Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Бентозух» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 августа 2015 г. 18:30

На Фантастической Ассамблее-2015 был круглый стол "Феномен советской фантастики". Я заглянул в тезисы: кто ведёт? Андрей Балабуха, Антон Первушин, Владимир Ларионов и др. А кто такие "и др."? Это оказался всего один человек, Марк Москвитин. (Видимо, составители тезисов очень спешили, были в форс-мажоре). Кстати, Марк сказал интересную вещь: советская фантастика написана ещё не вся! Она продолжает создаваться и в наши дни... Кто-то в зале, не шибко подумав, ляпнул: "Агонизирует!" Однако долгонько она "агонизирует". Скоро четверть века. Живёт она, живёт! Марк перечислил авторов. Антон Первушин назвал эту фантастику неосоветской.


Статья написана 25 августа 2015 г. 18:16

Прошу прощения, что вывесил обещанный доклад не 4-го числа, а сегодня. Связано с подготовкой и поездкой на Фантастическую Ассамблею-2015.


Статья написана 25 августа 2015 г. 18:12

Уважаемые читатели! Для удобства я разделил текст на три части. Зная, что материалы здесь располагаются снизу вверх, я сначала вывесил третью часть доклада, затем вторую и первую. Так что начало здесь сверху. конец внизу.

В. Бентозух

ПРОЩАТЬСЯ ЛИ СЛАВЯНКЕ С МЕЧТОЙ?

(Доклад, сделанный на конференции «Басткон-2015»)

Дело художника – рождать радость.

Константин Паустовский

Всем ведомо нынешнее положение с фантастикой. Фантастика утратила в обществе своё доброе имя. Приход рыночных отношений повлек за собой падение нравов и падение вкусов. Кое-кто из пишущих ринулся в фантастику за баблом. Детективы, боевики, ужастики, чернуха и порнуха. Причём отвратительного литературного качества. Так называемые герои – всё те же знакомые бандиты, проститутки, сыщики, олигархи. Единственное условие – все экшны, ограбления и извращения должны происходить не в Америке, не в России, а где-то на просторах Галактики. Вместо автомобилей – звездолёты, вместо пистолетов – бластеры. Вот вам, пожалуйста, и фантастика… Непритязательный читатель хватает эти романы; продажи растут; издатели идут за спросом. Культурные люди начинают морщить нос… В обществе стало укрепляться мнение, что фантастика – это маргинальные задворки, где собирается всякий отстой, графоманы, коммерческие авторы. Сейчас многие слова меняют смысл. В общем направлении опошления.

Вот и получилось, что изнутри мы смотрим на себя как на рыцарский орден, а снаружи кое-кто посматривает на нас как на некое гетто… И сейчас наша орденская задача – вернуть фантастике доброе имя. Я это говорил и на питерской Фантастической Ассамблее-2014.

У советской фантастики этих проблем не было. Тогда фантастику называли уважительно: литературой мечты. Все понимали, что писатели-фантасты – это люди, смотрящие через горизонт.

В условиях социализма – своя специфика. Была цензура, не дававшая литераторам позволять себе лишнее. Была идеология. И всё равно тогдашняя фантастика была, как минимум, не хуже нынешней, которая развивается (ха-ха!) в условиях свободы.

* * *

После войны в советской фантастике наблюдается спад. Распространение получила фантастика ближнего прицела. Её сейчас читаешь с каким-то ностальгическим чувством… Но холодными, ясными монгольскими ночами уже смотрел в небо, усыпанное мириадами звёзд, начальник палеонтологической экспедиции Академии Наук Иван Ефремов. Уже зарождались перед его мысленным взором картины далёкого будущего, отстоящего на три тысячи лет. Прекрасные лица, высокие души, грандиозные задачи и свершения. Первым его опытом заглянуть туда был рассказ «Пять картин» — как историки обнаружили картины художника-фантаста 20-го века Андрея Соколова. Ефремов любил фантастическую живопись.

Продолжала идти фантастика «ближнего прицела»: Николай Томан, Владимир Немцов, Виктор Сапарин, Вадим Охотников… Но в воздухе чувствовалась весна, пахло грозой. Советская фантастика возвращалась (после Александра Беляева и Алексея Толстого) в ближний космос. Владимир Владко «Аргонавты вселенной», Георгий Мартынов «220 дней на звездолёте», Борис Фрадкин «Тайна астероида 117-03», Константин Волков «Звезда утренняя»… И в начале 1957 года оглушительно прогремел весенний гром! В журнале «Техника – молодёжи» прямо с первого номера пошли главы романа «Туманность Андромеды». Третью главу напечатала с продолжением газета «Пионерская правда», с прекрасными иллюстрациями Льва Смехова. Кто интересуется – они у меня отсканированы, могу прислать. А потом «Молодая Гвардия» издала книгу… Особенно-то пересказывать не буду, все читали. Кто не читал – потом подойдите. Сейчас скажу коротко. Люди будущего летают к ближним звёздам, а с дальних принимают передачи по Великому Кольцу. Но в душах остаётся печаль. Земляне потрясены красотой давно умершей инопланетянки и мечтают о том, чтобы передачи от звезды к звезде летели не со скоростью света (веками!), а приходили мгновенно. Учёные и инженеры успешно осуществляют великий Тибетский опыт, но… с человеческими жертвами. Разрешения на опыт не было и быть не могло, по причине его опасности, и поэтому их судят. Хотя судят гуманно и доброжелательно.

* * *

С «Туманности Андромеды» начался взлёт советской литературы о далёком будущем. Каждый автор давал свою картину, и читать их было радостно. У меня крепло убеждение: уважающий себя поэт должен отметиться в поэзии венком сонетов, композитор в музыке – вальсом, фантаст в литературе – утопией.

Утопии пишут романтики. Разумеется, не проходят мимо темы любви. Обратите внимание, не любовные связи и интрижки, а именно любовь. В том числе и с инопланетянками. Один Александр Колпаков в «Гриаде» проявил оригинальность. Грианская красавица Виара прильнула к земному астронавту, а его охватывает чувство «биологического отвращения» к чуждому существу. Иван Наумов посмеялся бы, будь он здесь. И все, кто читал его рассказ «Обмен заложниками». Кстати, Виара почему-то отвращения не испытывает.

* * *

Молодые братья Стругацкие обрушили на нас прекрасный, радостный, безопасный и свободный мир Полдня. И не так уж далеко, от сегодняшнего дня до тех времён остаётся какая-то сотня лет. Всё равно не доживём, но уже как-то веселее. Я не буду тут задерживаться. Все читали и сам «Полдень, 22 век», и «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер», и другое. Кто хочет подробностей, пусть обращается в группу «Людены», которая специализировалась на изучении творчества братьев Стругацких.

* * *

Здесь я должен сказать о художнике, который иллюстрировал мир Полдня. Это Юрий Григорьевич Макаров, один из наших великих книжных графиков. Последняя книга братьев Стругацких с картинками Макарова – это «Обитаемый остров» в серии «золотая рамка», 1967 и 1971 год. Гораздо дольше Юрий Григорьевич дружил с Александром Петровичем Казанцевым и иллюстрировал все его книги. Я, бывало, покупал переиздания Казанцева не ради текста, который у меня уже имеется, а ради новых работ Макарова. Кстати, у него есть и завистники. Я говорил с неким художником, работавшим в журнале «Техника – молодёжи». Он кое-кого из коллег похвалил, а Макарова назвал халтурщиком. Я не стал бесполезно спорить. Только подумал: сам-то ты, скотина, никогда так не нарисуешь, видел я твои работы…

* * *

Ленинградский фантаст Геннадий Самойлович Гор – яркий представитель философского направления. В повести «Странник и время» главный герой, жена которого улетела в дальнюю Звёздную экспедицию на триста лет, ложится в анабиоз. Через триста лет его пробуждают. В новом мире многое поменялось, в том числе психология. Люди будущего говорят: «Привычки – это то, с чем мы боремся. Наш мир – в постоянном обновлении…».

Вот с этим я не очень согласен. Например, у меня в последние годы образовалась привычка – дважды в год ездить на конвенты. Я что, должен с ней бороться?

Мало кто любит далеко ездить. Средства транспорта некомфортны. Геннадий Самойлович изобрёл так называемую «машину быстрого движения», в которой поездка на любое расстояние занимает несколько минут.

Но в его текст временами погружаешься, как в прекрасный сон. Со мной на всю жизнь осталась заключительная фраза повести: «Я вздрогнул и рванулся вперёд. И мне казалось, что вместе со мной навстречу кораблю рванулась Земля».

Второй утопией Геннадия Гора была повесть «Кумби», где все живут радостным ожиданием встречи с летящими издалека гостями, жителями планеты Уаза.

* * *

Примерно в те же годы Георгий Иосифович Гуревич, добрый приятель братьев Стругацких, написал свою утопию «Мы – из Солнечной системы». Новая наука ратомика позволяет отказаться от любого сырья и материалов, какой угодно предмет можно сделать из чего угодно, только переставив в нужном порядке атомы. Если человек идёт на какой-то серьёзный риск, его предварительно можно записать, и если он погибает – активируют по записи его точную копию, телесную, интеллектуальную и ментальную.

* * *

Киевский фантаст Владимир Иванович Савченко создал роман «За перевалом». Детей в будущем воспитывают не родители, а люди пенсионного возраста. Мы же знаем, что молодые родители, мягко говоря, не всегда мудры с детьми. Когда новый воспитатель приходит в малышовую группу, дети так и спрашивают его: «Ты будешь нашим дедом?». У малышей едва ли не с рождения закладываются чёткие представления о добре и зле. И когда воспитатель не выдержал этического испытания (он «попаданец» из двадцатого века), детская группа решительно изгоняет его.

* * *

Георгий Сергеевич Мартынов в шестидесятых годах написал роман «Гианэя». Девушка-инопланетянка спасается с обречённого космического корабля и попадает в общество людей. Она влюблена в спасшего её космонавта, который несколько минут пронёс её на руках. По обычаю её мира, это равносильно помолвке. Но принятые в том обществе обычаи не дают ей прямо говорить об этом. Она может только подавать косвенные сигналы, иносказания. Молодой человек не проявляет особой догадливости, хотя девушка ему тоже нравится. Тогда она убивает себя.

На писателя обрушился град возмущённых писем от читателей, полюбивших Гианэю. И Георгий Сергеевич дописал к имеющимся трём частям ещё две. Которые понравились читателям, в отличие от некоторых критиков. Художник Л. Рубинштейн добавил хороших иллюстраций. Гианэю спасают прилетевшие соотечественники. Виктор Муратов и Гианэя становятся мужем и женой, у них рождается сын.

В другом мартыновском романе «Гость из бездны» погибший в Великую Отечественную войну советский дипломат восстановлен могучей наукой отдалённого будущего. Он просит найти останки своей жены, погибшей чуть раньше, указывает место захоронения. Её тоже воскрешают, но… прежних отношений у супругов уже нет. Они находят разные сферы интересов. Герой в результате космического взрыва получает травму с неизвестным науке облучением, вылечить не могут, он ложится в анабиоз и снова уходит вперёд по реке времени.

* * *

Евгений Львович Войскунский и Исай Борисович Лукодьянов. Соавторы. Роман «Плеск звёздных морей». На Венере образовалась земная аграрная колония. То ли магия планеты, то ли изолированность от кипучей жизни Земли порождает у колонистов изменения в менталитете, в языке, в физиологии. Они уже пробуют открывать гермошлем и какое-то время дышать воздухом Венеры.

На Земле человек выбирает себе тот труд, который его увлекает. Неравенства в зарплатах нет, денег нет, каждый имеет всё по потребностям. Но есть люди, не желающие работать. Они бездельничают, развлекаются, путешествуют, ни в чём себя не ограничивают. Однако их не наказывают за тунеядство. Каждый свободен жить как хочет. В обществе их зовут «едоками», это изгои, сопровождаемые всеобщим презрением.

Готовится экспедиция к другой звезде, на планету Сапиену. Оттуда идут сигналы, расшифрованные как отчаянные призывы о помощи. Но самый талантливый пилот, которого прочили в командиры экспедиции, перенёс личную драму. Ушла любимая девушка. Он пал духом, бросил полёты, некоторое время носился по планете с компанией едоков. Друзья-космонавты нашли его, но не смогли растормошить. В конце концов он улетает к родителям на Венеру, становится колонистом, создаёт там семью и окончательно выпадает из бурного течения земной жизни.

* * *

Михаил Тихонович Емцев и Еремей Иудович Парнов. Соавторы. Повесть «Душа Мира». Там интересный утопический эпилог. Очень, очень далёкое будущее. На Земле давным-давно миновали и капитализм, и коммунизм, и множество других формаций. Люди уже не разговаривают, а общаются телепатически. Летают по воздуху. Сергея, человека из 20-го века, тоже учат левитировать. Время от времени улетают «на охоту» и приносят откуда-то человеческие обрывки: голова, руки, тело, а вместо ног нечто вроде кровоточащих корней. Их тут же забирают врачи. Наконец, эти «охотники» пригласили Сергея с собой. Прилетели туда, где сплошной массой землю покрывали тесно скучившиеся, сросшиеся люди. От них исходило могучее суммарное телепатическое притяжение, соединённое с чувством небывалой гордости и счастья. Прилетевшие пикировали на это поле, с корнем вырывали отдельных людей и стремительно уносили прочь… Я не знаю, как это пропустила цензура.


Статья написана 25 августа 2015 г. 18:03

ДОКЛАД, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Журнал «Техника – молодёжи», как обычно, первым схватил новый роман Ефремова – «Час Быка». Думаю, пересказ не обязателен, все читали. Капиталистические отношения ведут человечество к апокалипсису, и чем более развиты технологии, тем скорее. По Ефремову, «варварство, вооружённое последним словом техники – страшный враг человечества». И у нас с вами в перспективе очень вероятен Торманс, но спасатели, скорее всего, не прилетят.

Иван Антонович в письме к американскому профессору Олсону заметил: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной всех катастроф во всей истории…». Конец цитаты.

.

* * *

У Геннадия Мартовича Прашкевича есть утопия «Кормчая книга». Её первый вариант относится к советскому 1987 году, поэтому она попала в мой разбор. Будущее человечество полно тревог и противоречий, развитие пошло по двум руслам – техническому и биологическому, близкому к природе. И там, и тут есть свои недостатки и свои преимущества. Мегаполис и лесные Общины всё меньше зависят друг от друга, всё меньше соприкасаются. Образовалась и третья цивилизация – космониты, они выселились с Земли и живут в космосе.

Но главное – не это. Главное – нравственные принципы. Повсеместно действует так называемое Моноучение, основанное на трёх аксиомах: человек свободен, человек ответствен, человек добр. Поэтому земные цивилизации, столь разные, не всегда с пониманием, но без всякой вражды относятся друг к другу и стараются помогать, выручать из бед. У космонитов появляется смелая идея, в духе Циолковского: человек един. Человечество должно освободиться от оков бренного тела, от оков планетной гравитации и слиться в единое облако Разума, живущее на просторах Космоса.

* * *

Сергей Иванович Павлов в конце семидесятых «выстрелил» романом «Лунная Радуга». Ближний космос оказался полон сюрпризов. На Землю космонавты стали возвращаться с новыми болезнями, с новыми пугающими свойствами организма. Таких людей называют экзотами, их становится всё больше. Они объединяются в сообщество и, наконец, улетают из Солнечной системы на огромном корабле, амбициозно названном «Великий предок».

Земная космонавтика у Павлова на высоте. Гигантские корабли очень совершенны и удобны. Скафандры комфортабельны и заботливы. Грузоперевозки осуществляются «люстровыми» сцепками кораблей, которые можно уподобить современным автопоездам, только с поправкой на третье измерение.

И всё это производит впечатление какой-то мрачноватой феерии: разноцветные скафандры, сверкающие грузовые «люстры», гравитационные атриумы в кораблях, где люди в изменённом поле тяготения медленно перелетают с этажа на этаж. Разведчик, идущий по Меркурию с риском в любой момент исчезнуть, ежесекундно из специального устройства роняющий красные жетоны, пунктирно отмечая свой путь… Космонавты, уцелевшие в катастрофе, оборачиваются призраками погибших товарищей…

Продолжает эту феерию, лет через двести, роман «Волшебный локон Ампары». На Земле красиво, весело, однако неспокойно. Прежних государств нет, Земля поделена на экзархаты, которые между собой не особенно дружат. Много неврастеничных и агрессивных людей. Сохранились даже примитивные уголовники, словно перенесённые из нашей родимой воровской малины. Существует могущественная организация пейсмейкеров («миротворцев»), которая фактически претендует на главенство в мире и уничтожает всех неугодных.

Гость, один из потомков тех, кто улетел на «Великом предке» и основал колонии на экзопланетах, Кирилл Корнеев, прилетает, чтобы навестить возлюбленную, артистку Винату. Но красавица уже любит другого. Кирилл тайно оставляет ей привезённый подарок и улетает на Камчатку, к старым друзьям. Его неотвязно преследуют пейсмейкеры, пытаются похитить, нагло требуют выдачи… И даже благополучно улететь с Земли – проблема.

* * *

В своё время все гонялись за фантастическим сборником «Эллинский секрет». В нём была первая книга трилогии Сергея Александровича Снегова «Люди как боги». Учёный-физик по специальности, он был репрессирован и долго работал инженером в Норильске. Написал грандиозный роман не столько о грядущих коммунистических отношениях, не столько о новом богоподобном человеке, сколько о неизмеримо возрастающих научно-технических возможностях. Вот с этой стороны люди действительно – как боги. Астронавты, сражаясь со зловредными инопланетянами, могут развить скорость в семь тысяч световых!

Земной мир, кстати, безопасный. У каждого человека есть Охранительница – некое подобие ангела-хранителя. Главный герой дружит с прекрасной змееподобной инопланетянкой.

Книгу вторую, «Вторжение в Персей», я не читал. Не попалась. А третья… Там земляне отправляются в дальний Космос, входят в контакт с Высшим Разумом и вызывают уважение к себе. Нас признают за разумных.

* * *

Владимир Дмитриевич Михайлов придерживался либеральных взглядов, а в последнее время ещё и значительно расширил область своих духовно-нравственных поисков. Устройство социума у Михайлова играет второстепенную роль, но имеются все признаки развитого капитализма… В его утопии «Капитан Ульдемир» благополучное земное общество слегка деградировало, людям недостаёт мужества и отваги. Они выдёргивают воинов из прошлых веков, в самый момент их гибели в бою, тем самым спасая для жизни в будущем. Обучают их на астронавтов и отправляют в опасный и ответственный рейс… В Мировом Пространстве этот полёт наблюдают представители высшего космического разума, под условными именами Мастер и Фермер (таким образом, понятно, кто за что отвечает). Они обмениваются впечатлениями и решают не мешать простеньким играм людей.

* * *

Сергей Александрович Другаль, «Тигр проводит вас до гаража». Невозможно умолчать. Книга удивительно добрая и тёплая, полная мягкого юмора. Животный мир Земли приручён и почти что введён в состав человечества. Здесь мы видим биологическое направление в фантастике.

* * *

Старейшина нашей фантастики Александр Петрович Казанцев о далёком коммунистическом будущем писал мало. Но предсказал многое, что мелькает в сегодняшней фантастике. Например, кто-то написал, что в будущем возможно будет перенести человеческий мозг на механический носитель, чем и продлить его жизнь, в идеальном случае – неограниченно. В романе Казанцева «Сильнее времени» (1973) этой теме посвящена глава «Протостарцы».

* * *

Бессмертие… Тема слишком неоднозначная. Юрий Соколов (не путать с нынешним Юрием Соколовым) в фантастике известен одним лишь рассказом «Строка из стихотворения» в журнале «Наука и жизнь» полувековой давности. На дворе примерно трёхтысячный год. Люди бессмертны. Учёному-пушкинисту не дают покоя строки из «Памятника»: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит». И ему приходит дерзкая мысль: восстановить Пушкина! Взять абсолютно всё, что написано поэтом – стихи, прозу, публицистику, личные письма, записки… и заново сформировать личность. А что касается тела – это уже не проблема, биология там на высоте… В последней сцене Александр Сергеевич едет на коне по берегу моря и радуется пришедшему бессмертию.

* * *

Ариадна Григорьевна Громова темы бессмертия не касается, но идеальное здоровье люди далёкого коммунистического будущего обязаны иметь. Однажды в повести «Глеги» молодой человек всё-таки ухитрился чем-то занемочь, и через несколько минут товарищи его с шутками и прибаутками вылечили.

* * *

Вадим Сергеевич Шефнер больше известен как лирический поэт. Геннадий Гор в повести «Странник и время» цитирует его стихи:

Глядя в будущий век, ты тревожно так, сердце, не бейся.

Ты умрёшь, но любовь на Земле никогда не умрёт…

Вадим Сергеевич писал и фантастические повести, самая известная из которых – «Девушка у обрыва». В обществе будущего не принято пить, курить. Пьяница называется «Чепьювин» — человек, пьющий вино. Курящий называется «Чекуртаб». На них смотрят, как на слона, которого по улицам водили.

Молодой человек Андрей, гениальный изобретатель универсального материала аквалида, любит девушку Нину. Девушка случайно и нелепо гибнет. Андрей, уже всемирно известный человек, под тяжестью горя отходит от дел, живёт в депрессии и скоро умирает. Он запретил ставить себе памятники. Но благодарное человечество нашло выход: стало всюду ставить памятники его любимой Нине, по сохранившейся фотографии, где она стоит над обрывом и смотрит вдаль…

* * *

Что интересно, половина авторов ставит между собой и грядущим миром «своего человека», нашего современника, этакого попаданца. Свободны от этого Ефремов, почти всюду Стругацкие, Мартынов (в «Гианэе»), Гуревич, Снегов. Вадим Шефнер, Ольга Ларионова, Геннадий Прашкевич, Сергей Павлов. Они показывают мир грядущего не снаружи, а изнутри.


Статья написана 25 августа 2015 г. 18:00

ДОКЛАД, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

* * *

Когда фантаст пишет о будущем, он выкладывает на бумагу или на жёсткий диск свои личные представления. Советским фантастам тут стыдиться нечего. Их произведения – очень разные, но светлые и оптимистичные.

А что с некоторыми нынешними господами писателями? Что они предъявляют нам? Помойку, которая у них внутри. Их труды вполне профессионально написаны (писать мы все умеем), но от них с души воротит. Я бы назвал это направление «копрофилия» или даже «копрофагия». Демонстративно, большой ложкой лопают понятно что, и нас пытаются отучить от хлеба и фруктов. Прикрываются идеей борьбы с эскапизмом. Якобы, жизнь – это жизнь, а вовсе не сахар. Один человек сказал, что читая такие книги, хочется застрелиться. А у меня рекомендация другая: ради Бога, не стреляйтесь, мы же не подростки, которых преступные сайты склоняют к суициду. Просто наклонитесь над унитазом и суньте два пальца в рот.

Роман Глуховского «Будущее» – самая лучшая пропаганда против бессмертия. Все читали. Радиоведущий Андрей Бинев в своей передаче сказал: чем такое бессмертие, я лучше помру.

На «Ассамблее-2014» один наш весьма известный критик со сцены хвалил новый опус Владимира Сорокина «Теллурия»: «В этом романе нет позитива…». Та же типичная копрофилия. Ну что хорошего в отсутствии позитива?

Встречаются и элементарные распечатки ночных кошмаров. С минимальной обработкой. Авторы самовыражаются. А некоторые вообще пишут прямую срамотищу. И, к сожалению, печатают! Отлично знают, что человек свободен, но слыхом не слыхали, что человек ответствен и человек добр. Бедный читатель уже рукой машет: фантастика, что с неё возьмёшь! Я могу сейчас не отходя от кассы привести два-три неприличных примерчика, но не буду в присутствии дам. В кулуарах – пожалуйста. Это не свобода человека, а свобода обезьяны, о которой с немалым сокрушением говорил Борис Натанович Стругацкий.

Конечно, мы знаем фразу: пусть расцветают сто цветов. Но думаю, многие из присутствующих являются дачниками. Всякий уважающий себя дачник знает, что огород надо полоть. Иначе к сентябрю мы получим вместо овощей такой огород, в который только останется запустить козла. А вместо всеми уважаемой отрасли художественной литературы, как было в СССР, получим гетто.

Кто-то может возразить, что я призываю к цензуре. Было бы к чему призывать! Она и так никуда не делась. Дмитрий Быков сказал: цензуры нет, но существует идиотский диктат формата, этого современного извода цензуры. Конец цитаты. Копрофагия – она как раз находится в формате, это заметно по поведению многих писателей, издателей и критиков.

* * *

Однажды меня спросили: как думаете, в каком времени мы живём? И я ответил: увы, мы живём в будущем! Дожили и разочаровались.

Первая попытка прийти к коммунизму была неудачной. Не у кого было занять опыта. К сожалению, в конкретной обстановке конкретные люди, находившиеся у власти, извратили и опошлили прекрасную идею. Подойди к любому человеку, у которого на ушах висит либеральная лапша, тихонько скажи на ухо «коммунизм!», и он тут же закрывает глаза и кричит «Гулаг!». Такой вот рефлекс, как у собаки Павлова. Вот мы и получили то, что имеем.

Для светлой и доброй фантастики сейчас нет дороги. По коммерческим соображениям. За четверть века рынок «воспитал» своего читателя. Фантастика стала прислужницей капитализма. В ней нет любви. Нет нормальной семьи, полный простор для всяких извращенцев. По результатам социальных исследований, одинокие люди, свободные от семьи, более успешны в карьере, в бизнесе. Капитализм заинтересован в падении нравов и падении вкусов. Чтобы человек был примитивен, не требовал ничего кроме хлеба и несложных зрелищ. Чтобы все толпой бежали за подвешенной впереди морковкой, и главное, при этом бы нещадно толкались. Свобода каждого ну слишком быстро кончается там, где начинается свобода другого.

Вылезают на свет Божий все индикаторы: индивидуализм, бедность, пьянство, наркомания, сиротство, болезни. И даже химическая структура организма богатых отличается от таковой у бедных. Богачи едят омаров, устриц. В организме накапливается ртуть и мышьяк. А также бензофенон-3, содержащийся в солнцезащитных кремах. Бедные же накапливают свинец и кадмий, потому что пристрастны к курению.

Что такое деньги? На бытовом уровне – это не ценность, а всего лишь расходный материал. Когда это поймёшь, жить становится легче. Психолог Константин Ольховой сказал: «Лозунг зарабатывания денег очень травматичен для человека, хотя хорош для построения капитализма. Он невротизирует человека. Протестантская этика травматична и депрессивна». Конец цитаты.

Но по большому счёту деньги, финансы – кровь экономики. Наша экономика истекает кровью. В 2013 году за границу утекло 57 миллиардов долларов. В 2014 ожидалось 70-80. По факту утекло вдвое больше. Также и хорошие русские мозги утекают. Что нужно, чтобы это прекратилось? Другая Конституция? Или Третья Мировая война? Или конец света?

* * *

От либеральных идеологов мы слышим: люди вечно будут враждовать и перегрызать друг другу глотки, потому что это в природе человека. Да, непременно будут, если их постоянно к этому подталкивать усилиями таких адептов социального дарвинизма, как душевнобольной журналист Александр Никонов или начитавшиеся Никонова некоторые наши фантасты. Но сами-то мы разве этого хотим? Почему нас, как неразумных, толкают к тому, что нам не нравится? И при этом кричат о свободе и правах человека, подразумевая под ними в основном права обезьяны.

Что касается природы человека – да простят мне сторонники другой точки зрения, но всё-таки мы произошли от обезьяны. Надо же было от кого-то произойти. Но вот вопрос: хочет ли человек оставаться обезьяной? Если ребёнка оставить без должного воспитания – он пойдёт по естественному пути. И вырастет обезьяной. Это наш моральный генотип! Никуда от него не денешься. После каждого рождения его приходится корректировать воспитанием. А поскольку воспитатели очень разные, то и фенотипы получаются очень разного качества.

Как только человек слез с дерева, он встал на невероятно долгий и трудный путь от звероподобия к богоподобию. Требуется ещё много поколений, чтобы воспитанность вошла в кровь. Чтобы в геноме сформировался ген воспитанности.

* * *

Я верю, что у человечества есть высокое предназначение. Мы просто не имеем права губить себя на «глухих, окольных тропах», где каждый поодиночке бредёт к яме, к братской могиле, поддавшись ложным соблазнам капитализма.

Часто после утомительного и безрезультатного спора говорят: история нас рассудит, будущее нас рассудит… А мы, фантасты, берём на себя смелость выступать от имени будущего. Т.е. быть арбитрами в таких спорах. В этом наша ответственность.

Сейчас в основном пишутся антиутопии, так как настроение в обществе угрюмое, под давлением рыночных реалий. Однако писатели, не утратившие нравственных ориентиров, пишут антиутопии умные и человечные. В советские времена это называлось «роман-предупреждение». И читать интересно, и задуматься заставляет, поискать корень зла. Например, питерский писатель Захар Григорьевич Оскотский. В кулуарах могу о нём подробнее… Или сборники издательства «Эксмо» под грифом «Фонд взаимодействия цивилизаций», авторы которых предупреждают, к чему мы придём, если уступим натиску западных «ценностей».

Утописты, напротив, конструируют миры, в которых хотелось бы жить! У них Мечта – как бушприт парусного корабля. Ефремов сказал: «…Мечта умного и сильного человека – это уже очень много…». С ним солидарен Казанцев: «Мечта – первый этап проектирования. Чтобы решить задачу, надо мечтать, как она будет решена».

Здесь уместно процитировать доклад Алана Кайсанбековича Кубатиева, который он прочитал в Петербурге, в Институте им. Рауля Валленберга. «В ХХ веке утопия не только подверглась справедливой ограничительной критике за социальное прожектерство, быстро переходящее в насильственную социальную инженерию, но и была поспешно и тенденциозно развенчана как бесполезная и даже вредная практика. Так была редуцирована одна из значимых функций культуры, а подпитывающая ее энергия "эроса" была утилизирована в основном обществом потребления. Кризис общества потребления и его весьма туманные перспективы, перенос его норм и задач в нынешнее российское общество побуждает вернуться к социальному воображению как поиску альтернатив наличной социокультурной системы». Конец цитаты.

От себя скажу: сначала надо захотеть. Далее – поверить в осуществимость желаемого и поверить в себя. Найти единомышленников. Наметить пути и способы, порядок действий. И приниматься за работу. И помнить восточную пословицу: дорогу осилит идущий.

И ещё из доклада Алана Кубатиева. «Определить утопическую схему современной России, классифицировать утопическую ситуацию нашего времени, предположить источники новых утопий означает в значительной мере облегчить прогноз ее развития, предсказать кризисы и препятствия и наметить пути к успеху, социальной гармонии и процветанию. Философы, социологи, экономисты и политики России, как ни фантастично это звучит, должны объединить усилия в решении этой задачи». Конец цитаты.

Сервантес, устами Дон Кихота, сказал: «Самое худшее сумасшествие – видеть жизнь такой, какая она есть, забывая о том, какой она должна быть». Так что – пишите утопии, уважаемые дамы и господа! Через творчество влияйте на ноосферу, на мышление людей. Упорно внедряйте в общество Мечту, из которой рано или поздно разовьётся наша мобилизующая национальная идея.

И с т о ч н и к и

Бушков А. Нелётная погода. М., «Олма-пресс», 2005.

Веров Я., Минаков И.В. Операция «Вирус». М., «Снежный ком», 2010.

Войскунский Е.Л, Лукодьянов И.Б. Плеск звёздных морей. Роман. М., «Дет. литература», 1970.

Гансовский С.Ф. Инстинкт? М., МГ, БСФ.

Глуховский Д. Метро-2033.

Глуховский Д. Будущее.

Гор Г.С. Странник и время. Кумби. Повести. \\ авт. сб. «Кумби», М., МГ, 1963.

Горький М. На дне. (Многочисленные издания).

Громова А.Г. Глеги. Повесть. \\ сб. «Фантастика, 1962», М., МГ, 1963.

Гуревич Г.И. Мы – из Солнечной системы. Роман. М., «Мысль», 1965.

Долинго Б.А. Беглец поневоле. Роман. СПб, «Лениздат», 2008.

Долинго Б.А. Круглые грани Земли. Роман. СПб, «Лениздат», 2008.

Другаль С.А. Тигр проводит вас до гаража. Средне-Уральское кн. изд., 1984.

Емцев М.Т., Парнов Е.И. Душа Мира. Роман. \\ авт. сб. «Уравнение с Бледного Нептуна». М., МГ, 1964.

Ерёмина О.А., Смирнов Н.Н. Иван Ефремов. М., МГ, ЖЗЛ, 2013.

Ефремов И.А. Туманность Андромеды. Роман. (Многочисленные издания).

Ефремов И.А. Пять картин. Рассказ. \\ авт. сборник «Сердце Змеи», М., 1970.

Ефремов И.А. Сердце Змеи. Повесть. Там же и в др. многочисл. изданиях.

Ефремов И.А. Час Быка. Роман. (Многочисленные издания).

Казанцев А.П. Сильнее времени. Роман. М., МГ, 1973.

Казанцев А.П. Все остальные произведения и переиздания.

Колпаков А.Л. Гриада. М., МГ, 1960.

Кубатиев А.К. Утопические стандарты современного мышления и будущее. Доклад в Институте специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, СПб, 2014.

Ларионова О.Н. Леопард с вершины Килиманджаро. \\ альманах НФ-3, «Знание», 1965.

Мартынов Г.С. Гианэя. Роман. «Дет. литература», 1965, 1971, 1989, 2004.

Мартынов Г.С. Спираль времени. Гость из бездны. Романы. АСТ, 2002.

Мастер своего дела. Сборник. СПб, «Фантаверсум», 2012.

Михайлов В.Д. Капитан Ульдемир. Рига, 1990.

Москвитин М. Впечатления и наблюдения. Неизданные статьи и речи.

Нестеренко Ю. Личная неприкосновенность. Роман. М., «Эксмо», 2009.

Нестеренко Ю. Отчаяние. Повесть. \\Сборник «Русская фантастика», М.,«Эксмо», 2011.

Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Свобода от равенства и братства. (Интернет).

Оскотский З.Г. Последняя башня Трои. Роман. М., «Захаров», 2004.

Оскотский З.Г. Утренний, розовый век. Россия 2024. Роман. СПб, «Реноме», 2012.

Павлов С.И. «Лунная Радуга». М., МГ, 1978, 1983.

Павлов С.И. Волшебный локон Ампары. Н. Новгород, «Флокс», 1993

Паустовский К.Г. Золотая роза. СПб, «Азбука», 2014.

Первушин А.И., высказывания в статьях.

Прашкевич Г.М. Кормчая книга. СПб, «Азбука-классика», 2004

Радио России – общественно-политические передачи. Ведущие – Н.П. Бехтина, А.П. Бинев, Л.В. Борзяк, И.Г. Гмыза, К.А. Ревенко, В.В. Ушканов.

Савченко В.И. За перевалом. Роман. \\ Избранные произведения, т. 3. Н. Новгород, «Флокс», 1995.

Сервантес М. Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский. (Многочисл. издания).

Снегов С.А. Люди как боги. Книга 1-я «Змеедевушка с Веги». \\ В сборнике «Эллинский секрет», Л., Лениздат, 1966.

Снегов С.А. Люди как боги. Книга 3-я «Кольцо обратного времени» \\ В одноимённом сборнике, Л., Лениздат, 1977.

Соколов Ю. Строка из стихотворения. Рассказ. \\ Журнал «Наука и жизнь», № 8, 1969.

Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Стажёры. Полдень XXII век. Далёкая Радуга. Парень из преисподней. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер. (Многочисленные издания).

Шах Г. (Шахназаров Г.Х.) И деревья, как всадники… Рассказ. \\ В одноимённом авторском сборнике. М., МГ, БСФ, 1986

Шефнер В.С. Девушка у обрыва. Повесть. \\ в одноим. авт.сб., АСТ-СПб, 2002.

«Эксмо» издательство. Сборники «Антитеррор-2020», «Беспощадная толерантность», «Либеральный апокалипсис», «Семьи.net». 2011, 2012, 2013, 2014.





  Подписка

Количество подписчиков: 5

⇑ Наверх