Маргарита Свидерская Радуга


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «NataBold» > Маргарита Свидерская. Радуга над Теокалли
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Маргарита Свидерская. Радуга над Теокалли

Статья написана 19 апреля 2015 г. 22:48

      У этого романа есть один, но очень большой недостаток — он не окончен, завершение работы зависит от доброй воли читателей. Будет ли им интересен роман о древних цивилизациях Америки? В свое время, на конкурсе Триммера я прочла текст с огромным удовольствием. Привожу здесь свой отзыв на него.

      Очень сложно анализировать вещь, главный конфликт которой не только не разрешен, но даже не заявлен. Что в этом произведении главное? Какую задачу решает автор? Я затрудняюсь ответить. Автор ведет по сюжету две параллельные линии, ни одну из них не обозначая как главную, ни одну из них не разрешая до конца. Первая из них призвана раскрыть природу любви, её возникновения, и её угасания. Вторая — роль человека в системе через осознание себя частью её и противопоставления себя ей. Обе они объединены образом главной героини, Иш-Чель, обе вызывают достаточно сильный эмоциональный отклик читателя. Найдет ли Иш-Чель свою любовь? Столкнется ли снова — в решающем, кульминационном столкновении — с системой, частью которой она сама была когда-то, частью настолько органичной, что едва сама не пала её жертвой? И было бы логично предположить, что и финал должен выводить читателя к разрешению обеих этих проблем. Книга не удастся, если героиня обретет своё спокойное счастье, в объятиях ли первого, второго мужа — все равно. Читатель разочаруется, если, пойдя против системы, сначала просто ради спасения собственной жизни, затем — ради спасения жизней родных, героиня сведет это противостояние на нет. Ведь её действия в этой сюжетной линии становятся всё осознаннее и смелее. Книга не удастся, и если оба потенциальных избранника героини потеряют её на жертвенном камне. А заглавие книги — 'Радуга над теокалли' — невольно подсказывает читателю именно такой исход (зная историю, очень сложно представить успешное разрешение противостояния Иш-Чель кровавой системе, требующей новых, и новых жертв. Разве что автор привлечет магическую составляющую своей книги, которая пока только заявлена, но практически не задействована в сюжете).

      Но финала нет. Нет даже намека на финал. По динамике развития событий я бы сказала, что автор добрался хорошо, если до середины романа. Если пользоваться сценарной схемой, согласно которой в произведении должен быть заявлен конфликт, затем — постепенное раскачивание амплитуды сюжета, где герой каждый раз терпит мини-поражение/ одерживает мини-победу, выводящую его на новый уровень раскрытия характера, и так — вплоть до финала и развязки, то автор останавливает повествование как раз преодолев одну из первых серьезных 'волн'.

      Посудите сами: роман начинается с описания взаимоотношений Иш-Чель и её первого мужа. Эти взаимоотношения показаны в статике, они уже оформились, читатель должен верить автору на слово. Эти двое любят друг друга. Здесь же заявлена и одна из проблем романа — столкновение с традициями. Осознание героиней своей неисключительности. Она может стать первой женой, но единственной ли? Она может быть принесена в жертву, как и любой в её стране. Жертвоприношение и нападение на город обнуляют все, что знала героиня до этого. Для нее все начинается заново, медленное восхождение наверх. Мучительное обретение новых чувств к новому человеку, вошедшему в её жизнь. Осознание себя в новом положении, переходящее от попыток просто выжить к попыткам снова влиять на мир. Сперва — через второго своего мужа, а затем — смелый, отчаянный, полностью самостоятельный поступок. Просто замечательно. И вот, на этом пике, когда ради любимого свершен подвиг — который он сам, кстати, не смог в свое время совершить ради нее — автор обрушивает героиню вниз, заставляя усомниться в своих собственных чувствах к первому мужу. Браво, автор. Это сделано настолько безупречно, что я повторю — браво!

      И это — конец книги.

      Разочарование, полученное в этом 'финале' сложно описать словами. Потому что это — далеко не финал. Не ясно, как будут развиваться отношения с первым мужем, пообещавшим вернуться, когда их совместный с Иш-Чель ребенок вырастет, не понятно, как теперь, после добровольного расставания с первым мужем сложатся взаимоотношения с мужем вторым. Как будет дальше жить Иш-Чель, изо дня в день видя, как приносят в жертву её соплеменников. И Амантлан, её второй муж, потерявший друга на жертвенном камне? Это самостоятельная, заявленная и не разрешенная автором проблема. А как же линия кодексов, введенная незадолго до этого псевдо-финала? Она тоже не получила разрешения здесь.

      Автору остается лишь пожелать, чтобы вторая часть — не книга, поскольку книга должна обладать некоторой самостоятельностью, законченностью, чего нельзя сказать о данном тексте — именно вторая часть романа была дописана.





70
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх