Николай Михайлович Романецкий: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0...
Что вы думаете о роли и влиянии научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?
Откровенно говоря, я вообще не думаю, что цивилизация развивается под влиянием НФ. Главной причиной развития является нормальное человеческое желание побольше кушать и поменьше платить. Именно в нем основа роста производительных сил. Чем дешевле получается товар, тем легче его продвинуть на рынок и тем большую прибыль можно получить. НФ способна разве лишь влиять на, скажем так, «жизненные ожидания» молодого поколения, формируя его мечты. Пока в XX веке надеялись на всеобщее счастье, достижимое с помощью науки, была популярна и НФ. Как только обнаружили, что «интернет есть, а счастья нет», популярность НФ резко снизилась.
Николай Михайлович Романецкий |
Как вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?
Во-первых, творцами НФ являются, как правило, так называемые «технари», люди с определенным складом ума, основанным прежде всего на логике и на знаниях в области естественных наук. Для большинства этих людей изобразительное искусство – далекая от их интересов сфера. И познаниями в этой сфере они чаще всего не обладают (есть, конечно, отдельные исключения, но они в массе мало существенны). А не обладая знаниями о каком-либо явлении, грамотно описать его невозможно. Потому и уделяется мало внимания.
Во-вторых, изобразительное искусство само по себе играет слишком малую роль в среде социальных причин, влияющих на развитие общества. А НФ при анализе путей развития вынуждена именно активно действующие социальные причины и рассматривать.
Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было бы подробно описано в научной фантастике?
Могло бы. Но не получит – в силу названных выше причин.
Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?
На мой взгляд, мир воображаемого будущего, чаще всего, вообще не имеет к будущему никакого отношения. Это либо олицетворение авторских взглядов-желаний, этакая «сбыча мечт»; либо перенос конфликтов настоящего в необычные условия с целью сделать эти коллизии, за счет литературных художественных средств, более выпуклыми и острыми.
Реально же прогнозируемым будущим занимается футурология – наука, к художественной литературе не имеющая никакого отношения.
Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое нибудь произведение искусства?
Самое любопытное, что у меня есть опус о судьбе художника. Рассказ «Счастливая невеста». Правда, художник там – волшебник, и картины у него необычные.
Но даже этот рассказ родился вовсе не под влиянием какого-либо произведения искусства. А уж о всей творческой деятельности и говорить нечего. Встречи с изобразительным искусством, в основном, связаны с одобрением или неодобрением книжных обложек.