Еще об источниках славянского


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Завета» > Еще об источниках славянского фентези
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Еще об источниках славянского фентези

Статья написана 3 декабря 2014 г. 19:49

Известно, что у славян умерших молодыми-неженатыми хоронили в свадебном уборе, потому что они вступят в брак на том свете. Теперь выяснила, как это будет происходить и откуда, собственно, возьмется этот посмертный супруг. В Полесье записано несколько прекрасных быличек на эту тему. Например, такая: умерла молодая девушка, и мать надела ей в гроб туфли на высоком каблуке. А дочка ей снится и говорит: «Зачем ты мне такие туфли дала, здесь таких не носят. Поезжай в Минск, купи мне тапочки и сюда передай». Велела передать через парня, которого при жизни совсем не знала, а он был «ее судьба». Родители купили тапочки и пошли искать парня. Долго не могли найти дом, пока одна женщина не подсказала, что они возле него стоят. Заходят, а в доме покойник, молодой парень-холостяк. Родители девушки попросили родителей парня положить тапочки в гроб. Те согласились, и девушка перестала сниться.

Есть и вторая быличка того же типа, где умершая девушка тоже просит передать ей тапочки через парня, который «скоро будет до нас идти». Вот и получается, что на том свете пары формируются из тех парней и девушек, которые здесь были предназначены друг другу, но не дожили до свадьбы и даже не успели познакомиться. Следующая ступень развития этого сюжета, хорошо известная романтикам — приход умершей невесты\жениха за оставшимся в живых членом пары.

Былички по изданию «Народная демонология Полесья». Тексты в записях 80-90х годов 20 века. Преотличные два толстенных тома. Сам живой источник народных представлений о мире, где древнейшие формы общения с покойными сочетаются с туфлями на шпильках и машинами, на которых прежние покойники приезжают за умирающим. Это еще раз к вопросу о том, что «славянского язычества не было» и «ничего не осталось». Все осталось, только надо знать, где искать :)

А из предыдущего прямо вытекают возможные источники славянского фентези как направления. Если «Злой Кощей хочет захватит мир; чтобы ему помешать, надо пойти к птице Сирин, взять у нее волшебную прялку-самодралку и утопить в Огненной реке!» — тогда это правда полная фигня, построенная на заимствовании западных образцов. А теперь представьте зачин сюжета: к молодому здоровому парню приезжает пожилая пара и говорит: наша любимая дочка Маша просит, чтобы ты передал ей вот этот красивый платок. Парень не знает никакой Маши. «А она месяц назад умерла и теперь снится». Немая сцена. Парень понимает сразу две важных вещи: его невеста, ему назначенная судьбой, умерла, и ждет, что он скоро за ней последует. Причем, что совсем интересно, действие может происходить в любую эпоху — хоть в 10-м веке, хоть прямо сейчас. И это будет настоящее славянское фентези!





125
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 декабря 2014 г. 20:07
Интересно. :-) А у китайцев, кстати, и по сей день есть подобные обычаи.


Ссылка на сообщение4 декабря 2014 г. 12:07
Супер! Я бы почитал. Кстати, вы не читали Елизарова Pasternak? Там в первой части очень объемно описывается некое славянское языческое верование, но у меня есть сомнения — было ли оно в действительности...


⇑ Наверх