Роман, как говорится, пророческий, хотя и писал автор о проблемах собственной страны. Но смог заглянуть за свое время. Тема развития общества Потребления, мнимых свобод и контроля над обществом сегодня снова на первых полосах. Очень рекомендую: Януш Зайдель «Предел»
Я не слишком терпима, добра и милосердна и не верю в полное равенство всех людей. Вот так, и никак иначе. Мы рождаемся, живем и умираем разными, с разными способностями, физическими и интеллектуальными. Кто-то может стать прекрасным писателем, но никогда не станет даже средним токарем. А кто-то — непревзойдённый мастер-золотые руки, но никогда не будет физиком-ядерщиком.
Вот почему лозунги «каждому по потребности» или «всем одинаково», которые то и дело провозглашаются, как великая цель, к которой должна стремиться вся Человеческая цивилизация, кажутся мне лживыми и отупляющими. И уж сколько раз пытались их применить на практике, пусть и в более мягкой форме, и получается каждый раз какая-то ерунда, но проходит время — и вот вам опять Великая Утопия Равного Потребления.
С первого взгляда, Зайдель обращается все к той же знакомой теме. На Земле решены многие проблемы: «чистой» энергии, массового автоматизированного производства, экологии. Никто более не занимается ручным или грязным трудом, общество может обеспечить стандартным минимумом всех. Каждому гарантированы единые «стартовые» условия в жизни и можно больше вообще не работать и жить при этом вполне терпимо.
Общество, в которое мы попадаем, еще не достигло вожделенного «каждому по потребности», но упорно идет в этом направлении. Кое-кому все же приходится работать. Это те, кто в существующем «табеле о рангах» занимает высшие строчки.
Об этом «табеле» стоит сказать особо. В мире достигнутой Утопии существует строгое деление по рангам, основанное на определении интеллектуального уровня. Причем, работа есть только для тех, кто обладает высоким интеллектом. Для прочих — базовый уровень потребления еды, услуг и развлечений.
Система, якобы, закрепляющая другой любимый принцип «от каждого — по способностям». И опять все кажется справедливым: управляют те, кто умнее, кто глупее — подчиняются.
Только вот в этом идеальном мире Потребления почему-то процветают коррупция, мошенничество, «черный» рынок и преступность. С чего бы это в обществе «равенства» и «справедливости»?
Просто мы все разные. Там, где есть хоть малейшие различия, всегда будет конкуренция, движение, а не мертвое болото. Способный, или считающий себя таковым, будет всегда желать реализовать свои способности, доказать, пусть и только самому себе, что может большего, добиться признания и получить за это вознаграждение. И если для этого нет путей законных, будет пользоваться незаконными. И вряд ли тот, кто заработал своё трудом и терпением, когда-нибудь в обозримом будущем станет таким сознательным, что захочет добровольно и радостно отдавать заработанное бездельникам, бесцельно и бездумно слоняющимся возле бесплатной кормушки.
И если приглядеться пристальней, вникнуть в детали, проанализировать факты, получается, что кажущаяся идеалом система производства и распределения материальных благ — лишь ширма для контроля общества, занятого Потреблением и не обращающего внимание на застой и постепенное отупление, для полного подчинения под видимостью свободы.
Роман, написанный в 1982 году, когда заведенный порядок казался вечным и неизменным, просто поражает смелостью в своих «антисоветских» намеках. Понятно, что вдохновило автора на образ Большого брата, следящего с небес за успешным выполнением программы всеобщего уравнивания и отупления, и на описание звездных друзей, протягивающих руку помощи.
Но дело не в этом: описывая собственное настоящее, автор вышел за рамки своего времени, реально заглянув в новый век. Посмотрите, Союза уже давно нет, а запущенная программа уравнивания и отупления продолжается с еще большим успехом, приобретая мировые масштабы. Великая Потребительская Мечта — ничего не делать, но получать всё — получила новые силы и сторонников. Одного Большого брата просто заменил другой — свято место пусто не бывает! И, оказалось, что и ему не нужны умные и предприимчивые, а нужно сытое, инертное и управляемое стадо. Даже такую вещь, как всеобщий контроль за отдельными людьми и целыми сообществами через электронные технологии — практически не представимую в 80-е — автор реализовал с пугающей точностью.
Я просто советую прочитать. Можете, как прекрасный образец социальной фантастики. Или как политический памфлет. Или как не утратившую актуальности Антиутопию.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru