Научно-фантастический роман А. Беляева «Прыжок в
ничто» затрагивает увлекательнейшую проблему современ-
ности и мечты о возможности полета человека в космос,
завоевании межпланетного пространства, посещении планет
солнечной системы.
Эта грандиозная задача многим еще и теперь кажется
совершенно утопичной и невыполнимой. Действительно,
неужели возможен штурм «неба», неужели человек когда-
нибудь, разорвав и пробив панцыри земного тяготения и
атмосферы, окружающей нашу землю, унесется в этот таин-
ственный «эфир» мирового пространства и побывает на Луне,
Марсе, Венере и других планетах, заполняющих простран-
ство между Марсом и Юпитером?.. Не следует ли ко всем тем
лицам, которые увлечены этой идеей и стремятся к ее осуще-
ствлению, отнестись как к безумцам, маниакам, или, в
лучшем случае, как к людям несерьезным и гоняющимся
за химерой. Однако так могут думать только те, кто не дал
себе труда углубиться в историю и современное положение
как идеи космического полета вообще, так и успехов науки
и техники в этой области в частности.
И если такие люди расценят занятие вопросом о межпла-
нетных сообщениях как своего рода «прыжок в ничто», .ка-
ковой испытала часть героев романа А. Беляева, то можно
сейчас же привести ряд доводов противоположного харак-
тера, доказывающих читателю, что изучение этого вопроса
равносильно «прыжку во все». Действительно, трудно найти
проблему, более поражающую своей широтой, глубиной,
интересом и грандиозностью, чем вопрос о межпланетных
сообщениях. Трудно найти науку, которая не нашла бы
себе применение при изучении этого вопроса. Астрономия,
физика, химия, механика, медицина, метеорология, аэро-
динамика, физиология, термодинамика, науки, взятые нами
наугад, случайно, и многие другие — все они необходимы,
чтобы поставить задачу и решить «мучительную» проблему
космического полета.
Уже десятки лет и сотни ученых и техников работают над
разрешением этой проблемы, отдавая ей все свои силы и
некоторые даже жизнь. Еще не осуществленные межпланет-
ные сообщения имеют уже свои жертвы: вспомним хотя бы
немецкого ученого Макса Вальера, не так давно безвременно
погибшего в Германии при испытании своего ракетного
двигателя.
На нашей памяти и кончина русского ученого фанатика
идеи космического полета, также безвременно скончав-
шегося в 1932 году.
История научно-технического развития идеи завоевания
человеком космоса и связанной с нею идеи развития и усовер-
шенствования будущего космического ракетного корабля
уже достаточно велика.
Вопрос этот давно изучается в классической и небесной
механиках и связан с теорией движения тела переменной
массы.
В настоящее время почти все ученые и техники, занимаю-
щиеся вопросом о космических полетах, считают, что един-
ственный двигатель, способный унести человека в межпла-
нетное пространство, есть ракета, принцип работы которой
заключается в том, что она со стороны своей кормы извергает
в пространство энергию своего горючего, топлива, т. е.
продукты горения какого-то вещества, а со стороны носа
получает (изнутри) отдачу или реакцию , которая и со-
общает движение ракете. Вот почему ракетные двигатели
называются также двигателями прямой реакции.
1
Итак, «ракета, теряя в полете часть своей массы, и может
бдлть рассматриваема как тело переменной массы». Такая
постановка задачи позволяет искать разрешение ее в смеж-
ных аналогичных случаях механики. Например, лорд Рэн-
лей еще в 1877 году учитывал влияние изменения массы на
продолжительность колебания тела. Аналогичную работу
произвел в 1884 году Рут. Поллар и Дюдебу в 1891 г. при-
меняют эту задачу к изучению качки корабля, с которого
удален какой-нибудь груз.
1
В отличие от двигателей «непрямой» реакции, например, винто-
моторных двигателей на самолетах, в которых энергия горючего сна-
чала заставляет двигаться поршень в цилиндрах, далее вращать вал
и пропеллер, лишь последний является причиной реакции воздуха,
создающей полет аэроплана. Мы не будем перечислять ряда
решенных в разное время
интересных задач о движении тел с переменной массой, вроде
изменения вращения земли под влиянием падающих на нее
метеоритов или подъема воздушного шара при выбрасывании
из него балласта, а перейдем прямо к интересующему нас
прикладному вопросу, именно исследованию движения ра-
кеты.
Насколько нам удалось выяснить, первый, кто составил
и решил уравнение взлета ракеты в атмосфере и в поле зем-
ного тяготения, был русский профессор механики И. В. Ме-
щерский, который в своей диссертации «Динамика точки
переменной массы» (Спб., 1897) опубликовал эту задачу и
решил ее.
Однако он не имел в виду возможности полета ракеты в
космос. Теоретическое же обоснование возможности тако-
вого полета и основные черты устройства ракетного корабля
на жидком топливе первым дал другой русский ученый
К. Э. Циолковский, опубликовав в 1903 году свою работу
«Исследование мировых пространств реактивными прибо-
рами».
На сочинения И. В. Мещерского и К. Э. Циолковского в
«вое время внимания было обращено мало. Работы их вряд
ли были 'известны и заграницей. Также мало замеченной
прошла и работа французского инженера Эсно — Пельтри,
в 1913 г. исследовавшего возможность полета чела века в
ракете на Луну.
И лишь начиная с 1919 года, когда в Америке была опубли-
кована профессором Годдаром теория полета ракеты на
Луну и результаты опытов его с пороховыми ракетами,
идея о возможности космических полетов начинает проникать
в круги техников и ученых. Появляются на ту же тему труды
Оберта (1923 г.), Вальера (1924 г.), Гоманна (1925 г.) в Гер-
мании, Крокко (1926 г.) в Италии, Рынина (1927 — 1932 гг.),
Кондратюка (1929 г.) и Цандера (1932 г.) в СССР и многие
другие.
1
Разные ученые в разных странах и часто независимо друг
от друга в многочисленных своих исследованиях (до 1933 г.
вышло более 1500 названий) пришли к выводу, что полет
человека в ракете в межпланетное пространство вполне воз-
можен. Правда, задача эта колоссальной трудности, еще
1
Подробнее см. в сочинении Н. Рынина «Межпланетные сообще-
ния» (вып. 1 — 9). Прим. ред. много и долго придется над ней
поработать, много затратить
на ее осуществление средств, а может быть и жизней, НО'
пути к разрешению ее уже намечены.
В настоящее время в разных странах, в особенности в воен-
ных кругах капиталистических стран, идет усиленная экс-
периментальная работа над ракетным двигателем, пробле-
мой его топлива, устойчивости ракеты в полете (с целью
применения его в военном деле) и т. п. Есть основание ду-
мать, что рано или поздно соединенные усилия ученых и
техников решат проблему космического полета.
Широкий интерес в массах к проблеме межпланетных
сообщений появлялся, однако, не только под влиянием упо-
мянутых малоизвестных ученых работ. Толчок к этому ин-
тересу дали научно-фантастические романы, авторы кото-
рых, подхватив идеи, высказанные учеными в их специаль-
ных трудах, и положения, доказанные анализом, так сказать,
экстраполировали их во времени и заставили своих героев
строить эти будущие межпланетные корабли, улетать в них
в мировое пространство, посещать Луну, Марс, Венеру и
не только планеты нашей солнечной системы, но даже доле-
тать до отделенных звезд.
Такой научно-фантастический роман о космических по-
летах также имеет свою историю.
Еще за столетие до нашей эры греческий писатель Лукиан
Самосатский заставляет своего героя уноситься на Луну.
На небо «летает» Магомет, туда совершают полеты ангелы,
демоны, святые. Одни пользуются птицами, другие — кры-
латыми конями, третьи просто возносятся туда «чудесной
силою».
Первый, кто своим гениальным умом предвосхитил реаль-
но-возможную идею полета в небеса, был французский пи-
сатель Сирано-де-Бержерак, который в 1649 — 1652 гг. в
своих сочинениях описывает свой фантастический полет в
небеса при помощи ракет. Еще в одном романе, появившем-
ся во Франции в 1866 г., «Путешествие на Венеру» Ахилла
Эйро также описывается ракетный принцип, примененный
для этого путешествия. Упоминаем также и о романе Жюль-
Верна «От Земли до Луны» (1865 г.), где говорится о при-
менении ракет.
Однако этот способ находит вновь себе широкое отражение
в романах лишь тогда, когда возможность полета на небо
при помощи ракеты была доказана трудами вышеупомянутых
ученых. И вот, начиная, примерно, с 1910 года появляется
и у нас и заграницей серия романов на тему о космических
полетах, например: Жулавского, Лассвица, Трена и Вуда,
Бренера, Бюргеля, Лафферта, Гейля, Мираля-Виже, А. Тол-
стого, Палея и многих других.
У нас в СССР большую услугу оказал делу популяриза-
ции идеи межпланетных сообщений Я. Перельман своими
сочинениями на эту темы.
Роман А. Беляева «Прыжок в ничто» является как бы
завершением работы романистов на тему космических по-
летов.
Автор, тщательно изучив все доступные ему сочинения
по теории этого вопроса и обладая широким кругозором в
различных вопросак науки и техники, предлагает читателю-
в популярном и занимательном изложении идею возможного
полета человека в межпланетном пространстве при помощи
ракетного двигателя. Он главным образом основывается
на исследованиях К. Э. Циолковского, но, кроме того, ис-
пользовывает и новейшие данные, приводимые и другими
учеными^например, теорию относительности, условия равно-
весия в мировом пространстве и т. п.
Целый ряд вопросов и проблем невольно заинтересовы-
вают читателя, заставляют его глубже вдуматься в них и,,
может быть, самого принять участие в их решении.
Вопросы же эти самого разнообразного и неожиданного
характера.
Начинает свои научные идеи о полетах автор с проблемы
стратоплана, т. е. проблемы, актуальной уже и теперь,
когда во всех странах идет «штурм стратосферы»
1
страто-
статами и сверхвысотными аэропланами, и, в то время когда
проблема скорости полета мыслится разрешимой именно в
стратосфере, автор, описывая устройство и прекрасные
некоторые качества подобных высотных аэропланов (стр. 16),.
в то же время указывает на ограниченность высоты их по-
лета (стр. 191) и подготовляет читателя к восприятию пред-
ставления о более совершенном двигателе для завоевания
высот — ракетном двигателе.
Попутно указывается и на новое оригинальное приспо-
собление, тормозящее пробег стратоплана при спуске на
Землю, именно на электромагниты (стр., 26).
Подробно автор описывает устройство, управление и полет
1
См. подробнее книжку Н. А. Рынина «Завоевание стратосферы»,,
изданную «Молодой гвардией». Прим. ред. 'Самого ракетного корабля.
\ Задумываясь над проблемой
'горючего, он упоминает о работах русских физиков, работаю-
щих над разложением атома, — Гамова, Капица и других
фтр . 19) и предвидит устройство двигателя, энергию для ко-
торого даст атом (стр. 165).
Его интересует и слой Хивисайда, облегающий 8емлю
(стр. 95) и мешающий радиосвязи корабля с землей.
Старт ракеты происходил на плоскогорьи в центральной
Америке, на экваторе. Автор объясняет причину выбора
этого места (стр. 23) и прибавляет описание возможности
сообщить энергию кораблю в полете с земли (стр. 92, способ
Ямато). Оригинальны и забавны ощущения пассажиров в
корабле при взлете, когда они испытывают увеличенную
тяжесть (стр. 83, 84, 120, 121) и при свободном полете, когда
они лишены веса (стр. 123, 130, 134, 137, 139, 153).
В вопросе о «гидроамортизаторах», т. е. о погружении
людей в ванны при взлете, чтобы ослабить толчок, автор,
/пожалуй, слишком категоричен, приписывая такому способу
/непреложное предохранение людей от вредного влияния
увеличенной тяжести. На наш взгляд, такой прием может
предохранить тело человека лишь от механического повре-
ждения его благодаря равномерному распределению давле-
ния воды на все части тела, а не является средством умень-
шить само давление.
Интересно описаны у автора предварительные опыты с
людьми по определению на них влияния эффекта ускорения
{подковообразная установка, стр. 36 — 37, и кориолисово
ускорение, вращающийся цилиндр, стр. 42). Вращающийся
шар (стр. 42) с помещенным внутри человеком позволяет
изучать обмен веществ и выяснять вопросы питания. Автор
подробно объясняет, как будет отапливаться аппарат за
• счет энергии солнечных лучей (стр. 15 и 174) и как сами
путешественники, в случае их выхода наружу ракеты в спе-
циальных «эфиролазных» костюмах (стр. 76), будут согре-
ваться по радио (стр. 42). Громадная оранжерея (стр. 173),
несущаяся с ракетой, снабжает пассажиров овощами. Вопро-
сы дыхания и других физиологических процессов в ракете
и на планете Венера автор кладет в основу новой науки
«небесной медицины» (стр. 76, 125), анализируя работу груд-
ных мышц при пониженном и повышенном наружных давле-
ниях.
Весьма много (попутно с развитием фабулы романа) чи-
татель найдет в книге сведений по астрономии и астронави-гации,
например, данные о планетах Марс и Венера (стр. 68),
возможные геологические периоды планет (стр. 223), строе-
ние солнечной и галактической систем (стр. 152), приемы
навигации в межпланетном пространстве (стр. 135, 196).
Невольно читатель заинтересовывается явлениями, которые
будет наблюдать межпланетный путешественник, летящий
со скоростями, близкими к скорости света, навстречу или
попутно световому лучу (стр. 166, 20).
Аналогичные же явления происходят и в радиосвязи ра-
кеты с землей (стр. 199).
Оригинально преломляет автор и теорию относительности
в ощущениях и психологии своих героев, кладя в основу
положение: «чем быстрее движется тело, тем медленнее в
нем протекает время» (стр. 21, 74, 142, 231). Он заставляет
свой небесный корабль нестись со скоростью света, замедляя
таким образом течение времени для его пассажиров и до-
пуская нормальное течение его на земле, где успевает про-
изойти ряд политических событий.
Наконец, целый ряд технических подробностей о полете,
спуске корабля на почву Венеры и обратном взлете в романе
переданы возможно правдоподобно, согласно новейшим пред-
положениям техники этого вопроса.
Таким образом, в своем романе автор, на фоне заниматель-
ных приключений и переживаний, дает много интересных
и верных сведений о технике реактивных двигателей (их
работе, возможности применения их в будущих межпла-
нетных сообщениях) и сообщает попутно данные и по дру-
гим наукам— астрономии, физике, механике, медицине и
т. п., развивая у читателя научный кругозор и заставляя
работать его фантазию и делать вместе с автором научно-
технический прогноз открывающихся будущих возможно-
стей в науке, технике и их применении.
Можно только пожелать широкого распространения этого
интересного романа.
Проф. Н. А. Рынин
Ленинград, октябрь 1933 г