Извиняюсь за некоторую задержку отзыва. сегодня мы завершаем знакомство с романами цикла Джека Вэнса «Дердейн» последней частью истории «Асутры». Меня настолько впечатлили эти романы, что решила не отвлекаться пока на других авторов, и потому следующей будет рецензия на роман «Станция Араминта».
Джек Вэнс «Асутры» |
Я все же оказалась права, и в третьей части мы отправляемся в новые места. Сначала с уже неплохо изученного Шанта на огромный, таинственный Караз, населенный варварскими племенами кочевников и бандами работорговцев. А затем дальше, дальше, как обещано — по следам Асутров, на негостеприимную Кхахею, где звучат сколько то там тысяч напевов древней расы Кха.
Вроде бы все понятно- дорожное приключение, по которому соскучилось сердце бродячего музыканта Этцвейна, наконец освободившегося от противных ему политических забот и властных интриг Аноме. Приключение планетарное — с кибитками кочевников, грязными кабаками маленьких городков, причудливыми обычаями изолированных племен. Приключение космическое — с лихостью захвата вражеского звездолета, горечью поражения, отчаянием плена, безнадежностью восстания рабов, невероятностью победы и неожиданностью в самом финале.
Но тут мы подходим к тому, как, порой, приятно ошибиться, и там, где с первого взгляда обнаруживается твердый боевик, со второго оказывается литература порядком выше по своему скрытому содержанию. Потому что сделав круг, начав с Шанта через Паласедру, через Караз, через Кхахею и опять на Шант, мы снова возвращаемся к теме свободы и несвободы.
Вся третья часть, внешне такая приключенческая — о рабстве и свободе. О рабстве здесь почти каждая страница. О его внешних атрибутах- работорговле и работорговцах, целой экономической структуре и целой культуре, основанных на продаже и унижении одних разумных существ другими. И оказывается, все перечисленное присуще не только кочующим в кибиткам варварам, но и летающим между звезд пришельцам.
Но еще больше о рабстве внутреннем, скрытом, глубинном. Почти все повествование нас окружают рабы, которые таковы не потому, что у них связаны руки или надет ошейник. Они рабы, потому, что такие по своей сути: слепо следующие по жизни за лидерами, живущие по давно устаревшим правилам и традициям, руководствующиеся не разумом, а инстинктами. И тут очень интересный момент: свободный человек Гастель Этцвейн не находит в себе к ним ни привязанности, ни жалости, ни милосердия.
Но есть и другой важный момент — мнение той другой стороны, миллионов, которым Гастель подарил внешнюю свободу, когда был Аноме. «Без ошейника оно приятнее, конечно, хотя в нашем деле и простудиться недолго — но патриции и кантональные власти хотят, чтобы я за свободу платил. Спрашивается, что лучше: дешевое послушание или разорительная независимость?» Замечательный вопрос, который не устают повторять в нашем якобы «свободном» мире миллионы якобы «свободных» людей. Только за одну эту фразу можно уже ставить Вэнсу высший балл.
Но ведь есть еще и концовка. Неожиданная, переворачивающая все, перемешивающая, представляющая неприятного землянина Ифнеса Иллинета в совсем другом свете, а вместе с ним и все происходившее на протяжении трех романов. Как было замечено, «достоверная информация уничтожает массу заблуждений». А также иллюзий, надежд и бесплотных мечтаний. Но разве это делает весь путь нашего героя от рабства к свободе менее значимым? Или может быть, ну и их, высокие материи? Не заморачиваться и не знать. Как говорит весельчак и оптимист Фролитц» «Кому нужна душа, как бы она ни лежала? Играют руками и головой, а заиграешь — мигом развеселишься».