Электронный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kons» > Электронный ноябрь
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Электронный ноябрь

Статья написана 2 декабря 2016 г. 13:35

1.

Очередной привет из двадцатых годов. На мой взгляд вещь слабая, в которой нашли отражение и преломление самые популярные темы того времени — таинственный заговор, неизвестная подземная цивилизация, борьба красных с белыми. Все это перемешано. Этакая фарсовая вещь, в которой комично выглядят как главный злодей, так и главный герой. Одному из правильных героев, случайно, на оберточной бумаге, попадается план уничтожение всего живого. Такое вот залихватское начало. А дальше ища помощи у более старшего коллеги, он вовлекает в поиски мегазлодея крупнейшего (во всех смыслах слова) ученного. И что странно, вот они вместе злодей и наши герои едут в поезде и ничего, а потом гоняются друг за другом по всей России, попутно сражаясь с белогвардейцами, освобождая угнетенный народ и прочее. Чтобы в конце узнать о просчёте в предположениях, в результате чего всё оканчивается... примирением с бывшим врагом. Фантастики много, но вся она низкого уровня, поэтому снова в урну истории.

2.

Роман Первухина весьма примечателен. Добротный приключенческий роман, так популярный в начале прошлого века. Да ещё в достаточно далеких для русского местах — Южная Европа, Африка, США... За исключением одного но. Но это фантастика — альтернативная история чистой воды. Согласно автору, Наполеон не умер на острове св. Елены, его смерь была инсценирована, чтобы самого Наполеона можно было вывезти с острова, для очередной попытки покорить Европу. Приключенческая составляющая написан очень интересно. Чего только стоит находка, когда повествование в произведении, меняет направленность — начинающееся, как повествование от первого лица, на середине мы уже наблюдаем историю от третьего. Первухину легко удаются увлекательные приключенческие истории (в отличии от предыдущей книги), особенно, когда можно развернуться на любимой им морской тематике. Весьма интересны также его построения о возможной судьбе Наполеона, когда побег с острова приводит его в центральную Африку. Фантазия автора о том, что великий завоеватель решает создать свою новую империя в колыбели всего человечества, очень необычна. В целом получается....

3.

Небольшая брошюрка, которая состоит из двух рассказов. В принципе рассказы неплохие, но ничего особенного. И если первый рассказ, представляет некую фантазию (наверное сказывается дата написания 1929 год), то второй фантастика близкого прицела (в 45 году уже нельзя было смело заглядывать вдаль...). В итоге даже особо оценивать нечего. История фантастики, за тот период, когда её выходило совсем немного. И по видимому, плохого не печатали, но и сказать что-либо нечего.

4.

Небольшая детективно-приключенческая повесть, о приключениях этакой удалой бой-бабы, которая легко расправляется с многочисленными врагами. Определённый «привкус» придает выраженная пропагандистская направленность. И если до этого мне приходилось сталкиваться с коммунистической пропагандой, о том какой прекрасный мир мы строим и прочая, прочая, то в этот раз довелось погрузиться в противоположное мнение. Роман написан в Эстонии и автор не скрывает своих взглядов в отношении Советской России. Но живописует так, что развесистая клюква голливудских фильмов о нынешней России, просто отдыхает. Если сравнить этакие алчные капиталисты, которые пьют кровь из рабочего класса, как показывали нам на плакатах тех лет, только вместо них подставьте красных комиссаров и прочая. Именно с этими врагами и сражается отважная Любка. Не сказать, чтобы враги были совсем уж глупы, иначе бы похождения Любки были бы подобны приключениям Мюнхгаузена, но порой их портреты столь гротескны, что всё действие выливается в некий фарс. Возможно, что это подобные произведения являются оборотной стороной медали явления «красных пинкертонов» в нашей литературе. Немного странным получается у автора финал. Залихватски громя врагов, главная героиня вполне могла бы дожить до некоего «счастливого» финала, ан нет её ждёт гибель от рук природы. Даже как-то обидно стало за неё, после живучести, показанной её ранее, но зато, как ни странно, весьма и весьма правдоподобный конец для подобных авантюристов.

5.

Этот роман немного выбивается из череды произведений того времени. Странно, что его вообще взялись переводить. Роман не содержит ни одной из основных тематик того времени. Здесь вы не найдете социальной борьбы, нет шпионов, не расскажут вам о грядущей войне. Редкая птица того времени — не социалистическая утопия.

По замыслу авторов в Саргассовом море, в глуби непроходимых водорослей, расположен небольшой остров, на котором проживает в нетронутом виде население, когда-то ушедшее из Древней Греции. Волей случая на этот остров попадает авиатор, захотевший пересечь на своем самолете Атлантический океан. Здесь он сталкивается с древней культурой, которая однако не стояла на месте, а подвергалась осмыслению и переработке.  Именно столкновение довольно прагматичных  предков древних эллинов, отринувших эмоции, с  человеком, представляющим современную цивилизацию, полную страстей у чувств и не всегда подчиняющуюся разумным доводам.

Классическое построение утопического романа, в котором нам рассказывают о разных моментах жизни «идеального» общества — социальных, трудовых, культурных. С какими-то француз начала двадцатого века может согласиться, с какими-то нет. И главное ему не удается укротить свои чувства, как это смогли сделать обитатели острова. Именно это стало причиной его бегства с острова, а также трагической гибели его возлюбленной и самого летчика.

То ли роман добротным языком, то ли переводчик постарался, но читать этот роман интересно и поныне. Яркие и запоминающиеся описательные образы, четко переданная система мировоззрения, без ненужной воды, и многое другое, доставляют именно приятное наслаждение при чтении, по сравнению, с многими другими произведениями того периода.

Однако, несмотря на достаточно оригинальное описанное утопическое общество, роману было суждено забвение и сейчас о нём толком никто и не вспомнит. Но если вам попадется когда-либо эта книга, не пожалейте потратить время на прочтение.

6.

А вот вам ещё один пример, что история ходит по кругу. 1924 год — повесть о том, как вельми умный ученый, используя свои изобретения, спасает Русь от коммунистов. Прямо-таки привычный ныне сюжет про попаданца, только с противоположным знаком (эмигрантское издательство в Сербии).  Начинавшаяся неплохо с литературной точки зрения, повесть быстро скатилась в некий шаржированный текст, в котором практически нет сюжетной линии, зато вполне хватает едкой желчи в изображении коммунистов. Причем у автора, то уничтожение всего коммунизма некими воспламеняющими лучами, то ужас который сеет невидимый одиночка, то ещё что-то. Автор бессвязано скачет не только от идеи к идее,но и от героя к герою. Вот сейчас хочу похаять жида Троцкого, пожалуйте, а через сколько-то страниц достанется и полоумному Ленину, да и вообще все эти коммунисты трусы и дегенераты. Вообще от произведения весьма сильно попахивает антисемитизмом — традиционно, «во всём виноваты евреи». И кроме наличия фантастических изобретений и невидимости (ну никак не объясненных), фантастики нет. Под обложкой скрывается типичная агитка того времени. Непонятнее всего зачем было посвящать эту книгу жене — только если пары последних страниц из порядка 150.  Уж не знаю оценила супруга или нет. До посвящения надо продираться.

Не стоит потраченного на неё времени.

В итоге проведен очередной раскоп старой литературы. Можно сказать, что даже удачно покопался — два крупных произведения понравились — роман Первухина и произведение Антуана Шоллье и Анри Лесбро . Из них более интересной показалась иностранная утопия  «Через Атлантику на гидроплане».

Ну а впереди последний месяц и как всегда подведение итогов.





233
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх