ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ростан» > ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ АЛЕКСЕЕМ ШУЛЬГИНЫМ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ АЛЕКСЕЕМ ШУЛЬГИНЫМ

Статья написана 17 октября 2015 г. 00:07

Алексей Шульгин:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BB%D1...

Видео интервью: https://youtu.be/Rvmex1_hyYg

Что вы думаете о роли и влиянии научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Я исхожу из того, что, конечно, художник ничего сам придумать не может, он может только подсмотреть какие-то процессы в обществе, в мире, в природе и потом уже их каким-то образом преобразовать в искусство. Это базисная такая вещь. Но с другой стороны, есть такая техника экстраполяции — посмотреть, как идет процесс, как он шел до сих и попытаться предсказать то, что будет в будущем. И видимо этим и занимались, и занимаются научные фантасты. И сюда же можно отнести и кинематограф. Очень часто смешно читать старые книги НФ, где описано будущее, например, наше, как я помню у Ефремова книги будущего были какие-то цифровые, но были в виде каких-то кристаллов, вставляешь в какой-то ридер и читаешь книгу. Потом интернет никто из них не смог почему-то предсказать. Влияет, не влияет. Я думаю влияет таким образом, что люди начитавшись научно-фантастической литературы, насмотревшись фильмов иногда начинают представлять, что описанные там процессы, технологии уже существуют сейчас, происходит такое замещение. Информация таким образом влияет на мозги. Если мы рассматриваем искусство как некоторый механизм рассказа миру про современность, то такой момент, что искусство именно этим занимается. Ну опять же с точки использования экстраполяции. Предсказания то сбываются, то не сбываются. Вопрос сложный.


Алексей Шульгин

Как вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Ну я кстати с этим не согласен. Так я не могу вспомнить конкретных примеров, но основной пафос научной фантастики, такой очень гуманистической 60-70х годов, физиков лириков, о том, что в будущем наступит наступит полная гармония гармония духа, тела, культуры и архитектуры, образа жизни, и искусство там становится просто частью пространства, в котором живет человек, то есть пространство настолько гармонизировано, из него не выделяется дизайн, технологии, или искусство, это все единое целое, как и человек — тоже единое духовно-физическое совершенное целое. Так что мне кажется, это правильный на самом деле подход. И в принципе, когда мы говорим о дизайне, то он исполняет эту роль, потому что дизайн был придуман изначально художниками после Первой мировой войны, чтобы удовлетворять эстетические потребности массового человека тогда возникшего. Так что в некотором роде репродукции на стене или какие-то объекты из Икея купленные — это и есть искусство будущего с точки зрения прошлого.

Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было бы подробно описано в научной фантастике?

Может быть и да. Я вспоминаю какого-то французского режиссера, старого модерниста, который воспроизвел в материале те произведения искусства, которые он нашел в Диснеевских мультиках, какие-то абстрактные скульптуры, абстрактные картины, он просто взял эти изображения из мультика и воссоздал, сделал эти картины и скульптуры. Но это в некотором роде, как такой курьез. На самом деле, если мы рассмотрим эстетику стимпанка, эстетику антиутопического кино, «Терминатора», то эстетика каких-то гаджетов, каких-то объектов, присутствующих дизайнерских, конечно, она влияют на искусство. Конечно, это все придумывают художники, исходя из того, что они видят сегодня. Пытаются экстраполировать и получается, что потом обратно приходит это к нам — в искусство.

Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

По поводу будущего существует несколько противоборствующих теорий. Например, происходит ли глобальное изменение климата или нет, есть научные теории в подтверждение этого момента. И те и другие доказывают. И тех послушаешь — убедительно и других послушаешь — убедительно. Этот прогноз будущего всегда присутствовал в человечестве: оракулов древних вспомним, гадание и так далее. То есть прогноз, представление о будущем, оно задействовано в современности может быть потому, что люди не удовлетворены сегодняшней жизнью и надеются, что в будущем она будет лучше или наоборот они хотят это изменить, достичь каких-то политических изменений, указывая на то, что если в будущем это не изменить, то будет все плохо. Я склоняюсь к пессимистическим прогнозам наверное в силу склада характера. Но я вижу, что есть полно людей, у которых очень оптимистический прогноз и это необязательно глупые люди.

Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое нибудь научно фантастическое произведение?

Надо сказать я всегда скептически относился к НФ. Вот та фантастика гуманистического толка 60-70х годов меня всегда возмущала своим оптимизмом, а именно гуманизмом. XX век — это век краха гуманизма и опять выступать с идеями, что в будущем мы станем такими прекрасными, мне казалось странным. Был такой момент, когда учился в старших классах школы, вышла в Советском Союзе толстая книга собрание сочинений К. Воннегута и, конечно, ее я читал запоем, именно потому, что я думал, что там много антиутопических пессимистических идей, мрачных прогнозов, с юморком, конечно, но все равно довольно пессимистический прогноз будущего человечества. И когда Курт уже был совсем старым, перед смертью, он написал какой-то памфлет с проклятием человечеству, технологической цивилизацией, которая губит мир и так далее. Так что я думаю как то косвенно на меня это дело повлияло. И потом уже в зрелом возрасте я прочитал поздние вещи С.Лема, который критически осмысляет влияние технологии на общество. Но вот так вот назвать конкретное произведение я не могу. Я считаю, что научная фантастика повлияла. Я же художник и как я говорил раньше художники показывают человечеству то, что происходит сегодня. Настоящее становится настоящим именно через работы художников, когда что-то совершилось в обществе, вот если его никак не обозначить, то его как бы и нет. Художники, используя художественные приемы, это обозначают, показывают, обличают в художественную форму, прием, это становится более доступно или более сильно действует, или вот раздражая, как в XX век модернизма. Это все через раздражение. Пощечина общественному вкусу, дадаизм, деконструкция, абстрактная живопись рассказывало современному человеку о мире, в котором он живет. Это и есть такой мосток между настоящим, которое еще не наступило и настоящим, которое вот-вот наступит, и будущем.





116
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх