Кристин Хармель Забвение


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Кристин Хармель "Забвение пахнет корицей"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кристин Хармель «Забвение пахнет корицей»

Статья написана 13 августа 2015 г. 08:31

Аннотация. Тридцатишестилетняя Хоуп, когда-то мечтавшая о профессии юриста, вынуждена спасать от разорения доставшуюся по наследству семейную кондитерскую в небольшом городке недалеко от Бостона. В ее жизни наступил трудный период: умерла мама,ушел муж, после развода осложнились отношения с дочерью-подростком и, в довершение ко всему, любимая бабушка — ее последняя опора — тяжело заболев теряет память. Понимая, что не имеет права унести с собой тайну, которую хранила более семидесяти лет, бабушка просит внучку исполнить ее последнюю волю и отправиться в Париж... Так начинается знакомство Хоуп с историей своей семьи. В этом путешествии через расстояния и поколения путеводными звездочками для Хоуп становятся памятные с детства семейные секреты выпечки, которые открывают перед ней не только двери, но и сердца незнакомых людей, помогая по крупицам воссоздать невероятную историю любви длиной в жизнь. Любви, победившей войну и смерть. Это путешествие помогает Хоуп обрести себя и понять, что на самом деле счастье — совсем рядом.




Это могла бы быть трогательная семейная сага, рассказывающая историю четырех поколений женщин одной семьи. История, начавшаяся в далекой Франции во времена Гитлера. История утраченной, но не забытой любви, пронесенной сквозь время. Однако подана история под странно горчащим соусом с привкусом корицы...

Помимо этого, в романе поднят ряд таких вопросов, как верность семье, нравственный выбор, отношения отцов и детей, самоотверженность и самопожертвование, смирение с утратой и бегство от самого себя, взаимовыручка и взаимопомощь перед лицом общего врага. И действительно, люди отринули межнациональную и религиозную рознь, дабы просто спасать друг друга, не взирая на различия, наложенные обществом. Тем не менее, в первую очередь, это роман о любви и семье, об исковерканных волею войны судьбах. Все остальные проблемы и темы — на периферии, как фон, помогающий автору лучше раскрыть характеры своих персонажей, объяснить их не только личными качествами, но и обусловить временем и эпохой. Удалось ли это писательнице или нет — сложный вопрос. Ответ зависит от того, под каким углом смотреть на это произведение.

Сюжет вращается вокруг маленькой кондитерской, принадлежащей женщинам одной семьи. В воздухе так и витают ароматы свежесваренного кофе, корицы и миндаля, солнечные лучи пробиваются сквозь ажурные занавески, а молодая женщина хлопочет возле духовки, что-то тихо напевая. Но эта идиллическая картина разрушается, как только женщина оборачивается. Ворох проблем стоит за ее милой улыбкой: неуверенность в собственных силах, проблемы с финансами, болезнь бабушки, развод, непонимание дочери, одиночество. Сюжет романа разворачивается одновременно в настоящем и прошлом: парижская жизнь бабушки Розы в военные годы и жизнь ее внучки и правнучки в наши дни. Судьба и характер Розы наложили неизгладимый отпечаток на жизни ее потомков. Через всю свою долгую жизнь пронесла она в сердце память о первой любви к юноше, которого она вынуждена была покинуть, спасая свое нерожденное дитя. Она потеряла всю семью в горниле войны, обретя лишь крохи на смертном одре. Всю свою жизнь Роза бежала от прошлого и не могла забыть его. И теперь, находясь у порога жизни и смерти, она просит свою внучку отправиться в Париж и разузнать о судьбах дорогих ей людей. Все это сдобрено внутренними метаниями и переживаниями Хоуп, фактами из ее собственной биографии. Мы видим, как меняется и развивается этот персонаж, как она узнает тайны своей бабушки, узнает историю своей семьи и обретает корни. Она становится увереннее и сильнее, учится противостоять невзгодам, открывает свое сердце для любви. Однако, несмотря на эволюцию, персонаж остается пластилиновым и вялым. Удручают ее пафосные монологи о страдании в браке, не подкрепленные никакими фактами, ее посыпание головы пеплом от того, какая она плохая мать. Ее дочь Анни — двенадцатилетний подросток, описать которого автору совершенно не удалось. У нее странное восприятие подростков, согласно которому, они только и делают, что хамят всем и каждому, ходят угрюмые, эпатируют публику внешним видом и через слово говорят «типа» и «неважно».

Что же касается Розы, то ее попытки спасти семью вызывают уважение, но вот дальнейшая ее жизнь, прожитая страусом, прячущим голову в песок, вызывает недоумение. Вместо того, чтобы попытаться узнать о судьбе любимого и о своей семье, она выходит замуж за первого же, кто ей это предложил и обрастает домом и бытом. Позже отправляет мужа узнать о судьбе бывшего возлюбленного. Каково? А когда тот лжет, что любимый погиб, смиряется и даже не задумывается, что муж может преследовать свои цели. Я не оправдываю Тома, но могу понять его мотивы, а вот мотивы Розы я понять не в силах. Она абсолютно нелогична в своих поступках. Родив дочь, ради которой она проехала полмира, она отстраняет ее от себя и всю жизнь ведет себя холодно по отношению к ней, попутно удивляясь, почему та меняет мужчин и ищет привязанности. Всю жизнь Роза молчала о своем прошлом, боялась думать и чувствовать, и вот на склоне лет ей захотелось повиниться и узнать то, от чего она так усердно бежала. Стало ли ей легче, кто знает. Только вот меня не покидает ощущение, что Роза была трусливой эгоисткой, думающей лишь о себе и лелеющей свое горе.

Книга оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это довольно ёмкая и эмоциональная семейная сага, с другой — история в антураже Второй мировой войны и Холокоста, но как-то легкомысленно поданная, смешанная со всхлипываниями Хоуп по своей неудавшейся жизни и перемежаемая рецептами пирожных и печенья. Это несколько коробит, потому как теряется глубина и трагизм описываемых событий прошлого. А потому тема войны и истребления евреев кажется бутафорией, призванной нагнести побольше трагизма, но не вышло так, как могло бы выйти. Отдает фальшью, а потому и впечатление смазывается.


Итог. Книга теплая, уютная, ароматная, но рафинированная. Если и должен был в ней быть надлом, раскрывающий героинь через призму пережитого их бабкой, то он не ощущается, он смазан пафосными монологами, причитаниями, несуразицей в поступках героев. Это не классический любовный роман, это не история о войне и сломанных ею судьбах, это история о семье, призванная что-то донести до читателя, но вот что это что-то, остается загадкой...

Оценка 6/10




294
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх