Посреди целого кладбища разбитой техники в пустыне — танков, орудий, грузовиков, даже фюзеляж самолета из земли торчит — под непрерывным артобстрелом стоит М3 Lee с американскими звездами и надписью LULUBELLE на борту. Радист пытается связаться хоть с кем-нибудь, командир и механик-водитель ковыряются в соседнем разбитом танке, снимая детали для своей забарахлившей «красавицы».
Так начинается замечательный фильм 1943 года «Сахара» с Хамфри Богартом в роли несгибаемого сержанта Джо Гана. Итак, этот танк с тремя (из шести положенных) членами экипажа — все, что осталось от англо-американских войск на этом участке боевых действий после разгорома под Тобруком. Кто-то из британского командования приказывает им отступать на юг, вглубь пустыни, так как все другие направления заняты немцами — точнее, приказ выглядит так: «Удачи, янки! На родном языке говорю — мотай отсюда!». И янки согласно приказу мотают. Вскоре им попадается разбомбленный госпиталь с капитаном медслужбы и пятью солдатами. После некоторой перепалки -- Я лучше останусь тут, чем побегу в этом жестяном гробу. — Одну минуту! Тут три ошибки. Во-первых, мы не бежим, мы выполняем приказ, во-вторых, танк не из жести и, в-третьих, это не гроб, это М3, для которого пройти двести миль по пустыне так же просто, как для вас перейти площадь Пикадилли! -- британцы и француз (да-да, среди них есть колоритнейший француз!) присоединяются к танкистам. Еще спустя некоторое время они встречают старшину Тамбула из суданского батальона, который после гибели всей своей части взял в плен итальянца, «чтобы он нес мои вещи». Бравый старшина, увидев танк, тут же идет на него в атаку! Сержант Ган выкидывает белый флаг. -- Я думал, что захватил вражеский танк! -- Теперь их стало десять и один пленный, которого после долгих сомнений все же берут с собой — ведь воды у них уже почти нет. Тамбул знает пустыню и ведет танк к ближайшему колодцу. По дороге на одинокий американский танк нападает одинокий немецкий истребитель. Позволив ему совершить несколько атак, чтобы осмелел и снизился, танкисты подбивают самолет. Летчик выпрыгивает с парашютом. Это истиный ариец, увешанный железными крестами, и он предлагает всей группе сдаться. В общем, теперь в танке два пленных. Но, пока самолет безнаказанно расстреливал танк, он серьезно ранил одного из англичан и чуть позже, у пересохшего колодца тот умирает. Теперь девять союзников и двое пленных, измученные жаждой, едут сквозь песчаную бурю к следующему колодцу в заброшенном селении. Добравшись и переждав бурю, они находят колодец, но и этот пересох.
А тем временем у первого пересохшего колодца с могилой англичанина останавливается целый батальон немцев. И у них та же проблема, главная в пустыне — нет воды. Они и так отклонились от курса своего обходного маневра, но без воды просто погибнут, поэтому решают идти к следующему колодцу, не предполагая, что и тот почти высох, а жалкие остатки уже собирает интернациональная команда танка. Но нашего сержанта врасплох не возьмешь! Разведгруппа, высланная командиром батальона, перебита, плененный солдат за кружку воды рассказывает о идущем вслед за ними батальоне. И сержант решается на блеф: отправив назад разведчиков, предложить немцам обмен — воду (а колодец к этому времени уже иссяк) на еду, и не подпускать их к колодцу, чтобы максимально долго задержать этот батальон здесь, отправив тем временем связного за подмогой. У Гана есть пара козырей в рукаве: разведчики не видели танк и не знают, что воды нет — только несколько фляжек, сцеженных за ночь. Он не приказывает, а советуется со своими людьми («только добровольцы, шаг вперед!» — на самом деле, без шуток, замечательный монолог сержанта, простыми словами передавшего суть победы в войне -- Мы можем быстро убраться отсюда. Если повезет, мы проскочим мимо немцев и доедем до наших. Если мы доберемся, нам скорее всего даже дадут медали. А если мы останемся — возможно, никто даже не узнает, что тут было.)- кто не хочет остаться, может уехать на немецкой бронемашине. Остались все, за своими поехал только мехвод Вако. Ну, и героический конец истории. Первая атака легко отбита шквальным огнем пулеметов и орудия танка, превращенного в ДОТ. «Херр майор» вызывает обороняющихся на переговоры. Снова отличный диалог между сержантом Ганом и майором фон Фалкен (все вражеские солдаты дружно удивляются присутствию здесь американцев). -- Вы проделали долгий путь, чтобы таскать британские каштаны из огня. — Нам не привыкать. Мы любим каштаны и не хотим, чтобы они сгорели. --
Вот такое кино. Сказка? Ну почему... Даже почти комиксоидная «Ярость» основана на реальном событии, причем в жизни было еще ненатуральней, чем в фильме. Это же вечная «легенда о малом гарнизоне», и 300 спартанцев далеко не первая история о том, как несколько защитников сдерживают лавины нападающих. Фильм интересен не только этим. Очень хорошо показано, как незнакомые сначала люди узнают друг друга и становятся настоящими боевыми товарищами, как их сплачивает угроза смерти сначала от обезвоживания, а затем от немецких пуль. Интересна суть обороны того, что очень нужно противнику и чего на самом деле нет — защитники жертвуют своими жизнями, чтобы немцы не узнали, что колодец высох, ведь тогда они могут бросить осаду и уйти. Даже устраивают спектакль с якобы мытьем во время переговоров, переливая последний котелок из ведра в ведро, чтобы еще больше разьярить немцев. И сам момент, когда они решаются на эту оборону, именно в минуту, когда одновременно узнают, что сюда направляется целый батальон и что колодец окончательно иссяк. Фильм очень хорош. Тут еще даже близко нет выпячивания роли американцев во второй мировой (ну, помимо самого факта, что главный герой — американский сержант) и, когда Ган предлагает остаться оборонять колодец, он перечисляет весь борющийся с фашизмом мир -- Никто не против отдать свою жизнь, но выбросить ее? Зачем? — Зачем? Зачем ваш народ работает в Лондоне, когда немцы бомбят их день и ночь? Зачем ваши корабли вывозили людей из Дюнкерка, зачем русские стояли за Москву, зачем китайцы перетаскивали города на тысячи миль, когда на них нападали японцы? --И вся их команда — американцы, англичане, француз, негр-суданец, даже итальянец, мечущийся между двух огней, предающий снова и снова, чтобы выжить — разношерстная, встает плечо к плечу, чтобы остановить немцев, не дать этому злосчастному батальону зайти в тыл союзникам, проводящим перегруппировку. И последние слова Гана самые правильные слова о войне — он называет фамилии всех погибших товарищей и говорит: «они остановили их у Эль-Аламейн!»
Такой вовсе не приключенческий боевик снял в 1943 году венгерский эмигрант Золтан Корда. Это фильм о войне без войны. О человеке. О том человеке, который собирает воду в ладошки для всех и не смеет отпить даже глоточка. И о том, кто за кружку воды предает своих. И о том, кто давно уже умер вместе со всей своей деревней, где больше не делают сыра, потому что не из чего и некому. И о том, кто просто хочет вернутся домой. И, конечно, о том, кто решился ввосьмером противостоять пяти сотням врагов. И еще это фильм о пустыне. Это она главный враг всех этих людей. Это она забирает воду из колодцев и дает обратно, когда захочет. Это она убивает всех тех, кто к ней пришел. Она даже побеждает саму войну, которая пробралась было к ней — и солдаты бросают оружие на пути к воде.
Вдохно вил же Золтана (а точнее, сценариста Джона Ховарда Лоусона, но не суть) советский фильм 1936 года «Тринадцать» — о чем даже говорится в начальных титрах. Это всего второй фильм молодого тогда режиссера Михаила Ромма. История очень похожа — через каракумские пески идет отряд к железной дороге. Десять демобилизованных красноармейцев возвращаются по домам, командир погранзаставы едет с женой в отпуск и старик геолог со всеми за компанию. Также наткнувшись на пустой колодец — правда, не пересохший, а засыпанный — они идут вглубь пустыни к заброшенному кишлаку. И в этом колодце они находят спрятанные пулеметы. Командир понимает, что это схрон банды басмачей Шермат-хана, которого они безуспешно ловят уже год.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
![:-)](/img/smiles/smile.gif)
Ну и напоследок ложка... ммм... «Сахара» 1995 года выпуска с Джеймсом Белуши в роли понятно кого. Долго искал смысл появления этого фильма. Не нашел. Режиссер с труднопроизносимой фамилией что-то кому-то хотел доказать? Честно, до просмотра этого творения я думал, что переснять старое отличное кино с новыми «звездами» во сто крат хуже оригинала — это чисто российское изобретение. Сохранив большую часть диалогов неизменными, режиссер при огромной поддержке актеров умудрился потерять вообще все, что в этих диалогах содержалось. Фильм за мелкими переделками действительно снят один в один. Конечно, добавлено несколько фирменных тупых шуточек из боевиков. Конечно, над каждым убитым проводится обязательное священнодействие «любим-помним-скорбим» с закатыванием глазок, скрипом зубками и бешеным взглядом «яотомщу!». Конечно, все стараются поскорее оттарабанить речевку и взяться за главное — за автомат. Ну, и получился тупой боевик. Актерский состав не подкачал — все выложились максимально для тошнотворного результата. Что, Белуши хотел потягаться с Богартом в актерском мастерстве? Результат ясен на момент прочтения этих фамилий. Изображая супермена, Белуши доходит до маразма — пустыня, палящее солнце, раскаленная броня, а он весь фильм щеголяет своими бицепсами в красиво пропотевшей маечке, блистая красным лбом под тщательно зачесаными мокрыми волосиками. Француз меня просто потряс. Он так пытался походить на Ван-Дамма, что я думал, таки засветит майору с вертухи ногой в челюсть вопреки сценарию. Так испохабить шикарнейшую сценку про сыр! Ни один из актеров не то что не превзошел своего оригинального прототипа, они даже и не пытались хотя бы походить на них. Один-единственный плюс всей картины — визуальный ряд. Операторская техника за пятьдесят лет шагнула далеко вперед и некоторые кадры очень хороши. Но это и все.
Итак, если мои изыскания и сподвигнут кого-то на «посмотреть» — то рекомендации ясны (и претензии по поводу того, что я полностью пересказал сюжет не принимаются — именно «Сахара» из разряда кино не ПРО ЧТО, а КАК). Только «Сахара» 1943 года. Ну, или «Сахара» и «Тринадцать», но тогда сначала «Тринадцать», а не как получилось у меня А «Сахара» 1995 года только для киномазохистов или перфекционистов, как я