Михаил Савеличев Мабуль


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Михаил Савеличев, «Мабуль». Комментарий номинатора и отзывы жюри премии «Новые горизонты»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Михаил Савеличев, «Мабуль». Комментарий номинатора и отзывы жюри премии «Новые горизонты»

Статья написана 23 октября 2016 г. 11:55

Продолжаем публикацию полных подборок отзывов жюри премии «Новые горизонты» за 2016 год. На сей раз — о рассказе Михаила Савеличева.

Напоминаю: вся информация о премии собрана на нашем официальном сайте: http://newhorizonsf.ru/

Михаил Савеличев. Мабуль. // Настоящая фантастика-2015. – М.: Эксмо, 2015.

Номинировал Сергей Шикарев:

Небольшой рассказ Михаила Савеличева — густое и плотное варево из идей и образов, научных гипотез и библейских аллюзий. На первый взгляд сюрреалистическое и даже абсурдистское повествование постепенно приоткрывает перед читателем завесу, за которой находится вполне рациональное и, конечно, фантастическое объяснение происходящего.

В пышно цветущей образности, оригинальной и запоминающейся, смешиваются сциентизм и гностицизм, старые – и вечные! – мифы (см. «Всемирный потоп») и современные научные теории (см. «море Дирака», также см. «резонанс Шумана»).

В этом смешении – нерв века, в котором фантастика сама становится новой мифологией, порождая легенды и героев, чьи деяния отличны от подвигов древних предшественников разве что технотронным антуражем. И герой «Мабуля», которому выпало спасти (и создать) мир и обрести любовь, служит этому отличным примером.

Впрочем, если следовать ёмкой лаконичности самого рассказа, то охарактеризовать его нужно двумя словами. Итак, перед нами — ветхозаветный киберпанк.

ОТЗЫВЫ ЖЮРИ

Андрей Василевский:

Короткий — очень фантастический — рассказ. Сначала интересно, потом не очень, в конце совсем не интересно. И главное — весь пазл так и не сложился в моей читательской голове, и мне кажется, что не я в этом виноват.

Валерий Иванченко:

Рассказ Михаила Савеличева представляет собой богато детализированное сновидение, наполненное массой сновидчески переплавленных впечатлений: от классической мифологии до культмассовых мемов (в одном эпизоде Персей спасает Андромеду от майкл-беевского трансформера, который выходит из «океана Дирака», чтобы цитировать книжку Бертрана Рассела). Написанный этаким манером роман мог бы стать заметным культурным артефактом и сводить слабых духом с ума. Но рассказ всего лишь свидетельствует о незаурядности автора. Имеет ли текст какую-либо потребительскую или иную ценность? Исключительно эстетическую. Или этическую — как памятник человеческим возможностям.

Константин Мильчин:

Псевдобиблейский текст с прозрачными намеками на то, что автор знает физику. Повесть, которую нужно читать в обнимку с википедией, а не то рискуешь не поймешь все тонкие шутки автора. Немного напоминает прозу Дорис Лессинг. Впрочем, никакого феминизма, сплошная борьба физики с лирикой. Очень скучно.

Валерия Пустовая:

Во-первых, ценен сам жанр – непопулярный сейчас и, вследствие хищнических издательских стратегий, мало развиваемый жанр фантастического рассказа.

Во-вторых, ценно исполнение: перед нами густо и причудливо населенная метафора бытия, рассказ-образ, сложенный из многих образов, как из многих жителей соткан «великий город гебарим», то и дело являющийся герою.

Наслаждаться переливчатой плотью бытия в этом рассказе хочется куда больше, чем вникать в его философские построения. Суждения в нем площе воображения. Автор мастерски вышивает по готовому библейскому узору, но рассказ не складывается в новое существенное высказывание, остается развернутой и углубленной метафорой грехопадения.

Впрочем, для фантастики этот сюжет – жанрообразующий. Фантастика рождается из драйва и горечи грехопадения: пересечения границы знания, забегания вперед, перепроверки вышней воли; она выискивает дерево, которое первым предскажет осень в райском саду. В этом смысле сюжет «Мабуля» Михаила Савеличева дважды вечный: и для истории человечества, и для истории фантастики.

Галина Юзефович:

Ну, тут, конечно, главный вопрос, какие вещества употребляет автор (похоже, какие-то не вполне легальные). Безумный, вдохновенный галлюциноз – местами поэтично и даже мурашки, но в целом ощущение некоторой неловкости – некоторые психоделические опыты лучше переживать в одиночестве и не выносить их плоды на суд общественности.





1256
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 октября 2016 г. 18:46
Вот читаю отзывы членов жюри (сперва на «Колокол», теперь вот на этот рассказ), и у меня складывается впечатление, что Галина Юзефович вообще жанр не понимает, не принимает и не любит. Ну, может быть, кроме чего-то самого что ни на есть классического, простого, линейного. Что она делает в жюри именно «новых горизонтов» — непонятно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 октября 2016 г. 18:51
Читайте дальше. Все совсем не так однозначно.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2016 г. 18:54
Ну так-то да. Возможно, спешу я с выводами. Другой вариант — она без смягчения правду-матку режет.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2016 г. 18:58
Второй вариант, да.

Обычно Галина вообще не пишет о книгах, которые ей не приглянулись. Но в нашей ситуации — пошла навстречу.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2016 г. 08:57

цитата MarchingCat

Галина Юзефович вообще жанр не понимает, не принимает и не любит

Хи-хикс, если бы все было так просто... не-е-ет) Дождитесь отзывов, например, на «Автохтоны».
 


Ссылка на сообщение25 октября 2016 г. 11:50

цитата Green_Bear

Дождитесь отзывов, например, на «Автохтоны».

Если Галина там хвалит — то то в данном контексте сие скорее подтверждает мою первую гипотезу, чем опровергает, ибо в «автохтонах» фантастики-то по минимуму :-)
 


Ссылка на сообщение25 октября 2016 г. 11:58
Уже есть и ее отзыв по Ибатуллину в соседней статье;)
 


Ссылка на сообщение26 октября 2016 г. 15:14
Да в этом году вообще всё просто. Верные корешата Маши Галиной парафинят в меру возможностей всех, кто не она, вот и весь глубокий смысл работы ЖУРИ.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2016 г. 09:34
И да, еще одну вещь скажу, вы только не обижайтесь. Организаторы премии придерживаются мнения, что фантастика — литература. То есть жюри должно прежде всего понимать литературу, без скидок на «жанр».
 


Ссылка на сообщение25 октября 2016 г. 11:54

цитата vvladimirsky

То есть жюри должно прежде всего понимать литературу, без скидок на «жанр».

Это не всегда верно. Если жанр произведения драма-трагедия, но читатели весь роман ухохатываются со счастливой улыбкой на лице, то это хорошая комедия, но Отвратительная драма.
При отрицании жанра можно оценивать только строго определённый набор свойств произведения, но никак не совокупность..... (ну если не считать общих слов «понравилось» «не понравилось» ну или, скажем, «автор плохо/хорошо пишет».)
 


Ссылка на сообщение25 октября 2016 г. 20:36
Видите ли, Вася...
Я сам люблю литературу, даже почитываю иногда.
Во всём я был бы с тобой согласен, если бы не одна мелочь: слово «Новые» в названии премии. Как может жюри определить новизну, если оно не знает истории фантастики. С чем оно сравнивает, вот вопрос.
Увы, но господа организаторы премии явно уходят от того, что декларировали в определении премии поначалу.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2016 г. 22:11
Очень точно подмечено, дорогой БВИ :beer:
 


Ссылка на сообщение26 октября 2016 г. 09:51
??? Не вижу такого. Драгоценные номинаторы, знающие толк в фантастике, отбирают тексты, которые с их точки зрения могут претендовать на некое новаторство — уважаемое жюри оценивает литературную состоятельность. Все вполне гармонично и разумно.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2016 г. 15:14
За исключением самой постановки вопроса — выходит, в противопоставлении номинаторов и жюри уже задано противопоставление «фантастики» и «литературы», которое якобы надо опровергнуть. О текстах судят с принципиально различных позиций, никакой адекватной оценки в данном случае быть не может, никакого диалога и никакой проблематизации,увы. Я уже второй год читаю отзывы номинаторов и жюри — и ощущение мертворожденности проекта только усиливается. Могу выразить признательность организаторам — но сама идея, с моей точки зрения, выморочная. Извините, что вклинился. Прочитал сначала коллаж нелепостей здесь, потом — про Ибатуллина...
 


Ссылка на сообщение26 октября 2016 г. 15:20
Это, ИМХО, не противопоставление. Это принцип двойного сита. Так вижу.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2016 г. 13:45
По-моему, ты лукавишь. Впрочем, спорить не буду.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2016 г. 15:08

цитата bvi

ты лукавишь


Отнюдь нет. Просто с моей точки зрения основную ценность для читателей представляет не столько имя победителя, сколько шорт-лист как таковой. И весь номинационный список в целом, да.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2016 г. 17:54
очень смешно. Кадын в шорт-листе получает четыре негативных отзыва от жюри из пяти. Возникает вопрос, как он попал в шорт-лист?

Так это с Кадыном что-то не так (явно нет, положительных отзывов на него море), либо с жюри. А после «что курил автор» премию вообще можно закрывать.
А давайте я вам рецензии попишу, разницы не заметите.
Точнее, заметите, у меня не будет вот этого вульгарного снобизма.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2016 г. 20:55

цитата cakypa

А давайте я вам рецензии попишу, разницы не заметите.


К сожалению, замечу.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2016 г. 23:47
а я думаю, к счастью


Ссылка на сообщение27 октября 2016 г. 02:29
Ну что сказать, желание организаторов премии проверить гармонию алгеброй «большой» литературы вполне понятно и даже похвально. Вот только понимают ли приглашенные арбитры их цели? Боюсь, что не очень. Извиняюсь, но чтобы получить отзыв в стиле «что курил автор?» вовсе не обязательно прибегать к услугам компетентного жюри. Этого добра на любом фэн-форуме можно насобирать килограммами. Нет, не исключено, конечно, что жюри вместе с организаторами ведёт какую-то сложную троллевую игру, призванную привлечь интерес к премии, только вот постороннему наблюдателю правила этой игры непонятны. Но даже если и так, то получается, что это кулуарная игра, для посвящённых. А остальных сюда как бы не очень-то и звали. А если не звали, то какое лично мне не пофиг, кому вы там присудили премию?
Если же нет, то, опять же, со стороны кажется, что уважаемое жюри не желает напрягать извилины, оценивая «второсортную» литературу. И что организаторы вольно или невольно прогибаются перед снобизмом маститых критиков. И ещё раз прошу прощения, но таким путём уважение к премии не завоюешь. Для «большой» литературы она всё равно останется младшей сестрой по разуму, но при этом потеряет и доверие в фэндоме. Если уже не потеряла.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2016 г. 09:16
Вот что я могу со всей определенностью сказать, так это что фэндому не пофиг. 8-) Кто-то уязвлен, кто-то обижен, что его драгоценное мнение не спросили, кто-то выстраивает конспирологические теории, безумно далекие от реальности, но чего-чего, а безразличия нет. Премия изначально организована таким образом, чтобы вызывать широкий отклик.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2016 г. 13:25
Да, отклик есть. Народ пока ещё интересуется. Ещё ждёт обещанных новых горизонтов. И привлечение маститых критиков было бы безусловно оправдано, если бы они эти горизонты нам показали — пусть не в самих произведениях, так хотя бы в том, как их можно и нужно оценивать. А вот с этим пока не очень. Восхищаться тем, что обычно Юзефович на всякую ерунду вообще не отзывается, а на нашу всё-таки отозвалась — вот лично мне как-то не хочется. По мне, так лучше бы совсем не отзывалась, чем так. Причём, заметь, моя фамилия вовсе не Савеличев, но всё равно покоробило. Если нас таким образом пытаются приобщить к богатым традициям «большой» литературы, то может и не стоит?


⇑ Наверх