Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Бентозух» > без темы
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Статья написана 25 августа 2015 г. 18:03

       ДОКЛАД, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

        Журнал «Техника – молодёжи», как обычно, первым схватил новый роман Ефремова – «Час Быка». Думаю, пересказ не обязателен, все читали. Капиталистические отношения ведут человечество к апокалипсису, и чем более развиты технологии, тем скорее. По Ефремову, «варварство, вооружённое последним словом техники – страшный враг человечества». И у нас с вами в перспективе очень вероятен Торманс, но спасатели, скорее всего, не прилетят.

   Иван Антонович в письме к американскому профессору Олсону заметил: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной всех катастроф во всей истории…». Конец цитаты.

   .

                                                  *    *    *

   У Геннадия Мартовича Прашкевича есть утопия «Кормчая книга». Её первый вариант относится к советскому 1987 году, поэтому она попала в мой разбор. Будущее человечество полно тревог и противоречий, развитие пошло по двум руслам – техническому и биологическому, близкому к природе. И там, и тут есть свои недостатки и свои преимущества. Мегаполис и лесные Общины всё меньше зависят друг от друга, всё меньше соприкасаются. Образовалась и третья цивилизация – космониты, они выселились с Земли и живут в космосе.

   Но главное – не это. Главное – нравственные принципы. Повсеместно действует так называемое Моноучение, основанное на трёх аксиомах: человек свободен, человек ответствен, человек добр. Поэтому земные цивилизации, столь разные, не всегда с пониманием, но без всякой вражды относятся друг к другу и стараются помогать, выручать из бед. У космонитов появляется смелая идея, в духе Циолковского: человек един. Человечество должно освободиться от оков бренного тела, от оков планетной гравитации и слиться в единое облако Разума, живущее на просторах Космоса.

                                                    *    *    *

   Сергей Иванович Павлов в конце семидесятых «выстрелил» романом «Лунная Радуга». Ближний космос оказался полон сюрпризов. На Землю космонавты стали возвращаться с новыми болезнями, с новыми пугающими свойствами организма. Таких людей называют экзотами, их становится всё больше. Они объединяются в сообщество и, наконец, улетают из Солнечной системы на огромном корабле, амбициозно названном «Великий предок».

   Земная космонавтика у Павлова на высоте. Гигантские корабли очень совершенны и удобны. Скафандры комфортабельны и заботливы. Грузоперевозки осуществляются «люстровыми» сцепками кораблей, которые можно уподобить современным автопоездам, только с поправкой на третье измерение.

   И всё это производит впечатление какой-то мрачноватой феерии: разноцветные скафандры, сверкающие грузовые «люстры», гравитационные атриумы в кораблях, где люди в изменённом поле тяготения медленно перелетают с этажа на этаж. Разведчик, идущий по Меркурию с риском в любой момент исчезнуть, ежесекундно из специального устройства роняющий красные жетоны, пунктирно отмечая свой путь… Космонавты, уцелевшие в катастрофе, оборачиваются призраками погибших товарищей…

   Продолжает эту феерию, лет через двести, роман «Волшебный локон Ампары». На Земле красиво, весело, однако неспокойно. Прежних государств нет, Земля поделена на экзархаты, которые между собой не особенно дружат. Много неврастеничных и агрессивных людей. Сохранились даже примитивные уголовники, словно перенесённые из нашей родимой воровской малины. Существует могущественная организация пейсмейкеров («миротворцев»), которая фактически претендует на главенство в мире и уничтожает всех неугодных.

   Гость, один из потомков тех, кто улетел на «Великом предке» и основал колонии на экзопланетах, Кирилл Корнеев, прилетает, чтобы навестить возлюбленную, артистку Винату. Но красавица уже любит другого. Кирилл тайно оставляет ей привезённый подарок и улетает на Камчатку, к старым друзьям. Его неотвязно преследуют пейсмейкеры, пытаются похитить, нагло требуют выдачи… И даже благополучно улететь с Земли – проблема.

 

                                               *    *    *

   В своё время все гонялись за фантастическим сборником «Эллинский секрет». В нём была первая книга трилогии Сергея Александровича Снегова «Люди как боги». Учёный-физик по специальности, он был репрессирован и долго работал инженером в Норильске. Написал грандиозный роман не столько о грядущих коммунистических отношениях, не столько о новом богоподобном человеке, сколько о неизмеримо возрастающих научно-технических возможностях. Вот с этой стороны люди действительно – как боги. Астронавты, сражаясь со зловредными инопланетянами, могут развить скорость в семь тысяч световых!

   Земной мир, кстати, безопасный. У каждого человека есть Охранительница – некое подобие ангела-хранителя. Главный герой дружит с прекрасной змееподобной инопланетянкой.

   Книгу вторую, «Вторжение в Персей», я не читал. Не попалась. А третья… Там земляне отправляются в дальний Космос, входят в контакт с Высшим Разумом и вызывают уважение к себе. Нас признают за разумных.

                                             *    *    *

   Владимир Дмитриевич Михайлов придерживался либеральных взглядов, а в последнее время ещё и значительно расширил область своих духовно-нравственных поисков. Устройство социума у Михайлова играет второстепенную роль, но имеются все признаки развитого капитализма… В его утопии «Капитан Ульдемир» благополучное земное общество слегка деградировало, людям недостаёт мужества и отваги. Они выдёргивают воинов из прошлых веков, в самый момент их гибели в бою, тем самым спасая для жизни в будущем. Обучают их на астронавтов и отправляют в опасный и ответственный рейс… В Мировом Пространстве этот полёт наблюдают представители высшего космического разума, под условными именами Мастер и Фермер (таким образом, понятно, кто за что отвечает). Они обмениваются впечатлениями и решают не мешать простеньким играм людей.

    

                                                *    *    *

   Сергей Александрович Другаль, «Тигр проводит вас до гаража». Невозможно умолчать. Книга удивительно добрая и тёплая, полная мягкого юмора. Животный мир Земли приручён и почти что введён в состав человечества. Здесь мы видим биологическое направление в фантастике.

                                             *    *    *

   Старейшина нашей фантастики Александр Петрович Казанцев о далёком коммунистическом будущем писал мало. Но предсказал многое, что мелькает в сегодняшней фантастике. Например, кто-то написал, что в будущем возможно будет перенести человеческий мозг на механический носитель, чем и продлить его жизнь, в идеальном случае – неограниченно. В романе Казанцева «Сильнее времени» (1973) этой теме посвящена глава «Протостарцы».

                                               *    *    *

   Бессмертие… Тема слишком неоднозначная. Юрий Соколов (не путать с нынешним Юрием Соколовым) в фантастике известен одним лишь рассказом «Строка из стихотворения» в журнале «Наука и жизнь» полувековой давности. На дворе примерно трёхтысячный год. Люди бессмертны. Учёному-пушкинисту не дают покоя строки из «Памятника»: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит». И ему приходит дерзкая мысль: восстановить Пушкина! Взять абсолютно всё, что написано поэтом – стихи, прозу, публицистику, личные письма, записки… и заново сформировать личность. А что касается тела – это уже не проблема, биология там на высоте… В последней сцене Александр Сергеевич едет на коне по берегу моря и радуется пришедшему бессмертию.

                                               *    *    *

   Ариадна Григорьевна Громова темы бессмертия не касается, но идеальное здоровье люди далёкого коммунистического будущего обязаны иметь. Однажды в повести «Глеги» молодой человек всё-таки ухитрился чем-то занемочь, и через несколько минут товарищи его с шутками и прибаутками вылечили.

                                             *    *    *

   Вадим Сергеевич Шефнер больше известен как лирический поэт. Геннадий Гор в повести «Странник и время» цитирует его стихи:

                   Глядя в будущий век, ты тревожно так, сердце, не бейся.

                   Ты умрёшь, но любовь на Земле никогда не умрёт…

   Вадим Сергеевич писал и фантастические повести, самая известная из которых – «Девушка у обрыва». В обществе будущего не принято пить, курить. Пьяница называется «Чепьювин» — человек, пьющий вино. Курящий называется «Чекуртаб». На них смотрят, как на слона, которого по улицам водили.

   Молодой человек Андрей, гениальный изобретатель универсального материала аквалида, любит девушку Нину. Девушка случайно и нелепо гибнет. Андрей, уже всемирно известный человек, под тяжестью горя отходит от дел, живёт в депрессии и скоро умирает. Он запретил ставить себе памятники. Но благодарное человечество нашло выход: стало всюду ставить памятники его любимой Нине, по сохранившейся фотографии, где она стоит над обрывом и смотрит вдаль…

 

                                        *     *    *

   Что интересно, половина авторов ставит между собой и грядущим миром «своего человека», нашего современника, этакого попаданца. Свободны от этого Ефремов, почти всюду Стругацкие, Мартынов (в «Гианэе»), Гуревич, Снегов. Вадим Шефнер, Ольга Ларионова, Геннадий Прашкевич, Сергей Павлов. Они показывают мир грядущего не снаружи, а изнутри.





116
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх