fantlab ru

Айра Левин «Ребёнок Розмари»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
828
Моя оценка:
-

подробнее

Ребёнок Розмари

Rosemary’s Baby

Роман, год; цикл «Розмари»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 105
Аннотация:

Эта история началась с того, как Розмари и ее муж отказались от только что снятой пятикомнатной квартиры в пользу четырехкомнатной в старом огромном доме Бремфорд. Все бы хорошо, но только соседи Розмари и Гая, пожилая пара, набивающаяся к ним в друзья, — приверженцы культа Сатаны. После знакомства дела у Гая заметно улучшились: он получил роль, казалось бы ускользнувшую от него, посыпались предложения. Но вместе с тем начались странности: приемная дочка «старичков» выбрасывается из окна, актер-конкурент Гая внезапно слепнет, старый друг семьи Хатч, озабоченный таким странным знакомством с пожилой парой, внезапно впадает в кому, Гай, никогда не хотевший детей, — начинает заговаривать о ребенке.

Хатч умирает, но перед смертью успевает попросить, чтобы Розмари передали книгу, по его мнению, проливающую свет на странную пожилую пару. Книга называется «Все о колдунах». Розмари начинает читать и понимает, что необычные вещи и странные события, происходящие вокруг нее, вовсе не случайное стечение обстоятельств...

Теперь у Розмари одна задача: спасти себя и ребенка от служителей Сатаны...

Примечание:

На русском языке роман очень часто публиковался в связке с «Изгоняющим дьявола» Уильяма Питера Блэтти.


Входит в:

— цикл «Розмари»

— антологию «Антология ужасов. Том 4», 1991 г.

— антологию «Изгоняющий дьявола», 1991 г.

— антологию «666 — число зверя», 1992 г.

— антологию «Лестница Дьявола», 1992 г.

— антологию «Последняя схватка. Армагеддон 2000. Ребенок Розмари», 1992 г.

— антологию «Порождения тьмы», 1993 г.

— антологию «Привидение», 1993 г.

— антологию «Ребенок Розмари. Армагеддон-2000. Зомби», 1993 г.

— антологию «Ребёнок Розмари», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

лауреат
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (100 место)

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Номинации на премии:


номинант
Премия Эдгара / Edgar Awards, 1968 // Лучший роман

Экранизации:

«Ребенок Розмари» / «Rosemary's Baby» 1968, США, реж: Роман Полански



Похожие произведения:

 

 


Лестница Дьявола
1991 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 4
1991 г.
Изгоняющий дьявола
1991 г.
Ребёнок Розмари
1991 г.
Черный квадрат
1991 г.
Последняя схватка. Армагеддон 2000. Ребенок Розмари
1992 г.
666. Число зверя
1992 г.
Город Великого Страха
1992 г.
Ребенок Розмари
1992 г.
Ребёнок Розмари
1993 г.
Порождения тьмы
1993 г.
Привидение
1993 г.
Ребенок Розмари. Армагеддон-2000. Зомби
1993 г.
Ребенок Розмари
1993 г.
Ребенок Розмари. Другой
1993 г.
Число зверя
1999 г.
Ребенок Розмари
2000 г.
Изгоняющий дьявола. Ребенок Розмари
2002 г.
Ребенок Розмари
2003 г.
Ребенок Розмари
2005 г.
Ребенок Розмари
2011 г.
Ребенок Розмари
2020 г.
Ребенок Розмари
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Rosemary’s Baby
1967 г.
(английский)
Rosemary’s Baby
1967 г.
(английский)
Rosemary's Baby
1968 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм, давным-давно ставший классикой жанра ужасов, я, к стыду своему, до сих пор не видела, поэтому сравнивать с ним не буду, но сравню с другим знаковым произведением автора — «Степфордскими жёнами».

И «Ребёнок Розмари», и знаменитые «Степфордские жёны», вышедшие на пять лет позже, созданы по одному и тому же лекалу: главная героиня вместе с мужем переезжает в кажущееся уютным и респектабельным место, какое-то время наслаждается новой жизнью, начинает подозревать, что всё это время вокруг крутилось какое-то тайное общество, а в конце выясняется, что муж её этому обществу давным-давно продал. И даже глупость главных героинь абсолютно одинаковая: обеим не хватает хитрости и элементарного ума, обе пытаются в лоб рассказать обо всех окружающих их странностях, что, конечно же, ставит крест на их судьбе. Разница лишь в том, что «Степфордские жёны» написаны с уклоном в фантастику, а вот «Ребёнок Розмари» — чистейшей воды мистика. А также в том, что «Ребёнок Розмари» двойных толкований не допускает, тогда как в «Степфордских жёнах» многое остаётся за кулисами, что даёт читателю возможность порассуждать. Ну и в оттенке финала — концовку «...Розмари» можно назвать счастливой, тогда как «...жёны» заканчиваются мрачно и безысходно.

Можно проследить, как автор развился в нагнетании саспенса, как углубил своё понимание феминизма, как расширил кругозор и количество затрагиваемых тем. «Ребёнок Розмари» во многом проигрывает «Степфордским жёнам», однако «...Розмари» читать мне было увлекательнее. В «...Жёнах» автор всё-таки переборщил со сценарностью текста, с сухостью подачи. Персонажи «...Розмари» ярче, живее и глубже. Язык не такой пресный, благодаря чему книга читается приятнее и легче, хотя, возможно, дело в переводчике — «Степфордских жён» я читала в переводе Ю. Вейсберга, а «Ребёнка Розмари» уже в переводе С. Алукард.

А вот в чём «...Розмари» конкретно так проигрывает — это в концовке. Я люблю финалы, после которых остаётся много недосказанностей (не путать с сюжетными дырами и не выстрелившими ружьями). Но и стройное, логичное завершение повествования, когда всё становится на свои места, люблю тоже. «...Розмари» относится ко второму типу. Мозаика складывается, вопросы остаются, но уже направленные в будущее: что ждёт героиню, как она со всем справится? И мне даже понравилось то, что не зашло многим читателям — принятие Розмари природы её ребёнка, попытка стать сыну Сатаны мамой. Нет в этом никакой нереалистичности, сработал элементарный механизм психологической защиты. Не можешь бороться — смирись и возглавь. А если помножить это на гормоны и материнскую любовь, всё и вовсе получается максимально стройным и логичным. Но, чёрт побери, прикрутить ребёнку рога и хвост? Левин, ты в своём уме? Одним штрихом просто взял и испоганил всё произведение, опустив его до уровня третьесортных страшилок.

Хотела поставить десятку, но эти рога с хвостом сбили мне весь настрой. Девять коктейлей из плесени.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Существует шутка о хороших и плохих фильмах ужасов. Плохой ужастик – это когда кровь, кишки и расчленёнка, от которой зритель хохочет от души. Хороший ужастик – это когда в ясный солнечный день по зелёной лужайке скачет милый кролик с красными глазами, а зритель в этот момент писается в штанишки.

Пожалуй, подобное определение ужастика подходит и к книгам. «Ребёнок Розмари» заставляет нервничать, беспокоиться и раздражаться от назойливых соседей героини, и от этого всего по спине бежит холодок. Так что смело причисляю его к хорошим ужастикам. Хотя бы по подаче автора. Но всё ли так хорошо? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Сюжет у книги прост. Розмари и Ги (в моём переводе он именно Ги, а не Гай) переезжают в новую престижную квартиру. Она – католичка, воспитанная в строгости и смирении, но пошла против всех и вышла замуж за еврея. Поэтому с семьёй она не общается и переживает по этому поводу. Их соседями оказываются миленькие, бодренькие, забавные и страшно навязчивые старички, которые по совместительству ещё были и сатанистами. Спустя некоторое время Ги становится частью их культа и, грубо говоря, насилует спящую жену при всех этих товарищах по цеху, зачав таким образом ребёнка самого Сатаны.

«Ребенок Розмари» – это история, сочетающая в себе огромное количество самых разных компонентов: от загадочных самоубийств до злонамеренных действий таинственной секты, от бытовой драмы до леденящих кровь кошмарных сновидений. Примечательно, что при этом каждый элемент истории находится на своем месте и не выделяется из общей гармоничной картины. Мастерски сочетаемые, они раскрывают историю с разных сторон, помогая понять мотивацию персонажей и их помыслы.

Но кроме всего прочего «Ребёнок Розмари» – замечательная головоломка. Множество различных отсылок и символов, да и вообще символизма в целом, коим книга полна, заставляют читателя поиграть в скрэббл, составляя из кусочков ответ на все вопросы.

И вот о некоторых из них я бы хотела поговорить поподробнее.

Самым главным и важным символом прихода Сатаны на Землю, как мне кажется, является то, что влияние церкви на общество на момент событий книги исчезло: постепенно истлела церковная цензура, усохло религиозное образование. И мы видим это на примере Розмари, которая смело отринула от себя Христа, выйдя замуж за убийцу его – еврея. Да и в церковь она больше не ходит, соответственно, и не молится.

– Бог мой! – охнула Розмари.

– Бог умер, – уверенно произнес Роман.

Да и само зачатие дитя Сатаны является отсылкой-перевёртышем на непорочное зачатие Марии. Вся эта сцена с обрядом, странными символами на животе Розмари, запахом серы, больше похожем на бред или сон, явно говорит нам о каком-то шабаше ведьм. Даже сам факт, что Ги взял свою жену силой, спящей, намекает о тёмных (читай дьявольских) сторонах души человека, о грешности самого человека, который легко поддаётся искушению.

Что касается искушения. В книге мне не понравился финал, это, пожалуй, единственный минус романа. Он открытый, без каких-либо намёков на возможное решение возникшей проблемы и тем более уж ответов.

Первоначальный план Розмари был в том, что нужно сбежать с ребёнком. Но когда она узнала, что ЭТО за ребёнок, сразу появилась идея его убить, выбросив его из окна, а потом и самой пойти за ним. Но потом у неё что-то щёлкнуло в голове, мол, она же его мать, она сможет на него влиять, поэтому воспитает в нём всё светлое (читай христианское), что было в ней, ведь он часть неё. Многие могут сказать, что тут сработал обычный материнский инстинкт, который готов защищать своё чадо, несмотря ни на что. Но мне кажется, Розмари просто поддалась искушению, забыв (отказавшись) от заветов «сущего на небесах».

Отказ Розмари от Бога, породил в ней вакуум, пустоту: пустоту морали, пустоту семейного круга, пустоту духовных ценностей, которую-то и заполнил ребёнок. Свято место пусто не бывает, как говорится. Не зря же сам дьявол её избрал, отказавшись от бывшей наркоманки Терри, которую взяли на попечение и перевоспитание эти милые старички-сатанисты.

Кроме того Пенелопа Джилиард (писательница) после выхода книги в одном журнале назвала «Ребёнка Розмари» – «гинекологической готикой». Ну посудите сами, человеческое тело, особенно женское, устроено таким странным образом, что женщина на определённый срок превращается в некий сосуд для вынашивания чужой жизни. А в нашей книге эта жизнь не просто чужая, она ещё и чуждая самой Розмари, странная и весьма пугающая. В итоге-то и получается, что родила она «не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку». А Айра Левин просто взял да и сотворил из всего этого ужастик. Так что всякие там «Чужие» на фоне «Ребёнка Розмари» – милые и глупые младенцы (простите за тавтологию). Забавный факт – Айра Левин писал роман во время беременности жены, правда, он говорил, что ей его не показывал. Интересно, что с ним было бы, если бы она увидела?

– Подойди и посмотри на его руки, – сказала Минни. – И на его когти тоже.

– И на его хвост, – добавила Лаура-Луиза.

– И на крошечные рожки, – закончила Хелен Виз.

В общем, мастерски прописанная история, многогранная и волнующая до мурашек, отличные персонажи – всё это отличная составляющая для хорошей книги, которую можно смело назвать классикой в полном смысле этого слова. Кроме того «Ребёнок Розмари» доказывает, что хоррор и мистика – это не просто дешёвая развлекаловка для подростков, а самое настоящее искусство, которое может увлекать, пугать и заставить подумать о спасении души своей, например.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитое произведение знаменитого писателя про то, как молодые нью-йоркцы Гай и Розмари Вудхаус снимают квартиру в старинном доме с горгульями. Гай малоизвестный актёр, который мечтает о славе, Розмари его нежная преданная жена, которая мечтает о ребёнке. Как пел в своё время Юрий Антонов, «мечта сбывается и не сбывается». Дом, куда переехали Гай и Розмари, оказывается гнездом сатанистов, их соседи по ночам устраивают чернокнижные песнопения, но Розмари это не волнует, потому что стоило им переехать, как карьера Гая пошла в гору, а она сама забеременела.

Всю остальную книгу читатель гадает, кто такие на самом деле соседи Вудхаусов, почему так странно ведёт себя внезапно прославившийся Гай, и чем закончится беременность Розмари.

Книга и понравилась, и нет. Похоже, автор задумывал написать роман ужасов, но вышло недо-. По мере того, как у Розмари приближается день родов, читателя, видимо, должна была охватывать всё большая оторопь от того, как вокруг неё и ребёнка кружат и сходятся дьявольские силы, а вместо этого силы кажутся бутафорскими и нестрашными, а главная героиня подбешивает своей наивностью и тем, как легко ведётся на сатанинские уловки.

Так-то понятно, почему Розмари до последнего не видит опасности. Какому здравомыслящему нью-йоркцу в ХХ веке придёт в голову, что эта сатанинская лабуда может быть правдой? В том-то, видно, и должен был быть самый хоррор, что зло там, откуда его не ждёшь. Но то ли автор не доработал по части ужаса, то ли книга за 50 лет устарела, но желаемого эффекта она не производит.

В романе есть и плюсы. Гнетущая атмосфера дома удалась, Гай красиво выписан. Финал хороший. Он открытый, читатель сам решает, что означает последняя сцена в книге. Левину удалось соблюсти баланс, что раскрыть, а о чём умолчать, чтобы у читателя не возникло ощущения, что писатель перекладывает на него свою работу, и вместе с тем чтобы было, над чем поразмышлять, дочитав книгу.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если жанр этого романа — ужасы или триллер, то половина Гоголя — вообще некротрэш. Ну никакого чувства ужаса за весь текст я не испытал. Лёгкое волнение — да; улыбку, умиление, светлую скуку — да. Но ужас, саспенс — разве что чуть-чуть, ближе к концу. И вообще с первых страниц было понятно, что надо загодя принять эликсир наивности, дабы не испортить удовольствие ранними догадками. Но даже это не спасло, потому что до последнего надеялся, что будет какой-то ещё сюжетный поворот. И это помимо того, что конфликт — для человека, отошедшего от религиозности и мистицизма, — покажется «слабоамплитудным»... ну разве что рассматривать всё это как чёрную комедию.

Роман короткий, лаконичный, написанный хорошим слогом... вот только это сомнительное достоинство. Потому что перед нами даже не роман, а «пьеса-трансгендер» — несмотря на весь прозаический наряд, из текста так и сквозит драматургическая «пористость» — та самая, что должна заполняться актёрской игрой и виденьем постановщика. Здесь она, даже заполнившись вашим воображением, оставляет ощущение недосказанности, недонапряжённости, недоосмысленности. Зато героев на квадратный метр — хоть отбавляй. И отношений, разговоров между ними — глубины чеховского «Вишнёвого сада» — тоже.

И уж чего-чего я не ожидал почувствовать в этом американском романе (пусть и из славных 60-х) — так это атмосферы «Покровских ворот» и более старого советского кино про коммунальное, дворовое и прочее «братство», где все друг к другу ходят, одалживают, щебечут, любезничают и т.д. Вот это действительно ужас. Всегда подозревал, что Он гнездится где-то там.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Молодой паре Вудхаусов, Розмари и Ги, везет получить квартиру в Брэмфорде – огромном старинном многоквартирном доме. Хозяйка квартиры, дама в почтенном возрасте, слегла в кому и не вышла из нее. И квартира оказывается выше всяких похвал! И соседи очень милые старички. И все прекрасно и хорошо. Ги получает роль, о которой мечтал, и предлагает Розмари завести ребенка.

Роман очень неуютен, но раскрывается это постепенно, не спеша. Ужасающее событие, самоубийство Терри – молодой бывшей наркоманки, о которой заботилась пожилая пара по соседству, происходит почти в самом начале книги, после которого все надолго затихает.

«Ребенок Розмари» — подвид хоррора, который сейчас принято называть «слоу бёрнер» (мнение автора отзыва не претендует на объективность). Ничего не происходит – Розмари занимается повседневными делами, общается с соседями, переживает за актерскую карьеру мужа, радуется беременности. Но в каждом слове, в каждой улыбке таких милых старичков Кастиветов, да и не только, скользит что-то неуловимое и тёмное. Минни и Роман Кастиветы чуть ли не пылинки с Розмари сдувают: и топового гинеколога посоветуют, и полезный коктейль из лечебных трав принесут, и в магазин сходят вместо беременной Розмари, и амулет на удачу подарят. Вот только коктейль странный на вкус, от амулета неприятно пахнет, а врач говорит, что сильные боли при беременности – это норма, и говорит это уже несколько месяцев.

Любимый муж Розмари, Ги, отдельная темя для разговора. То как поступает Ги с женой сейчас принято называть «газлайтингом». Он запрещает Розмари общаться с подругами, он постоянно убеждает Розмари, что все странности соседей – выдумки жены, он постоянно контролирует ее перемещения. А эпизод с зачатием… Когда Розмари просыпается утром, уснув от выпитого (но мы то знаем!), и чувствует боль между ног, Ги с улыбкой заявляет, что овладел спящей женой и «чувствовал себя как некрофил». Мужчина женской мечты… И Розмари, чуть погодя, ему прощает!

Автор умело плетет вокруг героини кокон интриг, о которых знает читатель, но Розмари лишь подозревает что-то, да еще и постоянно себя переубеждает в своих подозрениях. Хочется, как все эти мужчины переде телевизорами, заорать героине «Не верь ему! Раскрой глаза! Подумай! Не ходи туда! Не ешь это!». Но Розмари не слышит, делая ровно то, чего делать не следовало. Читателю остается лишь наблюдать. Ближе к финалу все эти ложь, недомолвки, интриги, паранойя, даже состояние самой Розмари, заставляет усомниться в реальности происходящего уже читателя. «Может Розмари, измученная и уставшая, просто все себе надумала?», спрашивает себя читатель. Увы, финал ставит в этом вопросе жирную, и очень неприятную, точку. Финал однозначен, и от этого еще более мерзок.

«Ребенок Розмари» — увлекательное произведение о легкости манипулирования доверчивым человеком, паранойе, лжи и психологическом насилии. С очень неприятным послевкусием.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман читается на одном дыхании! Книга очень атмосферная, и, хотя её относят к жанру ужасов и хоррора, я бы не назвал бы это произведение таковым!

Да главные герои Розмари и Ги Вудхаус достойны внимания со стороны читателя, как и чета Кастиветов!

Розмари и Ги сняли чудесную просторную квартиру в старинном доме, где познакомились с милыми соседями-пожилой четой Кастивет! Хотя друг семьи Хатч был против того, чтобы семейная пара снимала там жильё! По одной простой причине- этот особняк привлекает испокон веков разного рода, маньяков, сатанистов, и прочих тёмных личностей!

И никогда не подумаешь, что хорошее отношение соседей, может обернуться таким коварством!

Атмосфера романа завораживает, сюжет затягивает, и с каждой прочитанной главой становится понятно, что против Розмари строится заговор, но с какой целью, до определённого момента непонятно! Тот момент, что муж оказался ведомый, и очарованный Кастиветами, не задумываясь предаёт жену, мне стал противен до глубины души! События же, разворачивающиеся перед читателями на страницах этого романа, просто поражают воображение! После знакомства с Кастиветами дела у Ги резко пошли в гору, посыпались предложения ролей, но вместе с тем начались странности: приёмная дочка Кастиветов выбрасывается из окна, актёр-конкурент Ги слепнет, а старый друг семьи Хатч внезапно впадает в кому.

Но как известно, случайности не случайны!

И даже беременность Розмари, становится частью сатанинского заговора!

Как именно поступит Розмари? Сумеет ли спасти своего ребёнка? Узнает ли тайну Кастиветов?

Эту часть романа спойлерить не стану! Но признаться честно, открытая концовка меня удивила! Автор скорее не закончил повествование, а лишь поставил многоточие! И как выяснилось существует продолжение романа. Которое сейчас увы, на бумаге отыскать будет трудно!

Скажу сразу, что на момент прочтения романа, и написания данного отзыва, экранизацию Романа Полански, я не смотрел! Так что, отзыв пишу, опираясь именно на книгу!

Браво автору!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще очень давно я посмотрел одноименный фильм Романа Полански и до сих пор помню, насколько он впечатлил меня. И вот недавно, раздумывая над тем что почитать, я внезапно наткнулся на небольшую книгу Айры Левина с одноименным названием. Я не стал долго раздумывать и погрузился в чтение романа с головой и плечами. По прочтении я безусловно хочу выделить основные аспекты своей оценки, не раскрывая сюжетных линий и имен персонажей..

— Идея — Как по мне, то данный роман с легкостью выдерживает проверку временем. В прошлом веке он был очень самобытным и актуальным, а в этом — значительно выделяется среди подражателей за счет реализации идеи, как таковой. Может показаться, что роман слишком скучен и даже монотонен, однако в моем понимании, реализация концепции произведения, которую, на самом деле, не так легко расписать в столь коротком формате, находится на высоте и заставляет проникнуться книгой. Твердо ставлю 9 из 10.

— Сюжет — Он может показаться достаточно банальным на первый взгляд. Но если представить у себя в голове через что можно пройти и с какими людьми можно встретиться в самых обычных местах, то начинаешь смотреть и воспринимать книгу немного иначе. Сюжет безусловно цепляет, хоть и делает это на каком-то скрытом уровне нежели чем на динамике повествовательного процесса. Уверенно ставлю 8 из 10.

— Персонажи — Совершенно разные герои, которые действительно проживают свою жизнь, полную тайн и вопросов. Если фильм не был просмотрен Вами, то будет намного интереснее их развитие. Сразу оговорюсь, в некоторых моментах можно немного поскучать, но мне кажется это больше от привязки романа к конкретному временному промежутку, а не к неумению автора реализовать и оживить героев. Поэтому я поставлю 7 из 10.

— Атмосфера и погружение — Русскому читателю может быть нелегко проникнуться атмосферой романа и даже его шармом. Рекомендую или посмотреть старый американский фильм или просто поискать фотографии того времени. Тогда станет немного попроще реализовать и авторский замысел и всех героев. С погружением то же самое. Вливаться в данный роман не так сложно. Намного сложнее не отложить книгу в некоторых особо описательных моментах, где действительно можно поймать «скукуна». Но конкретно мне было достаточно атмосферно и интересно. Ставлю 7 из 10.

— Жестокость и другие неординарности — Книгу нельзя относить к жестокому направлению хоррора или мистики. Это атмосферный ужас, в котором не нужна жестокость для того, чтобы показать страх героев. Каждая деталь будет играть важную роль в повествовании. Но, повторюсь, книга для тех, кто любит больше атмосферные и неторопливые хорроры. Неординарностей, как по мне вполне достаточно. Именно поэтому я поставлю 8 из 10.

Подводя итог, «Ребенок Розмари» — это прекрасная книг, в которой больше положительных моментов. Все отрицательные вещи слишком незначительны, чтобы заострять на них свое внимание. Если Вы ценитель хорошей атмосферы и Вас не особо впечатляют насилие и монстры, то данная книга Вам прекрасно подойдет, чтобы скрасить 1-2 вечера. Левин написал культувою книгу, которая еще долго будет заставлять Вас вздрагивать в темноте, раздумывая: « А как бы поступил(а) я??»

Спасибо за внимание..

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Она всего лишь хотела детей…

***

Ныне рынок хорроров перенасыщен. Причем, увы, низкопробным контентом. Речь не только о фильмах, но и о книгах. Хватает слешеров (жвачка, как правило), дешевые скримеры, никакие сюжетные линии. В общем, в 8, а то и в 9 случаев из 10 вы рискуете нарваться на низкобюджетное, скучное, пресно кино, претендующее на хоррор. Конечно, всегда есть оставшиеся 2 или 1. К ним можно отнести последние прорывные фильмы – «Суспирия», работы Пила и Аристера, «Лекарство от здоровья», «Звонок мертвецу». Даже «Оно» (кинговское, конечно же) – локальный шедевр. С книгами сложнее. Из необычных работ можно выделить, например, Адама Нэвилла. И то не все его романы (рассказы у него много слабее). Посему при жажде пощекотать нервы приходится обращаться к уже позабытым книгам или фильмам. «Ребенок Розмари» — отличный пример старой школы. Этому роману уже полвека, у него есть экранизация (Полански, если что!), есть переиздания, пусть их и не много.

Итак, Америка, рассвет богемной жизни. Приемы, роли в кино и театре. Супруги Ги и Розмари Вудхаусы находятся в поиске жилья. У них уже есть вариант, когда они узнают, что можно снять квартиру в Бэмфорде (в голове сразу всплывает Дакона, там, кстати и снимался фильм). И Вудхаусы готовы заселиться именно сюда, несмотря на то, что их друг – Хатч – отговаривает их. Предубеждения Хатча выглядят немного надуманными и туманными, поэтому Ги и Ро не слушают его. Не останавливает их и то, что они видят сами, когда уже переезжают в Бэмфорд. И зря…

К сожалению, аннотация произведения настолько спойлерная, что она раскрывает 95% сюжета. Правильно ли это? Вряд ли. Аннотацию можно было бы закончить фразой, типа такого – «после переезда с Вудхаусами случаются таинственные события». Но тогда чем аннотация выделит «Ребенка Розмари» на фоне других хорроров? В общем, не стоит ждать от романа какой-то яркой сюжетки, чтобы не разочароваться.

Что же в романе цепляет? Атмосфера. Она тут реально есть. Во-первых, это роман, действие которого происходит в замкнутом помещении. Да в каком помещении! Легкий налет готичности присутствует. Пусть и без привидений. Во-вторых, сюжет подается постепенно, но его нельзя назвать тягучим и скучным. Таинственные события случаются порционально, а ближе к концу накал реально есть, экшен хорошо поддавливает. В-третьих, внутренний мир Розмари. Нельзя сказать, что автор прям вложился в свою героиню. Но читатель видит ее сомнения, ее метания, ее волнения и боль. Это определенно не картонный персонаж. Наконец, финал. Он скорее удался, чем не удался. Да, кому-то не понравится открытость. С другой стороны, автор довольно неплохо аргументирует именно такой расклад событий.

Заключение: это неплохой, атмосферный, короткий роман. Минимум локаций и героев, зато бодренькое напряжение. Где-то многовато наивности, где-то многовато предсказуемости. Но ведь книга читается не ради финала, не ради твистов. Поставьте себя на место Ро. Что скажете?

8 дьявольских детей из 10.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразный стиль, практически полностью книга состоит из диалогов. После Лавкрафта было сложно читать. Как будто находишься внутри работающего радиоприёмника. Именно радио, потому что картинка дана очень схематично и... в лоб. Условно: вот квартира, направо дверь туда, налево туда. Вот человек, у него волосы такие-то, глаза такие-то. Я ни разу не заметил авторского отношения к предметам и людям. Описания точные, короткие и нейтральные. Я предполагал что-то подобное, узнав, что Айра Левин сценарист и драматург, но всё-таки рассчитывал, что роман не будет текстом пьесы или либретто оперы. А вышло почти так.

С диалогами тоже не всё гладко. Они избыточны (а вы ели на завтрак хлопья?), они полны в плохом смысле (Привет... привет... как дела... пока... пока), они разбавлены ненужными действиями (встал, сел, официант принёс тарелки, официант ушёл). Радиотрансляция спортивного матча вперемешку с мыльной оперой.

При этом сама история мне не показалась скучной. Да, интрига в целом слабая. Но ведь главное не что будет, а как с этим справится Розмари. Роман-то о ней вообще-то. Бросила дом, родных, отреклась от веры, приехала в большой город. Ни образования, ни связей. Прилепилась к стареющему актёру (33 года — это уже не выпускник ГИТИСа, а что в багаже? Реклама и пара постановок?), никому не нужному актёру, причём она понимает, что он её не любит, ему всего лишь приятно её внимание. У неё дичайшая мечта про трёх детей и домик на природе, хотя понятно, что как только бы Ги встал на ноги, он бросил бы её и нашёл поэффектнее. И так далее. Роман про молодую дурочку-провинциалку. И характеры героев, если вчитываться, как это делает режиссёр с текстом сценария, раскрываются вполне.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, эта история вобрала в себя всю романтику и потаенные страхи 1960-х: здесь есть простодушная девушка Розмари (воплощение молодого поколения, устремленного навстречу любви и свободного от греховного наследия старшего поколения); неприятные старики (дряхлые, но властные, таящие какие-то мрачные тайны) и расчетливый хладнокровный карьерист (волк в овечьей шкуре и – что самое печальное – муж Розмари).

Молодожены Розмари и Гай Вудхауз поселяются в старинном многоквартирном доме, в фешенебельном районе Нью-Йорка. Они обновляют старомодную квартиру, мечтают о будущем и хотят завести ребенка. Впрочем, для Гая счастье невозможно без успешной карьеры, и он переживает оттого, что его обходят более талантливые сослуживцы. Однако, как только они с Розмари знакомятся с соседями – слащавой престарелой четой, склонной к религиозному свободомыслию, – его карьера взлетает вверх, а главный конкурент отправляется в больницу после несчастного случая. В скором времени Розмари узнает, что беременна, но помимо радости в ее душе поселяется смутное беспокойство. Она подмечает подозрительные детали насчет соседей и не может забыть кошмарный сон сексуального характера, который она видела во время недавнего визита Папы римского в Нью-Йорк. Муж с головой погружается в работу, все сильнее отдаляясь от Розмари, а престарелые соседи организуют над ней круглосуточное опекунство, снабжая неприятными отварами и отговаривая от наблюдения у врача. В течение беременности Розмари все больше замыкается в себе, теряет интерес к жизни и чахнет на глазах, о чем ей говорят все ее прежние знакомые. Но с теми из них, кто становится излишне любопытен, происходят трагические случайности. Розмари чувствует себя бесконечно одинокой и несчастной, и пытается понять, что происходит. В чем причина такого внимания к ней со стороны соседей? Почему муж так отдалился от нее? И отчего с каждым днем жизнь кажется все более безнадежной?

На первый взгляд перед нами бытовая драма, типичная история из жизни большого города, но за фасадом ее возникают большие вопросы, на которые рано или поздно должен ответить каждый. Текст романа пересыпан неприметными говорящими деталями, взывающими к подсознанию, стимулируя воображение и пробуждая глубинные страхи. Мистики прочитают эту историю как вселенскую мистерию о противостоянии Добра и Зла, а скептики – как психологический триллер, списав инфернальный финал на помутнение героини на почве послеродового синдрома. Так или иначе, роман оставляет абсурдное чувство: мы видим, как в мир вторгается Зло, но это, как будто, не касается никого, кроме несчастной девушки по имени Розмари. И приходит понимание, что прекрасное не спасет мир, если некому будет спасти прекрасное.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже довольно давно охотилась за этой книгой т.к. хотела перед просмотром экранизаций сначала ознакомиться с первоисточником. Ну вот и ознакомилась. Теперь даже и не знаю тратить ли время на просмотр. Книга начинающаяся как триллер в результате скатилась в какую-то банальщину. Сюжет, который в начале еще как-то отдавал мистикой, по ходу своего развития становился все более прямолинейным и глупым. Герои какие-то картонные, их поступки слишком очевидны. А то что главная героиня разобралась в чем дело только к концу произведения, так вообще говорит только о ее глупости. Концовка тоже совершенно не впечатлила. Язык очень скудный, это больше похоже на сценарий. Много односложных диалогов, практически нет описаний.

Итог: чтение, абсолютно не обременяющее мозг, которое позволит убить пару часов.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной роман, продолжающий эксплуатировать тему «дитя-дьявол». Хоррором здесь и не пахнет, несмотря на попытку угнетения атмосферы описанием сатанинских ритуалов и прочим масс-оккультом.

Главная героиня Розмари — типичная, как сейчас модно говорить, «овуляшка». Находясь в браке за подающим надежды актером, она мечтает о ребенке. Переезд в новую квартиру должен поспособствовать этому делу, но муженек не такой простак и постоянно увиливает от осеменения оной.

Эта история началась с того, как Розмари и ее муж отказались от только что снятой пятикомнатной квартиры в пользу четырехкомнатной в старом огромном доме Бремфорд. Ничего их не смутило — ни предостережения старого друга, ни жутковатая история самого дома.

После переезда, пара сразу знакомится с соседями — престарелой парой, крайне милой. Ну и тут понеслось. Карьера мужа идет вверх и он срочно решается на осеменение, Розмари плачет от счастья и идет обрадовать сосеседей этой новостью. Те же начинают пичкать ее какими то «народными средствами», чтобы «ребеночек родился нормальный». Наша Розмари всё с благодарностью принимает и потирает свой живот в предвкушении.

В конце концов, когда у нее начинаются ужасные боли, они начинает понимать, что что-то тут не так. Соседи еще какие-то странные, шепчутся и на незнакомом языке страшные песни распевают.

Очень забавная история про девушку, обделенную умом и сообразительностью.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, самое странное в книге это то, как автор пытается сохранить интригу до самого конца. Хотя уже, наверное, и по аннотациям и по жанру можно обо всем догадаться где то на 20%. Да, конкретные действия и цели остаются загадкой, но расстановка персонажей-то не меняется до конца. А они при этом все равно пытаются казаться хорошими, нормальными и заботливыми соседями.

В итоге получается, что ты большую часть книги ждешь, когда же они проявят себя в истинном свете. И переживаешь за главную героиню, потому что эта наивная дуреха, будучи не в силах никому отказать, все время сама забивает гвозди в крышку своего гроба. Частенько возникает такое чувство, когда глупость делает она, а неловко становится тебе.

Получается немножко затянуто, наивненько и тягомотно, но так как книга небольшая, по одному месту 10 раз не ездит, читается быстро и не успевает надоесть.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта небольшая книжечка с названием, типичным для дамских романов, даст сто очков вперед многим новейшим триллерам.

Создавался «Ребенок Розмари» почти полвека назад, и на современный взгляд стиль Айры Левина может показаться неспешно старомодным. Нынешние авторы триллеров и хорроров обычно предпочитают «зацепить» читателя с первых же страниц. Скажем, начать повествование с эффектной смерти, слегка намекнуть, насколько жестокой будет развязка... «Ребенок Розмари» привлекает другим. Ювелирно проработанной атмосферой страха и безумия. А еще совершенно замечательными злодеями, выписанными пугающе реалистично. Это не космические захватчики и не вампиры. Не маньяки из глубинки, поджидающие сбившихся с дороги простаков. Не социопаты, которых разыскивают полиция и ФБР. Эти ребята уверены в своей безнаказанности и особенно не прячутся. Ну а с выбранной жертвой они предельно вежливы, предупредительны и до определенного момента готовы пылинки с нее сдувать. Тем ужаснее оказывается ловушка, приготовленная для несчастной Розмари Вудхауз.

А вот развязка этой истории, честно признаться, меня не вполне устроила. Я не против открытых финалов, но в данном случае первая реакция была: «Как? И это все?» Не случайно ведь автор 30 лет спустя все-таки выпустил новую книгу о злоключениях Розмари, правда, куда менее удачную.

И если судить по гамбургскому счету, чуть подпортить впечатление от «Ребенка Розмари» вам может издательство «Эксмо», выпустившее роман Айры Левина в 2011 году. По тексту разбросано немало фамилий актеров, названий книг, журналов, торговых марок. Американцам 60-х годов пояснения здесь были не нужны. Другое дело — Россия, полвека спустя, однако в «Эксмо» на редакторских комментариях сэкономили. Для понимания смысла произведения это не смертельно, но такие книги, как «Ребенок Розмари», заслуживают лучших изданий.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я разочарован. Несмотря на такое количество восторженных отзывов, я прочел эту книгу

и остался недоволен. Мне не понравился сюжет (больно уж вялый и скучный), персонажи — на жидкую троечку

(за исключением Хатча — единственный персонаж, который мне понравился)

Да и концовка больно уж неопределенная. Роман на один раз — как раз про него.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх