком, который под строгим контролем держит свои чувства и эмоции.
Но все это касается первой части — трагичной и со скрученной пружиной внутреннего напряжения. Но вот в дело спасения Уотни вмешивается внешний мир и все в романе меняется. Сюжет рушится, напряжение спадает. Больше нет драмы борьбы человека с непреодолимыми обстоятельствами- есть хорошее приключение с голливудскими пейзажами суровой планеты и не менее кинематографичными героями. Космос расширяется, и вся концентрированная человечность растворяется в парсеках скучноватых диалогов, мелочных проблем, захватывающих картинок и взрывного действия.
Конечно, хотелось, чтобы Марк победил. Победил обстоятельства, враждебную планету, законы природы, себя самого. Но не так, не с помощью голливудских трюков и ковбойского рейда. Разумом, умениями, знаниями. Хотелось, чтобы был какой-то ясный финал, итог более духовный, чем материальный.
Робинзон, помнится, оценил и свой остров, и опыт, который тот ему подарил. А так, получается, что ни марсианином, ни человеком Космоса Марк вовсе не стал, оставшись обычным хорошим земным парнишкой. Можно, конечно, сказать: вот видите, герой остался прежним, его не сломили испытания. Сломить не сломили, но прежним — вот это уже чистая фантастика.
Оценка: 9

Goshak:
Отличная, умная, фантастически хорошая книга. Это даже не совсем фантастика: все описано максимально технично, приближенно к реальности, со знанием дела и морем подробностей. Биографией автора не интересовался, но уверен, что имеем дело с real-life ученым или как минимум инженером. Представить себе миссию на Марс в таких деталях может только человек, знакомый с вопросом на практике.
Это история о том, как знания и наука становятся главными инструментами выживания человека, оказавшегося в адски сложном положении. Он должен прожить на Марсе полтора года без провизии и связи с Землей. Причем наука здесь не превращается в магию (как часто бывает в фантастике), она проработана до мелочей, расщеплена до атома. Если нужно сделать воду, то мы узнаем все химические подробности процесса. Если вырастить картошку — пойдет в ход биология. На маневры с космолетами — подробнейшая астрофизика. Даже хакинг есть (в какой-то момент герою нужно перезапустить сгоревший марсоход, обновив его операционную систему).
И что самое замечательное — все это невероятно увлекательно читается благодаря одной детали, которая очень часто отсутствует в подобного рода твердонаучных романах. Юмор. У главного героя (а значит и у автора) — потрясающее чувство юмора. Никакого нытья по поводу сложившихся обстоятельств. Море иронии и оптимизма. Собственно, именно таким и должен быть настоящий астронавт.
Оценка: 10

vvmonahov:
Книга очень слабая и типично американская — рассчитана на человека, который не знает ничего ни про Марс, ни про физику, ни про программирование... В общем, ни про что за пределами своих повседневных забот не знает. И автор начинает просвещать в духе Жюля Верна. Ну, с гораздо меньшим знанием физики, химии и так далее.
Очень грамотно в одном из отзывов было сравнение с замечательным романом Артура Кларка «Лунная пыль». Этот роман и близко к «Лунной пыли» не стоит. Так, поделка.
Реалистичность на нуле из-за невежественности автора. Вот пусть кто-нибудь попробует из сверхядовитого гептила воду получить так, чтобы в этой воде не было следов гептила! Или водород (объёмный взрыв!) взорвать так, чтобы два внешних слоя одежды, включая скафандр, МГНОВЕННО сгорели, а почва не спеклась, приборы не пострадали, сам остался совершенно цел — только слегка оглох. С одной кислородной маской на голове! Шлем-то у скафандра не надел. Впрочем, герой ведь супермен — быть проткнутым антенной для него такой пустяк! Он даже не обращает внимания на такую мелочь. И разгерметизация скафандра ерунда, его кровь от протыкания антенной лучше всякого сверхпрочного герметика дыру в скафандре затыкает и держит давление в одну атмосферу (десять метров водяного столба, между прочим!). Так что, видимо, нанороботы в крови, жаростойкость, взрывостойкость. Я понял, это просто Терминатор-2 замаскированный.
Психологичность на нуле. Ну, может, таких пофигистов в США и готовят к полётам в космос, но я как-то сомневаюсь.
Действия людей на Земле гораздо более реалистичны и психологичны — но это не фантастика, и это не спасает роман.
Всё, что касается фантастики, на уровне 19 века. Там этот роман блистал бы новизной идей. В 20 веке выглядел бы бледно. А в 21 веке про него можно сказать: какое счастье, что нашлись люди, которым он понравился. Научно-популярной литературы практически нет — так пусть эта книга, хоть и безграмотная, интерес к науке и технике привлекает. Некоторые могут узнать, что человеку для дыхания кислород нужен. И другие столь же интересные подробности.
Оценка: 5




Антология «Лучшая зарубежная научная фантастика», 2009



Аннотация:

Впервые на русском языке! Антология, собравшая под одной обложкой самые яркие новинки в жанре научной фантастики! Всемирно известный составитель Гарднер Дозуа представляет работы таких знаменитых авторов, как Ханну Райаниеми, Аластер Рейнольдс, Майкл Суэнвик, Стивен Бакстер, Грег Иган, Паоло Бачигалупи и многих других. Истинные ценители жанра, а также любители увлекательной литературы смогут по достоинству оценить силу воображения и блистательность стиля прославленных мастеров. Тридцать блистательных образцов малой прозы помещены под одной обложкой с целью познакомить читателя с наиболее яркими новинками жанра.
[/p]

Жанр:

Фантастика во всех ее проявлениях.[/p]


Мнения:



Алексей121:
Выход каждой антологии за авторством Гарднера Дозуа — это настоящее событие для мира фантастической литературы. Его имя уже давно стало знаком и гарантией качества. Особенно это касается его крупнейшего проекта «The Year's Best Science Fiction» в котором, как можно догадаться из названия, публикуются лучшие фантастические рассказы и повести, вышедшие за прошедший год. Поэтому появление очередного тома этой ежегодной антологии на русском, после почти шестилетнего перерыва — это то событие, которое я не мог пропустить. И она меня не разочаровала.
Слабых рассказов в ней практически нет. Могу лишь выделить то, что не понравилось лично мне.
Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум» — это не рассказ, а скорее зарисовка для чего-то большего. Возможно, предыстория одного или нескольких персонажей, фигурирующих в одноименном цикле. В отрыве от цикла не произвела на меня большого впечатления.
Доминик Грин «Сияющая броня» — довольно-таки стандартная и непримечательная история о защитниках небольшого поселения на чужой планете. Крепкий ремесленный уровень, без оригинальной идеи.
Так же не произвели особого впечатления рассказы: «Злобный робошимпанзе» Мэри Р. Коваль, «Приговор» Гвинет Джонс и «Старые друзья» Гарта Никса. Итого — всего пять рассказов из тридцати, которые показались мне слабыми. Это очень хороший результат! В средней антологии современной фантастики обычно больше половины рассказов никуда не годятся.
Зато по-настоящему сильных и интересных рассказов не в пример больше. Коротко о некоторых из них.
Стивен Бакстер «Яблоки Тьюринга» — честно сказать, совсем не люблю творчество Бакстера. Возможно тому виной первое знакомство (Рассказ «Последний контакт», на мой взгляд, достоин самой суровой критики за излишнюю приверженность к сентиментальности и мелодраме), но это произведение — несомненная удача автора. История крайне необычного контакта, развивающая идеи «Гласа Господа» Лема, задающая, пожалуй, тон для всей антологии.
Паоло Бачигалупи «Игрок» — еще одна антиутопия от автора, на этот раз практически лишенная фантастического элемента. Рассказ прекрасен тем, что явственно показывает, насколько ложное направление выбрала человеческая цивилизация.
Йен Макдональд «Слеза» — тут я могу сказать очень коротко. Одно из лучших произведений автора и несомненная веха в жанре «космической оперы».
Я выделил только три рассказа, но на самом деле каждый из них заслуживает подробного отзыва. И, думаю, для настоящего ценителя фантастики, ответ на вопрос, стоит ли читать эту антологию, очевиден. Где еще можно ознакомится с новейшими произведениями малой формы от столпов фантастического жанра: Грега Игана, Ханну Райаниеми, Йена Макдональда, Аластера Рейнольдса, Паоло Бачигалупи, Майкла Суэнвика и многих других.
Оценка: 8

С.Соболев:
Очередная межиздательская реинкарнация великолепного проекта Гарднера Дозуа. Томик как всегда получился обширным по охвату направлений жанра НФ, глубоки по смыслу и неожиданным в некоторых своих проявлениях. Рассказы представлены разные, но все они неизменно высокого уровня. И как это Дозуа удается держать планку год от года — ума не приложу.
Оценка: 10






955
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 ноября 2014 г. 10:58
Томик ЛЗНФ стоит на полке уже 5 месяцев, облизываюсь каждый день, проходя мимо. Раньше новогодних праздников вряд-ли начну читать, время как вода к сожалению.
А пока вопрос: почему жанр определили как фантастика во всех проявлениях, ведь на обложке ясно написано — НФ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2014 г. 11:17

цитата

А пока вопрос: почему жанр определили как фантастика во всех проявлениях, ведь на обложке ясно написано — НФ?

Потому что рассказы, представленные в сборнике, не ограничиваются одной научной фантастикой.
Здесь есть и альтернативная история, и антиутопия, и киберпанк, и космоопера, и переосмысление мифологии а-ля Желязны: спектр самый широкий8-)
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2014 г. 13:28
Во многом вопрос терминологии: и альтертативную историю, и антиутопию и киберпанк обычно относят к «научной фантастике» в широком смысле этого понятия. Вот «Марсианин» не просто научная фантастика, а конкретно «твёрдая» (естественнонаучная) научная фантастика.


⇑ Наверх