Медвежьи посвящения девушек


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Завета» > «Медвежьи посвящения» девушек по данным фольклора. (с возвращением меня)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Медвежьи посвящения» девушек по данным фольклора. (с возвращением меня)

Статья написана 3 декабря 2014 г. 19:25

Раз уж наконец получилось вернуться, накидаю кое-какие заметки из сочиненного за три года отсутствия. Вот, например, к вопросу об источниках такого фантома, как славянское фентези.

«Медвежьи посвящения» девушек по данным фольклора.

Вначале краткий конспект преинтереснейших наблюдений темы из книги Т.А.Бернштам «Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточный славян».

Существует довольно много сюжетов и мотивов о связи женщины с медведем, от которой родятся дети.  При этом часто можно заметить, что встреча происходит по инициативе самой женщины. Наблюдается последовательность этих встреч девушки с медведем на разных этапах ее взросления. «Каждая встреча символизирует ступень женского полового роста с переходным обрядом в форме «испытания медведем», а их совокупность имеет целью превратить женщину в «медведицу» – наделить ее медвежьей половой энергией для зачатия сына»( Т.А.Б.)

Впервые она встречается со зверем в возрасте девочки. «Маша и медведь» — девочка не должна бояться медведя и может избавиться от него благодаря превосходству своего человеческого разума.

Вторая встреча – 10-12 лет. Медведь дает задания попавшим к нему девочкам, может наказать (вплоть до убийства), но разумная Маша выполняет задания и помогает менее догадливым сестрам, после чего они обычно возвращаются домой.

Третья встреча – при совершеннолетии девочки. Машу привозят в лесную избу. Здесь она толчет просо и варит кашу. После этого она становится на порог и громко кричит в лес: «Кто в лесе, кто в темном? Приди ко мне гостевать, ночевать». По форме это – закликание суженого. И входит медведь со словами: «Я в лесу, иду к тебе ночевать». Они вместе садятся за стол. Если девушек несколько, то дочь мачехи ест кашу, Маша – не ест (видимо, соблюдая табу на пищу, в точности как невеста на свадьбе). Причем иногда медведь сам предупреждает: «Которая есть не будет, ту замуж возьму». Выходит, Маша нарочно не ест, чтобы стать женой медведя, а соперница ест, чтобы этого избежать. Т.А.Б. толкует поведение Маши как бесстрашие перед половым партнером, что есть свидетельство ее зрелости.

Потом упоминается, что Маша стелет медведю постель, а далее следует игра в жмурки – медведь не видит девушки, он слепой (признак иномирного существа).  Игры в прятки и жмурки – пережитки культа предков и часть возрастных инициаций. Пятнашки как разновидность брачных игрищ.

А выдержав испытания, девушка либо получает от медведя санкцию на брак с человеком в виде приданого, либо становится женой самого медведя.

Это очень краткий пересказ, только самое главное. И меня это навело на следующие мысли. Медведь – один из тотемов, на что однозначно указывает его способность иметь общих с человеком детей (чего другие животные вроде как не могут, кроме Огненного Змея).  И очень может быть, что именно медведь-предок проводил посвящения, в том числе, на последнем этапе, и сексуальные, после которого девушка выходила замуж и рожала детей, символически зачатых от первопредка. (Эта идея после долгих трансформаций выродилась в феодальное право первой ночи.) И сказка вполне могла вырасти из реального обряда. Конечно, «медведь» был не настоящий – вероятно, тот, кто в данной общине считался воплощением духа первопредка (князь, старейшина, волхв).  Но вообразите, какая жуть: вы – девушка накануне замужества, стоящая на пороге лесной избы и призывающая оттуда священного предка в образе медведя, чтобы он посвятил вас в женщины…  

(ПыСы: На мой непросвещенный взгляд, Т.А.Бернштам так же чрезмерно увлекалась идеей «половой энергии молодежи», как Афанасьев – метеорологией, а еще Велецкая – идеей ритуального убийства стариков, к чему сводится весь набранный материал. Но все равно очень интересно.)





146
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 декабря 2014 г. 20:17
Любопытно...
Я ж целый рОман накатал на этой основе 10 лет назад, «Аутодафе» называется.
Причем исследователей фольклора не читал, сам додумался, что «Маша и медведь», «Три медведя» и «Ивашка-Медведко» -- три эпизода одной и той же истории...
Заодно и легенды родины предков использовал, о медвежьих деревнях в тайге...


Ссылка на сообщение4 декабря 2014 г. 11:16
Елизавета, поздравляю с возвращением на Фантлаб. :beer:
Статья, как всегда, интересная, спасибо!


Ссылка на сообщение4 декабря 2014 г. 11:16
Очень интересно.
С возвращением.
Не пропадайте


⇑ Наверх