Эл Робертсон Взломанные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Эл Робертсон "Взломанные небеса": Не та таблетка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эл Робертсон «Взломанные небеса»: Не та таблетка

Статья написана 20 июля 2016 г. 04:27

Интересно, сколько еще призрак «Матрицы» будет гулять по литературе и кино?  17 лет уже прошло, а отголоски нет-нет еще можно услышать. Как отзвуки Большого Взрыва. Нашла я их и в этом очередном, и, признаюсь,  вполне занимательном, романе о виртуальной реальности.  Рекомендую тем, кто любит путешествия в виртуальную реальность в любом ее виде: Эл Робертсон   «Взломанные небеса»:

 Эл Робертсон«Взломанные небеса»
Эл Робертсон«Взломанные небеса»

Позвольте, немного истории, из тех времен, когда «Матрица» была еще не классикой жанра, не затасканной до зеленых символов, а вполне себе новаторской идеей. Виртуальный мир еще был землей неизведанной. Мультяшные герои, плоские страны и предсказуемые события из первых игр казались такими безобидными и простыми, что сама мысль о том, что это может вырасти в мир, способный затмить реальность и изменить до неузнаваемости нашу жизнь,  взрывала мозг.

Мне до сих пор симпатичен первый «матричный» фильм с его наивной попыткой осмыслить место человека в мире и его непростые отношения с технологиями, когда надо решить, какая из двух сторон хозяин, а какая инструмент. Но именно первый фильм, а не второй и не третий, которые быстро выродились в обычные боевики. Хотя... сейчас мне кажется, что именно такая обратная эволюция более полно подчеркивает справедливость фобий первого фильма: виртуальная картинка быстро и без особого сопротивления побеждает реальный мир.

С того далекого времени уж сколько раз являли миру всякие сценарии виртуальной реальности. И,  по большей части, неприятные для Человечества. Впрочем, с моей точки зрения, вполне реалистичные: мы ведь уже давно выбрали «не ту» таблетку, утешая друг друга мифами о новых Нео, находящих баланс между двумя мирами.

Вот перед нами еще один вариант. Только с маленькой добавкой: аналогами Матрицы и Зенона здесь управляют машины. Мало ли что могло такое приключиться: была третья таблетка, серверы зависли, и перезагрузка не удалась или революция не состоялась.

Итак, в этом мире последние представители рода человеческого влачат довольно жалкое существование. Земля погибла, и по некоторым намекам, не без помощи машин. Люди ютятся на космической станции, оказавшись целиком в подчинении искусственных интеллектов, которых почитают как богов. А как еще назвать того, от кого полностью зависит вся твоя жизнь? Именно они дают воздух, пищу, определяют профессию и награждают благами в реальности, почти такой же суровой, как матричный Зенон, и в мире виртуальном, почти таком же прекрасном, как утерянная Земля. А еще они наказывают. И самое страшное наказание — отлучение от матрицы.

А еще эти БОГИ ИЗ МАШИНЫ интригуют, создают союзы и фракции, враждуют и даже ведут войны между собой. Да, да, все то же: есть программы благожелательные, есть равнодушные, есть те, кто жаждет абсолютной власти. И в этой большой Игре виртуальных престолов люди — лишь самые малые пешки, какими бы амбициями они не обладали.

Нашего нового Нео зовут в миру Джек Форстер. Бывший аудитор, бывший почитатель машинного бога Сумрака, бывший солдат проигравшей стороны. Прожив долгое время в плену вне сказочной виртуальности и вдали от своих Богов, он возвращается из плена на родину, имея уникальную возможность взглянуть на происходящее со стороны и оценить реальное положение вещей.

Но, какова Матрица, таков и ее Нео. Наш герой — сломленный и разбитый на части человек, не романтик виртуальных боев, не борец за свободу от механического рабства, не новый Спаситель. Если бы не близкая смерть, гибель любимой и отрешение от виртуала, то он вполне мог бы вновь, с небольшими перестановками в силах, вписаться в существующую систему. Его цели вполне приземленные и никакой высокой философии: личное выживание, месть, освобождение близких и небольшая коррекция существующего порядка.

Если опять же вернуться к матричному циклу, то это скорее вторая-третья части с погонями в виртуале  и в реале, поисками ключей-подсказок, благостными программами, которые помогают, и злыми, которые преследуют. К нашему Нео, естественно, прилагается местная версия возлюбленной Тринити и даже агента Смита — некой новой сущности, ставшей врагом  герою и системе в целом.

Поэтому не стоит ждать от этого романа каких-то особых философских и социальных идей или научности в подаче материала. Это крепкий, немного мрачный (но не слишком) НФ-боевик с элементами детектива на фоне модных декораций. Некоторое задумки — война программ, Тотальность, существование псевдоличностей умерших людей в Гробовых Драйвах — действительно интересны, но реализованы исключительно в качестве второстепенной составляющей для боевика. От этого ощущение новизны и интерес быстро проходят. Но один образ порадовал и сделал чтение занимательным до финала. Это программа-убийца Фист, маленькая и злая кукла, которая получилась значительно живее и интереснее, чем образ главного героя. Она растет, она эволюционирует, преподносит сюрпризы, оживляя сюжет яркими деталями и высказываниями, и, как следствие, повышая оценку всему роману.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

P.S. Следующая рецензия: Стивен Эриксон «Память льда» — объемный роман, только в конце следующей недели дочитаю





372
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 июля 2016 г. 06:54
Кажется, что я хватанул спойлер. Мда...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2016 г. 07:27
Где? Вроде бы нигде содержание не раскрыто?


⇑ Наверх