ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ (Fantastyka 10/49, 1986) (ч.14)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ (Fantastyka 10/49, 1986) (ч.14)

Статья написана 2 сентября 2015 г. 06:56

Типичным примером наличия связи между детективным сюжетом и тематикой «необыкновенного изобретения» может служить роман «Les trois Yeux/Три глаза» «отца» Арсена Люпена Мориса Леблана/Maurice Leblanc,опубликованный в 1919 году.

Обладая характеристичными для этого автора чертами, он в то же время содержит типичные для литературы SF того времени элементы: классический мотив «необыкновенного изобретения», необычные события «исторического» значения, приключения героев (в том числе пары влюбленных), складывающиеся в детективный сюжет, а также загадки -- как детективные, так и научные, имеющие поначалу характер «частной» проблемы, но затем обретающие «общественное» значение, становясь предметом разбирательства прессы, научного мира и даже государственных органов (…)

Морис Леблан затрагивает в романе «Le formidable événement/Ужасное происшествие» (1920) также несколько иную тематику, в некотором отношении столь же характерную для SF рассматриваемого периода – тематику катаклизма и его последствий.

Впрочем, идентичное событие – исчезновение пролива Ла-Манш в результате землетрясения – опишет четырьмя годами позже в романе «L’an mil neuf cent trente sept/Год 1937» Клод Фаррер/Claude Farrère.

Под этим псевдонимом публиковал свои произведения Фредерик-Шарль Баргон/Frédéric-Charles Bargone – президент Французской академии и лауреат Гонкуровской премии 1905 года (признанной ему за роман «Les civilizes/Цивилизованные»), вошедший в историю литературы SF прежде всего своим романом «La maison des homes vivants/Дом людей живых», опубликованным в 1911 году. Этот роман – особый пример «merveilleux scientifique» (с необычным изобретением, великолепными устройствами и трагическим в конечном счете приключением героя), в котором автор обращается не к «традиционной» науке, а к «тайным знаниям».

Связь ранней SF c оккультизмом и парапсихологическими явлениями (примером чего может служить хотя бы творчество Г. Ле Ружа) – это предмет особого разговора, который здесь удобно разве что только обозначить.

И в заключение стоит обратить внимание на короткий рассказ «Fin de planète/Гибель планеты» (1927), в котором К. Фаррер повествует о планете, располагавшейся между Марсом и Юпитером и взорванной человеком, павшим жертвой господствовавших на ней общественных отношений. Автор использует одолженный у сказки стиль, начиная рассказ традиционным зачином «было это давным-давно» и заканчивая его словами «эту историю рассказал мне самый мудрый из земных астрономов».

(Конец очерка, но Послесловие к нему следует)





208
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 сентября 2015 г. 13:35

цитата Wladdimir

И в заключение стоит обратить внимание на короткий рассказ «Fin de planète/Гибель планеты» (1927), в котором К. Фаррер повествует о планете, располагавшейся между Марсом и Юпитером и взорванной человеком
Интересно, первый ли это рассказ о гибели Фаэтона?..


⇑ Наверх