«Это правда. Та самая, которую вы, по вашим словам, цените превыше всего на свете. Вы спрашивали меня, кто я, но вы сами знаете ответ: я тот, кто ждёт вас у подножия этой лестницы».
Заключительный роман этой прекрасной тетралогии немного диссонирует с предыдущими тремя, которые по наполнению были отнюдь не подростковыми книгами, как бы их не пытались замаскировать под такие. Сперва, когда я узнал хронометраж последнего романа, а это 300 с небольшим страниц, немного расстроился: «Как это так, Монстролога нужно побольше мне». Но, прочтя эту книгу я понял, что концентрация...всего в этой книге гораздо большая, чем в предыдущих частях по 400/500 стр. каждая.
Структура подачи истории немного изменилась. Теперь здесь три временные ветки: начало истории, когда Уилл только переехал к доктору; хронологическое продолжение основной сюжетной линии с небольшим временным отрывом после событий третьего романа; и большой временной скачок вперёд, на несколько десятков лет. Эти линии чередуются друг с другом, но так, что ты не путаешься во время прочтения. Таким образом Рик Янси показал нам самое начало, середину и конец, уместив всё это в одном «флаконе». Откуда только он взялся, этот Рик Янси, с его мастерством и подачей. Мистификация с дневниками в этом романе выглядит ещё правдоподобнее.
Как говорил сам автор в предисловии: «Буду честен: покончив с последним томом, я испытал к нему ненависть, не больше и не меньше. Однако потом к ненависти примешалось ещё одно чувство: меня предали, Уилл Генри меня предал».
Это правда, трансформация Уилла, которая в третьем томе только начинала бросаться в глаза, в этой книге практически закончилась. Это уже совсем не тот робкий мальчик, который потеряв Бога в лице своего отца, попытался найти ему замену, в лице доктора Уортропа. Теперь мы понимаем, что худшей кандидатуры на эту роль попросту не найти.
Уилл вырос, и повзрослел гораздо раньше, чем требовалось. Что поделать, живя в таком мире, с таким человеком, который совершенно не щадит чувства ребёнка, пришлось закаляться, становиться жестоким, под стать самому миру. Но, даже когда Уилл совершает...нелицеприятные поступки, ты не винишь в этом его самого, потому что не он таким стал, его таким сделал доктор Уортроп и все те события, в которые он вовлёк нашего главного героя, окунул его с головой, да так, что тот едва не захлебнулся. Он сотворил своего монстра, высшую из всех аберрантных форм жизни. И теперь его ученик больше не «заглядывает в рот» своему учителю, в нём зарождается ненависть от осознания того, что именно совершил доктор.
Это очень горький роман, ведь удача покинула наших главных героев, больше не сопутствует доктору Уортропу, а соответственно и Уилл оказывается в проблематичном положении. Но он больше не плывёт по течению, Уилл извлёк уроки из прошлого, способы манипуляции людьми, способы устрашения:
«Но вы ещё не выслушали моё встречное предложение. Я готов дать вам за это яйцо нечто куда более ценное, чем деньги. Метерлинк, ваша находка бесценна и я отплачу вам тем же. Мне ведь не надо объяснять подробно, или как? Все знают, что дороже денег».
Книга получилась взрослой и достаточно жестокой. Некоторые утверждают, что в ней недостаточно много жестокости, чтобы устрашить взрослого человека. Но эти люди попросту не поняли того, что именно автор хотел сказать своим творением. Жестокость здесь не главное, это лишь средство, с помощью которого автор показал на что способны люди, чем они могут стать и во что переродиться. «Монстров не существует, есть только люди».
Окончание истории тоже получилось достаточно обречённым. Но, если подумать, могла ли такая история закончиться по-другому? Не могли же наши герои взявшись за руки побежать по зелёному лугу навстречу радуге. Для этого не было никаких предпосылок.
Спасибо автору за такое увлекательное путешествие в глубины человеческого разума и жестокости. И спасибо за то, что не стал превращать историю в бесконечный сериал, а закончил «Монстролога» на высокой ноте, как надо.
Прощай, Уилл Генри. Ты спустился по лестнице до самого конца и взглянул в глаза бездне. Твои глаза видели слишком много и слишком рано, смотрели слишком долго, не имея возможности отвернуться. Мальчик в вязанной шапчонке, мужчина в запачканном халате и существо, запертое в банке...
«Он там; я чувствую его в одной десятитысячной дюйма от края моего глаза. Я выслеживаю его. Он — меня. Человек, написавший эти тетради, и человек, живущий в них — не одно лицо. Человек — тело; Уилл Генри — тень. Теперь эта тень живёт во мне.
И в вас.
Обернитесь. Уилл Генри вернулся».