FantLab ru

Иэн Бэнкс «Взгляд с наветренной стороны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Голосов:
164
Моя оценка:
-

подробнее

Взгляд с наветренной стороны

Look to Windward

Другие названия: Смотри в лицо ветру

Роман, год; цикл «Культура»

Аннотация:

Судьбу миллионов «чужих» суждено решить не армиям и не полководцам, а просто одному-единственному человеку — убийце-«камикадзе» Тибайло Квилану…

Входит в:

— цикл «Культура»


Награды и премии:


лауреат
Опрос сайта "Космический таракан" / Prix du Cafard Cosmique, 2003 // Книга года (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 9-е место

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2005 // Научно-фантастическая книга (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Взгляд с наветренной стороны
2003 г.
Смотри в лицо ветру
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Look to Windward
2000 г.
(английский)
Look To Windward
2001 г.
(английский)
Look to Windward
2002 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2012 г.

Альтернативная версия заметки https://goo.gl/m0cPYd

---

Основная сюжетная линия «Взгляда с наветренной стороны» внешне (и только внешне) столь проста, что без труда умещается в один абзац.

На протяжении 300 с хвостом :-) страниц главный герой — челгрианец (а вовсе не человек, как указано в аннотации; хотя первые три буквы действительно совпадают... по-русски...) Тибайло Квилан — сначала приходит в себя после кастовых войн планеты Чел, потом на правах посланника победившей стороны внедряется в общество одного из орбитальных поселений Культуры (последовательно переименованной в «Цивилизацию»), ищет встречи с композитором-диссидентом Махраем Циллером, ярым противником кастовой системы и беженцем с Чела, таскает с собой личностный слепок челгрианского ветерана-особиста и думает,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершить ли ему самый масштабный террористический акт последнего тысячелетия или воздержаться все-таки от убедительного возмездия Культуре за свою испепеленную возлюбленную и погибших на войне соплеменников.

Действуя вроде бы по собственной воле. В этом и заключается основная фишка книги. В ней все думают, что действуют по своей воле. В согласии со своей правдой и своими законами. Как правило, нечеловеческими, да и Культура ведь создана не людьми и происходит не с Земли. Величайшая катастрофа Культуры на прогрессорском фронте, столь масштабная, что она по принципу противодействия породила целую галактическую сеть Послежизней, как райских, так и адских (об этом в «Черте прикрытия», непрямом продолжении данной книги), и оставила на репутации Контакта неизгладимое пятно, описана беглыми намеками, отрисована скупыми штрихами. И от этого сознание непоправимости случившегося только усиливается.

В двух последних главах с эпилогом Бэнкс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
полностью обессмысливает все чаяния главного героя с тем же изяществом, как надежды Хорзы
в первом романе цикла (перекличка названий не случайна), и проливает свет на столь отдаленное будущее Культуры, по сравнению с которым даже «Черта прикрытия» безнадежно погребена в анналах истории.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Стоят ли жизни пяти миллиардов нескольких смертей, если те, которые строят живые звездолеты размером в сотни километров, конструируют виртуальность, превосходящую реалистичностью истинный мир, а также распространяют свое присутствие повсюду в Галактике со скоростью, ограничиваемой лишь собственными юридическими установлениями, оказались способны устроить террористическую атаку на самих себя?

Не является ли куда более страшным ущербом для всей Культуры эта очередная (после Проблемы Выхода за Рамки Контекста в «Излишестве») итеративная дилемма заключенного?

У Особых Обстоятельств, как всегда, есть ответ и на такие вопросы. Но даже полного оборота Галактики вокруг своей оси будет недостаточно, чтобы исцелить все раны.

Даже в утопии, или месте, некогда известном под названием Культура.

Перевод чудовищен. О том, как Культура стала Цивилизацией, я уже говорил. Следует добавить, что Идиранская империя превратилась в Айдайран, «Непоправимый ущерб» — в «Последнее разрушение», всесистемники (General System Vehicles) — в Суда Союза Генеральной Системы, Особые Обстоятельства (Special Circumstances) — в Чрезвычайную полицию, VTOL (аппарат вертикального взлета-посадки) — в «представительство контрразведки», а нейросетевое кружево (neural lace) — в «нейтральный лазер» (!). Излишне упоминать, что пропала игра слов с названием хабитата, на котором происходит действие основной части книги. В оригинале орбитальная колония называется Masaq, и это звучит (в беглой речи) так же, как massacre — массовое убийство.

PS. ааа иии, пердящими подростками Культурный мессидж книги не исчерпывается.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2009 г.

Один из лучших фантастических романов Бэнкса и один из немногих романов современной фантастики, где люди находятся на периферии повествования, а в центре внимания -- представители негуманоидных рас. Очень интересен попыткой передать нечеловеческую психологию. И, на мой взгляд, эта попытка удалась.

Русское издание от АСТ -- предельный образчик того, как НЕ НАДО издавать переводную фантастику (хуже не бывает). Перевод чудовищен! Иные ЛПФы советских времен были во сто крат лучше. Редакторская правка и корректура отсутствуют напрочь.

Моя оценка -- автору: +10; издательству АСТ: низачот!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2018 г.

Этот роман Иэна М. Бэнкса весь, насквозь пропитан ощущением эха. Эпохальные события прошлого, великие и малые, рвут ткань пространства-времени, и гулко, волнами ходят по Вселенной, меняя и искажая судьбы тех, до кого докатился отзвук далёких, далёких событий.

...Жители Культуры со скорбью встречают свет искусственных сверхновых — Новых Близнецов — величайшей катастрофы Иридианской войны...

...Концентратор Масака раз за разом впитывает в себя эхо собственной гибели и смертей тех, чью жизнь он прервал...

...Майор Квилан купается в волнах памяти о безвозвратно ушедшей жене, навеки мучаясь ощущением, что это — только эхо потерянного, безвозвратного...

Эхо — это своего рода ветер.

Почему же всё-таки роман называется «Look to Windward»? Отчасти и от этого накатывающего чувства эха, но не только. Большая часть героев ещё упорно разворачивается лицом к обволакивающим их обстоятельствам, и смело смотрят им навстречу. Значит ли это, что они способны противостоять контексту целой Вселенной? Далеко не всегда. Но дело здесь — в вызове, в ощущении себя мыслящим и чувствующим существом, в способности противопоставлять нечто окружающему миру. В вероятности... борьбы.

Композитор Махрай Циллер спрашивает древний и сложный Разум, может ли ИИ смоделировать его музыкальный стиль, и написать симфонию? Конечно, могучий интеллект способен на это, но такое произведение не будет иметь ценности. Любой творческий акт — это противостояние с самим собой и окружающим, борьба, восхождение. Любое деяние — это сражение, и в этом его непреходящая ценность. В этом ценность самой жизни. Смотреть в лицо ветру...

Под простым, казалось бы, сюжетом (его хитросплетения куда проще, чем в «Use of Wreapons» или «Excession») скрывается несколько довольно необычных и непростых проблем, вопросы, на которые сложно ответить.

Сама Культура. Утопичный мир гедонистов, где её жители избавились от большинства угроз и даже стали в охотку их создавать искусственно. Да, это так. Абсолютная свобода порождает излишество... Но... Быть может, именно возможность выбора — это и есть высшая форма общественного состояния, когда все «желающие странного» отсеиваются от общей массы, избегают соблазнов, творят, познают, удивляются... Но стоит ли этого огромная масса общечеловеков, предающихся наслаждениям под ласковым присмотром Разумов?

Личность и бессмертие. Это весьма сложный и неоднозначный вопрос. Личное бессмертие — притягательное чувство собственного не-конца, невозможности растворится в Вечности, полного исчезновения... Но личность и разум — это точно ты сам? Можно ли тебя по настоящему скопировать, перенести с одного носителя на другой, как программу? Ответа нет... И действительно ли это вечное существование необходимо? Решение Квилана и Концентратора необычно и странно, они бегут от собственной личности, но неужели они предпочитают небытие бытию? Ответа нет...

...А завершить мне хотелось бы прокруткой одной сцены из начала романа. Когда общество весёлых и беззаботных гедонистов замолкает и поворачивается лицом к отзвуку древней трагедии своего мира. Скорбь объединяет. Также как ощущение собственных ошибок помогает познавать самоё себя.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2011 г.

Вообще, вспоминается известный запрет есть мяса козленка, сваренное в молоке матери его.

Примерно те же чувства вызывает скорбь людей, являющихся потомками народа, разрушившего мир, а свет взрыва, связанногос теми событиями еще только долетает до них из глубин галактики.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2009 г.

Книга скучнее, чем могла бы быть... но на русском ее читать просто невозможно. Издавать черновик перевода — такого вроде бы еще не случалось... .оценка неизбежно снижена.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2006 г.

некоторые сюжетные линии скучноваты, но зато другие не дают заснуть... ну и неожиданные повороты сюжета и скрытые связи очень хороши.... рекомендую, но у автора есть и получше.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2018 г.

Почему: цикл Культура, одна из вершин современной космической фантастики

В итоге: композиционно очень хороший роман. Три основных линии, одна вспомогательная, флэшбеки.

Основная тема — преодоление или невозможность преодоления горя утраты, а также проблема искупления за военные преступления.

Всемогущая Культура нечаянно спровоцировала гражданскую войну в одной кастовой цивилизации. Принесены извинения, но челгрианам этого мало. Челгрианский посол прибывает с тайной миссией на орбиталище Масак. Параллельно мы узнаём из его воспоминаний о тяготах войны, о безвозвратной гибели любимой.

Орбиталище — такой огромный непрерывный обод вокруг звезды, шириной в тысячи километров. 50 миллиардов жителей, все возможные и невозможные климатические зоны. Так про него вкусно пишется, как будто побывал там. Управляет орбиталищем один из Разумов, у которого тоже непростая предыстория. Когда-то он был боевым кораблём и чуть ли не в одиночку переломил ход войны с идиранами. Естественно, не обошлось без жертв, в том числе граждан Культуры. О чём Разум и сожалеет.

Эти две линии постепенно сходятся и в конце все получают, чего они хотят больше всего.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

но по-прежнему не сравнится с моими фаворитами цикла Культура — ВСПОМНИ О ФЛЕБЕ, ИГРОК и МАТЕРИЯ. Возможно потому, что война только в воспоминаниях.

Из переведённого осталось прочитать только НЕСУЩЕСТВЕННУЮ ДЕТАЛЬ и своеобразные «средневековые» ИНВЕРСИИ. ВОДОРОДНУЮ СОНАТУ еще не издали. Есть только пиратское минское издание. В интернете его продают за пять тыщ без малого. В электронной версии СОНАТА отсутствует.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх