Марина Галина HYPERFICTION


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «olexis» > Марина Галина:HYPERFICTION. Обзор жанра в "Новом мире"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марина Галина:HYPERFICTION. Обзор жанра в «Новом мире»

Статья написана 23 января 2016 г. 17:51

Хорошая статья Марины Галиной в  Новом мире.

«Авторский текст и сам по себе сакральный объект, то ли продавливающий реальность, то ли в пределах своего

пространства пренебрегающий линейностью времени; эти штуки может вытворять даже никакой в художественном смысле текст, но качество текста в принципе повышает

качество его профетической составляющей.

«В этом смысле тексты, использующие элементы, скажем так, нереализма, обладают большими степенями свободы и, как следствие,  более широким инструментарием;

и  451 градус по Фаренгейту до сих пор остаются исчерпывающими моделями тоталитарных режимов; но, если даже уйти от  социального (а как от него уйдешь?);

фантастика запускает щупальца в те области, до которых не всегда дотягивается реализм с его старательной интенцией

чтобы все было как в жизни, в

зону бессознательного.

Иными словами,фантастика при всей ее внешней рациональности, искусственности далеко не всегда апеллирует к рацио; отсюда и прорывы и провалы жанра.

Тогда может, еще раз посмотрим —  а какими признаками должна обладать сугубая фантастика, чтобы не просто быть причисленной к мейнстриму, но вот именно что войти в его золотой фонд?

Качество письма — дело само собой разумеющееся, оно сразу отметает несметное количество поделок, которые

и разговора-то не заслуживают, но вот мы имеем какое-то число достаточно крепких текстов, которые несомненно

принадлежат только фантастике, никаким образом не выходя за ее границы (тут дело не в том, претендуют или не претендуют авторы за эти границы выйди  — обычно

оно получается как-то само собой). Что с ними не так? Или, напротив, что с ними так, как надо, почему они на своем месте

— и ни шагу дальше?

С исключениями и оговорками, причин несколько.

1) Большинство текстов, остающихся в границах жанра, написаны потому, что у автора есть определенный устоявшийся, сложившийся круг поклонников — а

читательские ожидания нельзя обмануть.

Иными словами, автор пишет не потому, что испытывает потребность выговориться(письмо вообще физиологический процесс,пускай это и душевная физиология), а

потому, что этого от него ждут. К тому же жанровый автор вынужден писать много, именно это и делает его жанровым

автором, то есть повторяться, досуха выдаивать перспективные темы и надувать объем с помощью определенных приемов. При соответствующем профессионализме и таланте такие вещи бывают очень неплохи, но шансов быть замеченными вне уже сложившейся аудитории у них немного.

2) В тот самый золотой фонд (меня саму раздражает это определение, а как еще сказать —  в классики, что ли?) входят

вещи, написанные по очень мощному внутреннему побуждению —  автор чувствует настоятельную потребность рассказать о чем-то сущностно для него важном,

выговориться, а уж какую форму, какой жанр он для этого выберет, вопрос второй; в долгом забеге выигрывают тексты, где за рассказанной историей стоит еще что-то; какая-то навязчивая идея, какая-то мысль, толкающаяся  в горячую лобную кость. Очень мало авторов чувствует настоятельную потребность ежегодно выговориться романом объемом в

десять-пятнадцать печатных листов, —

и см. первый пункт.

3) Преимущества имеет текст, сознательно или несознательно выстроенный автором как многоплановый, открытый

толкованиям и интерпретациям; могущий рассматриваться как метафорическое  воплощение некоей идеи или комплекса

идей. Критики, кстати, это любят — такой текст дает им возможность строить вокруг него свои собственные конструкции. То есть жанровый текст рассказывает только

одну историю, хороший жанровый текст рассказывает ее хорошо, а внежанровый рассказывает сразу несколько историй,вложенных одна в другую...

4) Приоритет важен не только в науке — следование старым добрым классическим образцам упускает тот факт, что в свое время эти образцы были дерзким вызовом и пощечиной общественному мнению. Все мы склонны так или иначе

оглядываться на несуществующий канон, одергивать себя; выигрывает тот, кто на канон не обращает внимания —  и создает тем самым новый канон (в фантастике таких примеров достаточно, ну хотя бы тот же Толкиен). Тексты экспериментальные, странные имеют, таким образом, преимущество над текстами ровными  — но вот сколько

шансов, что издатель подумает так же?

Тем не менее именно  эти признаки объединяют тексты, со временем (не сразу, не сразу) ставшие мейнстримом

5) Этот пункт примыкает к предыдущему — в тексте, выходящем за рамки жанра, в идеале решается еще и некая художественная задача, хотя лично я довольно смутно

понимаю, что это такое. Но, так сказать, чувствую.

И, да, я знаю, все это относится и к авторам реалистам, мало того, как ни странно, у них еще меньше шансов войти в тот самый золотой фонд (как раз по причине трудновыполнимого пункта номер три). И вот вам, кстати, одна из причин, почему авторы мейнстрима так охотно обращаются к фантастике.





167
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх