Джек Вэнс Дердейн Об общих


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джек Вэнс "Дердейн": Об общих впечатлениях и идеальном Прогрессоре
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джек Вэнс «Дердейн»: Об общих впечатлениях и идеальном Прогрессоре

Статья написана 8 июня 2015 г. 02:23

Вот и закончился примечательный цикл «Дердейн» , который открыл для меня Джека Вэнса с новой стороны и сразу перевел его в разряд любимых писателей. Поскольку я люблю хорошие книги, то вскоре вы прочитаете отзывы на все романы Вэнса, до которых я смогу дотянуться. Следующим будет роман «Станция Араминта» и прочие из цикла «Хроники Кэдвэлла»


Джек Вэнс «Аноме»
На самом краю обжитого человеком Космоса, сферы Гаеан, плывет забытая всеми планета Дердейн, где нашли себе прибежище и необъятное поле для социальных экспериментов всякого рода изгои, религиозные фанатики, социопаты, упрямые консерваторы и не менее упрямые бунтари. Здесь они получили возможность реализовать все свои бредовые фантазии по части общественного и экономического устройства, проверить на практике любые религиозные, нравственные или философские идеи, которые только могут прийти в голову. И что же у них получилось?


Джек Вэнс «Бравая вольница»
А получился странный, лоскутный мир, где каждая небольшая провинция живет по своим собственным внутренним законам, не влезая в дела других, но худо-бедно все же сосуществуя с соседями, поскольку в какой-то момент все вместе ради того, чтобы не поубивать друг друга, решили отказаться от личных свобод в пользу безопасности и дешевизны.


Джек Вэнс «Асутры»
Как все же искусно Вэнс плетет разноцветное полотно Дердейна: никаких длинных описаний, ничего явного — здесь фраза, тут поступок, небольшой абзац. Маленький эпизод порой рассказывает больше об истории, мифологии, логике поступков целых народов, делая романы этнографически более достоверными чем, если бы мы держали в руках научный труд о жизни Дердейна.

А полотно, сотканное Вэнсом, поистине масштабно, и каждая ниточка в нем важна — будь то маленькая секта Хилитов, летающие герцоги Паласадры, работорговцы Караза или космические пираты Кхахеи. Вместе они сплетаются в яркое, завораживающее полотно, на котором постепенно проступает единый рисунок.

Все три романа с первого взгляда разные по своему содержанию и композиции. «Аноме» с его медленно развивающимся действием, множеством деталей, более этнографический, чем приключенческий. «Бравая вольница», порой становящийся почти боевиком с политическими интригами, сражениями с захватчиками и инопланетными загадками. И «Асутры» с его тайнами галактической политики, почти невозможным путешествием и такой же невозможной победой, и неожиданным финалом, который перечеркивает уже устоявшееся мнение обо всем происходившем на протяжении трех романов.

Но все истории — маленькие и большие — объединяет одно. В той или иной мере все они рассказывают о свободе, как внутреннем состоянии человека, и самых разных формах, которые принимает несвобода,  и которые существуют независимо от нас, даже если мы сами и отрицаем их наличие или влияние. Да и вообще, нужна ли эта свобода, если за нее требуется платить более высокую цену, чем за тихое и безопасное существование? Ответа, кстати, в романах нет. Есть только позиция обывателя, рассуждающего, что лучше: дешевое послушание или разорительная независимость.

И вообще можно ли быть полностью свободным в таком сложном мире, владеть всем объемом нужной информации, чтобы говорить о независимости своих решений или непредвзятом подходе. Хотя бы наш герой Гастель Этцвейн более свободен, чем все вместе взятые жители Дердейна. Он может мыслить самостоятельно, на него не давят авторитеты, он может опираться на собственный опыт и сведения, добытые лично. Но вот оказывается, что правда, добытая Гастелем в тяжелых испытаниях — лишь маленький кусочек огромной мозаики сферы Гаена.

Тут очень хочется вспомнить о таком неприятном герое, как земной историк Ифнесс — вэнсовский вариант Прогрессора, который то появляется на сцене, активно вмешиваясь в действие, то отстраняется в самый ответственный момент, то вообще исчезает на неопределенное время, оставляя прочих героев разбираться с множеством проблем в одиночку, когда помощь землянина жизненно необходима, бесконечно жалуется на какие-то мелкие интриги, восхваляет свой ум и знания. Этот герой вызывает раздражение, отрицание, возмущение: разве таким должен быть носитель цивилизации и древней культуры? А ведь он почти идеальный  Прогрессор: дарящий нуждающемуся даже не удочку вместо рыбы, а условия эту удочку сделать самому, не предоставляющий готовые знания, а создающий возможности для принятия самостоятельных решений, не унижающий подопечных удушливой опекой и морализаторством, не заставляющий жителей Дердейна следовать по избранному небожителями пути, а признающий их право на собственную историю и собственные ошибки. Он не водит за руку подопечных, не окружает их заботой, не дарит знаний и не облегчает жизнь. Напротив, он эту жизнь всячески усложняет неприятными вопросами и поступками.

И жаль, так жаль, что столь примечательный цикл пока остается вне поля зрения большинства читателей, тем более, что современных, или кому больше нравится — нестареющих, идей — хоть отбавляй. Его бы, Вэнса,  слова, да в уши нынешним политикам и прочим власть имущим. И потому так хочется заинтересовать некоторых из пытливых читателей, кто любит не только форму, но и содержание, историей планеты Дердейн, плывущей на самом краю обжитого человеком Космоса.





97
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 июня 2015 г. 06:37
Спасибо за рецензию. Вэнс велик своими описаниями возможного. Чем и должна заниматься фантастика — моделированием и экспериментами над темами и проблемами, некоторым отходом от сегодняшнего дня, чтобы их можно было выпятить или обыграть в самых разных пропорциях, габаритах, сочетаниях и раскладах. Составить что-то необычное, знакомое, возможное, невероятное, другое. Одновременно не забывая о увлекательности и литературности.

P.S. Первый раз задумался о том, что от клише, заданном Стругацкими, надо бы избавляться. Хотя понятие «прогрессорство» уже прочно вошло в перечень основных НФ-тем, а «прогрессоры» стали именем нарицательным. Понятия достаточно ёмкие, но иногда ёмкие даже исчерпывающе. И уж очень сильно направляют мысль по проторенной дорожке и к однажды разыгранной в определённом ключе проблематике.
А ведь у Желязны в «Князе Света» были акселеристы, а у Олдисса в «Малайсийском гобелене» — «прогрессисты». Но у Желязны это характерный для его творчества прометеизм, а Олдисса «прогрессизм» — тяжкое государственное преступления в стране не только с неизменными порядками и «стабильным» госустройством, но и с соответствующими представлениями об идеальном мироустройстве. У Вэнса — ещё одна постановка извечной социальной противоречивости.


Ссылка на сообщение8 июня 2015 г. 17:04
А Большую планету или Чай выходит не читали? :-) Просто описание Дердейна (где нашли себе прибежище и необъятное поле для социальных экспериментов всякого рода изгои, религиозные фанатики, социопаты, упрямые консерваторы и не менее упрямые бунтари) это фактически полное сходство с Большой планетой и очень похоже на Чай.

цитата primorec

А ведь он почти идеальный  Прогрессор: дарящий нуждающемуся даже не удочку вместо рыбы, а условия эту удочку сделать самому, не предоставляющий готовые знания, а создающий возможности для принятия самостоятельных решений, не унижающий подопечных удушливой опекой и морализаторством, не заставляющий жителей Дердейна следовать по избранному небожителями пути, а признающий их право на собственную историю и собственные ошибки. Он не водит за руку подопечных, не окружает их заботой, не дарит знаний и не облегчает жизнь. Напротив, он эту жизнь всячески усложняет неприятными вопросами и поступками.
Идеальные прогрессоры это большевики. :-) Ликбез и всё такое.


⇑ Наверх