Сахара 1943vs1995 и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > "Сахара" 1943vs1995 и "Тринадцать"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Сахара» 1943vs1995 и «Тринадцать»

Статья написана 22 мая 2016 г. 15:42

Посреди целого кладбища разбитой техники в пустыне — танков, орудий, грузовиков, даже фюзеляж самолета из земли торчит — под непрерывным артобстрелом стоит М3 Lee с американскими звездами и надписью LULUBELLE на борту. Радист пытается связаться хоть с кем-нибудь, командир и механик-водитель ковыряются в соседнем разбитом танке, снимая детали для своей забарахлившей «красавицы».

        Так начинается замечательный фильм 1943 года «Сахара» с Хамфри Богартом в роли несгибаемого сержанта Джо Гана. Итак, этот танк с тремя (из шести положенных) членами экипажа — все, что осталось от англо-американских войск на этом участке боевых действий после разгорома под Тобруком. Кто-то из британского командования приказывает им отступать на юг, вглубь пустыни, так как все другие направления заняты немцами — точнее, приказ выглядит так: «Удачи, янки! На родном языке говорю — мотай отсюда!». И янки согласно приказу мотают. Вскоре им попадается разбомбленный госпиталь с капитаном медслужбы и пятью солдатами. После некоторой перепалки -- Я лучше останусь тут, чем побегу в этом жестяном гробу. — Одну минуту! Тут три ошибки. Во-первых, мы не бежим, мы выполняем приказ, во-вторых, танк не из жести и, в-третьих, это не гроб, это М3, для которого пройти двести миль по пустыне так же просто, как для вас перейти площадь Пикадилли! -- британцы и француз (да-да, среди них есть колоритнейший француз!) присоединяются к танкистам. Еще спустя некоторое время они встречают старшину Тамбула из суданского батальона, который после гибели всей своей части взял в плен итальянца, «чтобы он нес мои вещи». Бравый старшина, увидев танк, тут же идет на него в атаку! Сержант Ган выкидывает белый флаг. -- Я думал, что захватил вражеский танк! -- Теперь их стало десять и один пленный, которого после долгих сомнений все же берут с собой — ведь воды у них уже почти нет. Тамбул знает пустыню и ведет танк к ближайшему колодцу. По дороге на одинокий американский танк нападает одинокий немецкий истребитель. Позволив ему совершить несколько атак, чтобы осмелел и снизился, танкисты подбивают самолет. Летчик выпрыгивает с парашютом. Это истиный ариец, увешанный железными крестами, и он предлагает всей группе сдаться. В общем, теперь в танке два пленных. Но, пока самолет безнаказанно расстреливал танк, он серьезно ранил одного из англичан и чуть позже, у пересохшего колодца тот умирает. Теперь девять союзников и двое пленных, измученные жаждой, едут сквозь песчаную бурю к следующему колодцу в заброшенном селении. Добравшись и переждав бурю, они находят колодец, но и этот пересох.

Лишь на дне по стенке по капельке сочится вода. Очень яркий момент, как Тамбул собирает эти капельки в ладошки, пока ему не сбросят посуду, а потом бережно переливает с ладони в кружку и облизывает влажные пальцы — прямо «Дюна» Херберта! Вот так, по капельке, они набирают свои котелки. -- Можно это ускорить? — Воде нужно время. Родник не подоишь, как корову!

А тем временем у первого пересохшего колодца с могилой англичанина останавливается целый батальон немцев. И у них та же проблема, главная в пустыне — нет воды. Они и так отклонились от курса своего обходного маневра, но без воды просто погибнут, поэтому решают идти к следующему колодцу, не предполагая, что и тот почти высох, а жалкие остатки уже собирает интернациональная команда танка. Но нашего сержанта врасплох не возьмешь! Разведгруппа, высланная командиром батальона, перебита, плененный солдат за кружку воды рассказывает о идущем вслед за ними батальоне. И сержант решается на блеф: отправив назад разведчиков, предложить немцам обмен — воду (а колодец к этому времени уже иссяк) на еду, и не подпускать их к колодцу, чтобы максимально долго задержать этот батальон здесь, отправив тем временем связного за подмогой. У Гана есть пара козырей в рукаве: разведчики не видели танк и не знают, что воды нет — только несколько фляжек, сцеженных за ночь. Он не приказывает, а советуется со своими людьми («только добровольцы, шаг вперед!» — на самом деле, без шуток, замечательный монолог сержанта, простыми словами передавшего суть победы в войне -- Мы можем быстро убраться отсюда. Если повезет, мы проскочим мимо немцев и доедем до наших. Если мы доберемся, нам скорее всего даже дадут медали. А если мы останемся — возможно, никто даже не узнает, что тут было.)- кто не хочет остаться, может уехать на немецкой бронемашине. Остались все, за своими поехал только мехвод Вако. Ну, и героический конец истории. Первая атака легко отбита шквальным огнем пулеметов и орудия танка, превращенного в ДОТ. «Херр майор» вызывает обороняющихся на переговоры. Снова отличный диалог между сержантом Ганом и майором фон Фалкен (все вражеские солдаты дружно удивляются присутствию здесь американцев). -- Вы проделали долгий путь, чтобы таскать британские каштаны из огня. — Нам не привыкать. Мы любим каштаны и не хотим, чтобы они сгорели. --

Майор предлагает группе уйти, взяв воды сколько смогут унести. Сержант в ответ предлагает батальону сдаться — воду в обмен на оружие. Начинается осада. Тем временем у Вако, поехавшего за помощью, ломается машина. Он идет через пустыню пешком. Снова сильный момент, как он постепенно бросает вещи, чтобы было легче идти, а когда, вконец обессилевший падает, ему кажется, что осыпающийся с барханов песок — это струящаяся река. Но, как положено — «Орлы летят!» — на уже полузасыпанного Вако натыкается патруль на джипе. А силы обороняющих пустой колодец не прибавляются. Они гибнут один за другим. Погибает Тамбул, погнавшись за сбежавшим летчиком — тот хочет сообщить своим, что воды нет и их атаки бессмысленны. Убивают француза, ходившего на вторые переговоры с майором — тот подло командует стрелять, пока француз не вернулся в свои окопы. Но и самому майору достается. И вот остается только двое — конечно, сержант Ган и один из британцев. Совершенно сумасшедшая речь Озмонда перед последней атакой -- Надеюсь, кто-нибудь найдет. — Что найдет? — Жетон — Зачем? — Если не найдут — я пропал, если найдут — погиб. Если я пропаду — никто не узнает, что я погиб, а если погибну — никто не решит, что я пропал. Так что по мне лучше погибнуть.-- Но немцы, после смерти своего майора, постреляв еще немного, все же идут сдаваться. Сержант, показывая на высохший колодец, кричит им: «Пейте, пока из ушей не польется! Вперед!» И немцы пьют! К неописуемому удивлению сержанта, колодец полон — одна из мин, попавшая прямо в него, каким-то чудесным образом открыла воду. Ошеломленные защитники понимают, что все-таки выполнили свое с издевкой поставленное условие — пинта воды за винтовку — и, пока толпа немцев окружила источник, собирают брошенное оружие. Все. Двое на танке ведут колонну пленных немцев навстречу союзным войскам, которые ведет Вако им на помощь.

Вот такое кино. Сказка? Ну почему... Даже почти комиксоидная «Ярость» основана на реальном событии, причем в жизни было еще ненатуральней, чем в фильме. Это же вечная «легенда о малом гарнизоне», и 300 спартанцев далеко не первая история о том, как несколько защитников сдерживают лавины нападающих. Фильм интересен не только этим. Очень хорошо показано, как незнакомые сначала люди узнают друг друга и становятся настоящими боевыми товарищами, как их сплачивает угроза смерти сначала от обезвоживания, а затем от немецких пуль. Интересна суть обороны того, что очень нужно противнику и чего на самом деле нет — защитники жертвуют своими жизнями, чтобы немцы не узнали, что колодец высох, ведь тогда они могут бросить осаду и уйти. Даже устраивают спектакль с якобы мытьем во время переговоров, переливая последний котелок из ведра в ведро, чтобы еще больше разьярить немцев. И сам момент, когда они решаются на эту оборону, именно в минуту, когда одновременно узнают, что сюда направляется целый батальон и что колодец окончательно иссяк. Фильм очень хорош. Тут еще даже близко нет выпячивания роли американцев во второй мировой (ну, помимо самого факта, что главный герой — американский сержант) и, когда Ган предлагает остаться оборонять колодец, он перечисляет весь борющийся с фашизмом мир -- Никто не против отдать свою жизнь, но выбросить ее? Зачем? — Зачем? Зачем ваш народ работает в Лондоне, когда немцы бомбят их день и ночь? Зачем ваши корабли вывозили людей из Дюнкерка, зачем русские стояли за Москву, зачем китайцы перетаскивали города на тысячи миль, когда на них нападали японцы? --И вся их команда — американцы, англичане, француз, негр-суданец, даже итальянец, мечущийся между двух огней, предающий снова и снова, чтобы выжить — разношерстная, встает плечо к плечу, чтобы остановить немцев, не дать этому злосчастному батальону зайти в тыл союзникам, проводящим перегруппировку. И последние слова Гана самые правильные слова о войне — он называет фамилии всех погибших товарищей и говорит: «они остановили их у Эль-Аламейн!»

Такой вовсе не приключенческий боевик снял в 1943 году венгерский эмигрант Золтан Корда. Это фильм о войне без войны. О человеке. О том человеке, который собирает воду в ладошки для всех и не смеет отпить даже глоточка. И о том, кто за кружку воды предает своих. И о том, кто давно уже умер вместе со всей своей деревней, где больше не делают сыра, потому что не из чего и некому. И о том, кто просто хочет вернутся домой. И, конечно, о том, кто решился ввосьмером противостоять пяти сотням врагов. И еще это фильм о пустыне. Это она главный враг всех этих людей. Это она забирает воду из колодцев и дает обратно, когда захочет. Это она убивает всех тех, кто к ней пришел. Она даже побеждает саму войну, которая пробралась было к ней — и солдаты бросают оружие на пути к воде.

        Вдохно вил же Золтана (а точнее, сценариста Джона Ховарда Лоусона, но не суть) советский фильм 1936 года «Тринадцать» — о чем даже говорится в начальных титрах. Это всего второй фильм молодого тогда режиссера Михаила Ромма. История очень похожа — через каракумские пески идет отряд к железной дороге. Десять демобилизованных красноармейцев возвращаются по домам, командир погранзаставы едет с женой в отпуск и старик геолог со всеми за компанию. Также наткнувшись на пустой колодец — правда, не пересохший, а засыпанный — они идут вглубь пустыни к заброшенному кишлаку. И в этом колодце они находят спрятанные пулеметы. Командир понимает, что это схрон банды басмачей Шермат-хана, которого они безуспешно ловят уже год.

В «Тринадцати» все проще — никто не стоит перед выбором, командир приказывает, и гонец едет за помощью, а остальные ждут банду, чтобы задержать ее у также почти пересохшего колодца. Много ярких эпизодов взяты Кордой отсюда — и сбор воды в ладошки, и путь связного через пустыню, и песок-вода, и переговоры со спектаклем «мытья». Но у Ромма они какие-то... Сыроватые, не так берущие за душу. Понятно, что на второй раз то же самое можно снять лучше и сильнее — ну, что ж, так и вышло. При особом желании в «Тринадцати» вполне можно усмотреть библейские мотивы, которых там конечно же в 36-м году в СССР быть не может — тринадцать «апостолов», из которых один предатель (роль немца-летчика в «Сахаре», пытающегося предупредить своих, что воды нет, здесь исполняет красноармеец, предавший товарищей и бегущий к басмачам); и жену командира зовут Мария; и сама пустыня исполняет роль дьявола, искушающего бойцов. Видимо, Корда все-таки усмотрел, так как сержанта Гана товарищи несколько раз именуют Моисеем и просят его о чуде. Конечно, «Тринадцать» больше похож на пропагандистскую агитку, но тем не менее, вполне заслуживает просмотра. Чтобы в очередной раз убедиться, что и люди, и желания их, и даже юмор нисколько не изменились за 80 лет. -- Ведь вот, господин хороший, как нехорошо получается, а? И чтобы вам вчера сказать? Мы бы согласились, ей-богу, согласились! А сегодня, понимаешь, у нас тоже цены изменились. Товар-то, понимаешь, вы не ходовой. Но мы дадим вам воды! Дадим ведро. Одно. За голову Шермат-хана. Ну, а с вами сменяемся так на так. Котелок (показывает на голову) на котелок ---  Кстати, при просмотре обратите внимание на загадочного тринадцатого члена отряда, появляющегося лишь на самой первой перекличке и потом пару раз на секундочку — ведь это наш будущий танкист, тракторист, разведчик и летчик Николай Крючков! А его даже в титрах нет...

        

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ромм, по одной версии, сам впечатлившись, по другой — по указанию впечатленного Сталина, снял фильм «Тринадцать» по мотивам вестерна Джона Форда «Потерянный патруль» (1934). Убоявшись бесконечного выяснения, куда же заведет эта ниточка, фильм Форда я смотреть не стал:-) пока...

         Ну и напоследок ложка... ммм... «Сахара» 1995 года выпуска с Джеймсом Белуши в роли понятно кого. Долго искал смысл появления этого фильма. Не нашел. Режиссер с труднопроизносимой фамилией что-то кому-то хотел доказать? Честно, до просмотра этого творения я думал, что переснять старое отличное кино с новыми «звездами» во сто крат хуже оригинала — это чисто российское изобретение. Сохранив большую часть диалогов неизменными, режиссер при огромной поддержке актеров умудрился потерять вообще все, что в этих диалогах содержалось. Фильм за мелкими переделками действительно снят один в один. Конечно, добавлено несколько фирменных тупых шуточек из боевиков. Конечно, над каждым убитым проводится обязательное священнодействие «любим-помним-скорбим» с закатыванием глазок, скрипом зубками и бешеным взглядом «яотомщу!». Конечно, все стараются поскорее оттарабанить речевку и взяться за главное — за автомат. Ну, и получился тупой боевик. Актерский состав не подкачал — все выложились максимально для тошнотворного результата. Что, Белуши хотел потягаться с Богартом в актерском мастерстве? Результат ясен на момент прочтения этих фамилий. Изображая супермена, Белуши доходит до маразма — пустыня, палящее солнце, раскаленная броня, а он весь фильм щеголяет своими бицепсами в красиво пропотевшей маечке, блистая красным лбом под тщательно зачесаными мокрыми волосиками. Француз меня просто потряс. Он так пытался походить на Ван-Дамма, что я думал, таки засветит майору с вертухи ногой в челюсть вопреки сценарию. Так испохабить шикарнейшую сценку про сыр! Ни один из актеров не то что не превзошел своего оригинального прототипа, они даже и не пытались хотя бы походить на них. Один-единственный плюс всей картины — визуальный ряд. Операторская техника за пятьдесят лет шагнула далеко вперед и некоторые кадры очень хороши. Но это и все.

       Итак, если мои изыскания и сподвигнут кого-то на «посмотреть» — то рекомендации ясны (и претензии по поводу того, что я полностью пересказал сюжет не принимаются — именно «Сахара» из разряда кино не ПРО ЧТО, а КАК). Только «Сахара» 1943 года. Ну, или «Сахара» и «Тринадцать», но тогда сначала «Тринадцать», а не как получилось у меня8:-0 А «Сахара» 1995 года только для киномазохистов или перфекционистов, как я:-D



Тэги: кино


425
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх