Дэн Симмонс Фазы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Дэн Симмонс: "Фазы гравитации": камнем на дно или ввысь к небесам
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дэн Симмонс: «Фазы гравитации»: камнем на дно или ввысь к небесам

Статья написана 2 мая 2015 г. 05:34

Дэн Симмонс

Фазы гравитации

авторская книга, первое издание

М.: Эксмо, 2015 г. (март)

Серия: Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры

Аннотация: Ричард Бедекер, метко названный герой этого великолепного романа, человек плывущий по течению, ищущий потерянное чувство цели. Бывший астронавт, Бедекер однажды ступал на Луну, ненадолго сбегая от гравитации. Шестнадцатью годами позже гравитация и прочие энтропические силы взяли над ним верх. Его брак распался. Его работа бессмысленна. Его отношения с единственным сыном разрушены. В этот критический момент Бедекер встречает удивительную девушку по имени Мэгги Браун, которая укажет ему «места силы», которые он оставил позади и поможет ему восстановить себя.

«Phases of Gravity» — это роман о силе мечты и возможности вторых шансов, о путешествиях оставшихся в памяти и новых, которым только предстоит произойти. Это — так же как и большая часть работ Дэна Симмонса — трогающее отражение «богатства и тайн вселенной». Перемещающаяся без усилий с поверхности Луны к маленьким городкам американского Среднего Запада, от них — к священным Черным Холмам Южной Дакоты, и наполненная мудростью, неожиданными поворотами и вспышками непочтительного юмора, «Phases of Gravity» — великолепная книга по любым стандартам, долговечное, полностью осознанное творение, создать которое мог только мастер.


Дэн Симмонс «Фазы гравитации»
Я сразу хочу огорчить всех тех, кто, купившись на космонавта на обложке и греющее душу любителя космических приключений слово «гравитация» в заголовке, ожидает от Дэна Симмонса фантастики в духе «Гипериона». Это «реализм» в чистом его виде, если только вы не считаете фантастикой любое произведение, где действуют вымышленные герои. Но тогда, фантастикой можно считать и любой роман, скажем, о буднях Череповецкого металлургического комбината только на том основании, что в списках его работников никогда не значились прокатчик Петров или директор Сидоров.

Я также хочу огорчить всех тех, кто ожидает от романа какого -то реального действия, связанного с освоением Космоса, научными исследованиями или техническими достижениями, что, в принципе, можно было бы предположить из того, что главным героем станет  отставной астронавт, участник программы «Апполон», побывавший в числе немногих на Луне и оставивший свой след в истории. Ничего подобного: нас ждет очень и очень неторопливое повествование, практически без сюжета, и даже без особых событий. Это скорее набор сцен из жизни одного уставшего человека, которому пришло время просто остановиться, подумать, разобраться в себе и принять решение, куда двинуться дальше.

А поскольку речь пойдет о вещах внутренних, а не внешних, то тут на первое место выходят детали: слова, мелкие события — дуновение ветра, тени, блики света, оттенки красок, интонации и даже молчание, внезапно запускающие обратный ход времени и, так же внезапно, возвращающие в реальность. Так что не ждите легкого и беззаботного чтения, когда за захватывающим действием можно не заметить окончания повествования. Здесь необходимо внимание и прстоянное напряжение — взвешивание значимости слов, оценка красоты оборотов и правильности расстановки знаков препинания.

Еще я хочу огорчить всех, кто решит, что роман может подготовить их к чему-то важному в жизни или предоставить какие-то рецепты для решения собственных проблем. Нет в нем никаких откровений, потому что в природе в принципе нет никаких универсальных рецептов, единственно правильных и действенных, позволяющих конкретному читателю избежать каких-то реальных жизненных проблем. Более того, я вообще не рекомендовала бы читать эту книгу тем, кто не имеет своего личного багажа ошибок, неудач и поражений, а также опыта их решений и преодоления. Без этого личного опыта, позволяющего понять внутренние метаморфозы героя и оценить тот труд души, который для этого потребовался — скрытый, тайный и молчаливый, роман превращается лишь в очередное занудное повествование о пресловутом «кризисе среднего возраста».

Так о чем же все же роман? Он целиком о Гравитации. В том буквальном смысле, который изначально вкладывался в это слово — тяжесть. Обо всех тех вещах, которые сковывают и убивают наши порывы, мечты, устремления, мешая нам быть счастливыми, обрести ту неимоверную легкость, то редчайшее невесомое состояние души, позволяющее взмыть над всеми проблемами и страхами. Он о несбывшихся надеждах, бытовых проблемах, совершенных и непрощенных ошибках, затаенных обидах, неудачах и оставшихся от них страхах, поражениях — реальных и мнимых, неправедных мыслях и не менее неправедных поступках — обо всем том, что копится годами, превращая жизнь из яркого события в унылую череду дней.

И эта Гравитация может оказаться не менее смертоносной, чем та, о которой любят писать фантасты. Она может заставить добрых и отзывчивых людей превратиться со временем в монстров, обрушивающих на окружающих злое излучение зависти и ненависти. Она может сжать души некогда отзывчивых и жизнерадостных до состояния черной дыры полного одиночества и отрицания. Но чаще она заставляет людей выходить на устойчивые орбиты жизни, спокойные, неизменные и обыденные до самого последнего момента. Размеренные, предсказуемые, без катастроф и катаклизмов... но и без счастья и яркого свечения.

И только очень немногим из нас удается нащупать среди мощных гравитационных полей тот путь, который позволяет сбросить груз притяжения, избавиться от всей накопившейся за годы Тяжести и найти новую орбиту. И уж совсем единицы находят возможность окончательно и бесповоротно преодолеть эту Гравитацию и обрести первоначальную, счастливую легкость и невесомость души.

Рецепта нет, есть только обозначение проблемы. Достаточно ли для этого верить «в богатство и тайну Вселенной»? Достаточно ли только мечтать и надеяться? Или необходимо что-то еще? Тут каждый решает сам для себя: нет такой физической формулы, математического расчета или совета мудреца, которые бы позволили любому преодолеть его личную Гравитацию и обрести  драгоценные мгновения, когда «нужно парить, парить на границе между небом и землей, предвкушая и стремясь познать неизведанное»...





396
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 12:47
Так что — тяжелая книжка? Без хеппиэнда?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 12:53
Почему же, герой как раз достигает того. что ищет. Тяжелая в том плане, что приходится вчитываться в слова, вдумываясь в их смысл, анализировать контекст и обращать пристальное внимание на детали. Читать — если этот рубеж уже пройден даже занимательно, все время думаешь, как же герой справится.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 17:30
Тогда отлично! Тексты у Симмонса хороши были всегда. Помню, в какой восторг меня привела «Утеха падали» — это первая его вещь, с которой столкнулся. Правда и от перевода зависит очень много. Хорош ли перевод? та же «Утеха...» в другом переводе стала нечитабельной совершенно.
Спасибо большое, что обратила внимание на эту публикацию!
 


Ссылка на сообщение3 мая 2015 г. 03:11
Мне перевод понравился, сама атмосфера поиска передана великолепно. А по поводу « Утехи» согласна: я первый раз читала — не понравилось совершенно, взяла другой перевод — другая книга
 


Ссылка на сообщение7 мая 2015 г. 20:55
В каком переводе рекомендуете «Утеху»?


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 12:48
Спасибо за подробный анализ. Каждый раз убеждаюсь, что не надо судить о книге по обложке ;-)
Конечно хотелось почитать что-то космическое, так что отложу эту книгу на некоторый срок.


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 16:14
Очень хороший роман действительно о кризисе среднего возраста. Кстати, насколько я знаю, совершенно проваливающийся в продаже
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 16:22
Наверное, потому что его сразу позиционировали неверно: он идет в серии Современная зарубежная фантастика, хотя это чистый реализм. Обманутые ожидания — что может быть хуже для рекламы? Да и Симмонс никогда не был легким чтивом.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 20:31

цитата primorec

Наверное, потому что его сразу позиционировали неверно: он идет в серии Современная зарубежная фантастика

Так там же Луна есть, потому и фантастика. :-D
 


Ссылка на сообщение3 мая 2015 г. 03:12
Луна, это да... В наши дни — фантастика:-(
 


Ссылка на сообщение3 мая 2015 г. 05:38
Двигатель Шойера пока успешно проходит тесты, так что, вполне возможно, в следующем десятилетии туда можно будет долететь за четыре часа. Это не считая традиционных методов, пересаженных на современную платформу вычислительной техники и композитных материалов, да.


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 16:24
Так в итоге — понравилась или нет?
И перевод как?

Хм... вот, что значит, сделать страшненькую обложку — большинство пройдут мимо книги. :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 16:30
Мне лично понравился. И перевод — удалось передать атмосферу — ожидание изменения — через мелкие детали. Очень описательно, выше всяких похвал. Но тут есть опять же одно но: это более- менее совпало с моим личным опытом, чтобы быть понятым и оцененым. Для многих же описанное может показаться просто набором бессмысленных поступков и разговоров.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 16:36
Спасибо )
Значит, попробуем прочитать.
Хотя Симмонс далеко не всегда мне нравится.
«Террор» вообще не понравился.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 16:40
У романа есть несомненное достоинство — он короток. В начале карьеры Симмонс еще не болел многословием.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 16:47

цитата Александр Кенсин

«Террор» вообще не понравился.

неожиданно...


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 17:39
Спасибо,попробую.


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 20:30

цитата

Но тогда, фантастикой можно считать и любой роман, скажем, о буднях Череповецкого металлургического комбината только на том основании, что в списках его работников никогда не значились прокатчик Петров или директор Сидоров.


Более уместен тут будет Ахтарский металлургический комбинат. Латынина ведь когда-то была именно фантастом, причем, пожалуй, лучшим в xUSSR.


Ссылка на сообщение12 мая 2015 г. 22:27
Хорошие и роман и рецензия


⇑ Наверх