Бразилья Йен


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Бразилья" Йен Макдональд
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Бразилья» Йен Макдональд

Статья написана 23 апреля 2016 г. 09:35

Тень вторичности лежит на этом романе.

С одной стороны автор не изменяет своей всегдашней методе: берет очередную страну третьего мира — со своей культурой и букетом неповторимых черт, добавляет пригоршню очередных технологических выдумок, и вот уже готов соблазнительный коктейль.

Но в этот раз дело идет медленно и шаблонно.

Во-первых, Бразилия — не просто страна «третьего мира», но и бывшая колония Португалии, теперь в значительной степени ориентированная на США. То есть карнавал, футбол, фавелы — свои, а прорывные технологии — импортные. Жизнь тела — самобытная, а жизнь большого бизнеса и науки — космополитичная. Если в Индии или Турции есть свой пласт культуры, который «отвечает» за осмысление новейших технологий хотя бы тем, что противопоставляет их древности, то в Бразилии это осмысление идет через призму потребления или прямого заимствования (понимаю, что ряд бразильских патриотов может резко на меня обозлиться, люди начнут вспоминать бразильских писателей и поэтов, да много чего. Увы, то что мне известно о Бразилии — подталкивает именно к такому описанию. Может я чего-то не знаю. Политический аспект противостояния США — я здесь не упомянул. И что будет с Бразилией в следующие десятилетия — другой разговор).

Во-вторых, каждый раз в новой стране Макдональд старается взяться за иной пласт технологий, использовать другое фантдопущение. В Бразилии это квантовые компьютеры. Но проблема оригинального фантдопущения — это необходимость показать подробности, которые бы отличали технологию от простого набора хотелок, от чисто фэнтезийных штуковин с наукообразными названиями. Потому, когда в действии появляется квантовый нож, разрезающий все — это вызывает недоумение. Далее — противостояние двух серьезных, трансреальных структур, которые бодаются за возможность управления совокупностью параллельных вселенных — объясняется безо всяких подводов:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

мир наш умирает, это просто отблеск исчезнувшей реальной вселенной. Просто часть знающих желает просто склеить ласты, а часть устроить какое-то неожиданное космогоническое действие (какое — они еще не придумали) в расчете на новый шанс.

В-третьих:структура произведения и отдельные фишки «не нашей» эпохи. Три линии, Бразилия 1732, 2006, 2032. Когда в XVIII-м веке начинают рассуждать о вычислительных устройствах — тут в голову стучится «Барочная трилогия» Нила Стивенсона, где все это подано на немного другом уровне. Путешествие по реке, с целью найти и при случае убить коллегу, который сошел с ума, и теперь целый племена страдают под его рукой — «Сердце тьмы», «Апокалипсис сегодня». Когда же в 2032-м героиня заявляет, что занималась экономикой параллельных миров — тут я припомнил собственный цикл статей, и нашел, что практически никакой информации эта девушка не сообщает.

В-четвертых: здесь, как ни в каком другом тексте Макдональда, виднен прием поиска и наклеивания «автохтонных» словечек на привычные предметы. Человек взял в руки словарь и принялся ставить другие ярлыки: прохладительный напиток — так, это должно быть что-то бразильское, мелкий воришка — что-то бразильское. Пляжный бонвиван — тоже местное слово. Там, где слов обозначают уникальные явления. из тех, что невозможно простым глазом обозреть у нас — такая манера вполне оправдана и хороша. Но слишком часто опускаешь глаза к подстраничной сноске, читаешь объяснение, и думаешь, что можно было бы вставить более привычный термин.

Но сам текст не напрасно перевели.

Это хороший по динамике, добротный по композиции, с относительно живыми героями, роман.

Квантовые стрелы, которые уничтожают всё на своём пути — хорошая находка (но нет самонаводящейся ракеты...).

Вещества из бразильских лягушек, которые позволяют мысленно путешествовать между мирами — может, и не самая оригинальная выдумка (Кастанеда...), но появляется она вовремя, чтобы увязать сюжетные линии.

Словом, если вы опытный читатель фантастики — то просто хорошо проведете время.

Если начинающий — много чего узнаете. 7/10





1579
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 10:17
Спасибо за рецензию!
Снизился, конечно, градус ожидания от встречи с книгой, но может и к лучшему, не будет горького разочарования;-)
С другой стороны, кликнув на страничку автора статьи, обнаружил, что у г-на Бескаравайного в том же 2006 году вышел дебютный роман и тоже о компьютерных технологиях. Нет ли в этой рецензии ревности к конкуренту? Заказал обе книги на Озоне. Придется теперь обе прочитать и сделать собственные выводы8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 10:36
:)

Если бы у меня и сейчас выходили романы об ИИ — это была бы ревность.
А так — новой работе Уоттса я очень рад.


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 10:28
Ключевой момент — «Бразилья» написана была до отличного «Дома дервиша». Так что не тень вторичности — а элемент черновичности. Поэтому здесь еще видно, как Макдональд ищет оптимальный баланс между фантастикой и реализмом. Между эксцентрикой с экзотикой и психологическими зарисовками. И если «Дом дервиша» — почти мейнстрим, то «Бразилья» — типично гетто-фантастический текст, пусть и с удачными историческими экскурсами.
Что касается научно-квантовой теории — так ее уже попинал Уоттс в «Эхопраксии». Но что поделать — почти десять лет прошло, значительноe время для state-of-the-art.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 10:38
а «Река богов»?

Написана раньше «Бразильи» — и там нет ощущения вторичности.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 10:40
Писатель, который не ищет новые пути и новые подходы — особенно, если речь о футуристических прогнозах — плохой, негодный и ленивый человек)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 10:50
Солидарен.

Данная попытка Макдональда — умеренно удачная :)


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 11:12
Для меня «Река богов», «Бразилья», «Дом дервиша» — как своего рода условная трилогия.
С оттенками «кибер», «нано», «кванто», «крипто», «техно», «био»... в разных пропорциях.

И да, руку набил, конька оседлал, но... пора остановиться.


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 18:37
А Гиллиам в голову тут не стучится? ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 19:53
Куда тише — классической антиутопией кафкианского плана в Бразильи не пахнет.
Слишком легко обмануть систему.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2016 г. 20:37
Правительственная система вообще описана довольно схематично, редкими штрихами. Да и с Орденом — тоже сплошные пробелы.


Ссылка на сообщение25 апреля 2016 г. 23:03
Сегодня дочитал. Хороший роман, особенно понравилась проработка авторов всего, что связано
с Бразилией. Хотя главная фантастическая идея не сказать, чтоб нова, плюс раскрыта достаточно поверхностно, но глаз не режет. 8 из 10 вполне можно поставить.


⇑ Наверх