Джеймс Камбиас Темное море


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джеймс Камбиас "Темное море": Жемчужина на дне океана
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джеймс Камбиас «Темное море»: Жемчужина на дне океана

Статья написана 27 декабря 2016 г. 03:50

Я очень люблю новых авторов. Именно они преподносят те самые неожиданности и открытия, которые делают чтение по-настоящему захватывающим занятием. Этаким аналогом поиска сокровищ, только для этого не обязательно испытывать неимоверные трудности и рисковать своей жизнью, отправляясь невесть куда и зачем. Комфортно и относительно безопасно(разве что нервы могут пострадать). Зато какая награда! Очередная жемчужина, в данном случае, найденная на дне океана: Джеймс Камбиас  «Темное море»:

Эти декорации давно просились на страницы фантастики. Еще с того самого первого раза, когда кому-то умному пришла в голову мысль, что под многокилометровым покровом ледяных спутников, вращающихся в самых холодных и темных уголках Космоса, могут скрываться океаны воды. А может быть даже раньше, в тот момент, когда люди поняли, что жизнь на нашей собственной планете есть везде. Даже там, где выжить, казалось бы, невозможно: в глубинах океанов, среди невообразимых для нас, обитателей суши, давлении, температуре и ... темноте.

Скажите, есть, где развернуться фантазии. Можно придумать столько необычных существ, пейзажей и событий. Но погодите радоваться: много ли вы знаете сюжетов, в которых вода, давление и, главное, вечные темнота и тишина стали бы не просто фоном, а  участником действия? Это ведь не очень-то занимательно страница за страницей блуждать в потемках с фонариком, выхватывающим  малый участок поверхности. Это ведь только в кино глубины покрыты оазисами жизни, а в реальности между этим взрывами жизни сотни и сотни километров безжизненного пространства. И как тут удержаться на тонкой грани между  разнонаправленными желаниями: привлечь и удержать внимание читателя и не погрешить против научных данных?

Приятно, что Камбиасу удалось именно это: написать интересно, используя и почти не искажая накопленные на данный момент научные данные, вплетая в сюжет давление, холод, темноту и тишину, мастерски используя их для развития сюжета.

Мир Ильматар очень похож на нашу Европу. Ледяной шар, обманывающий наблюдателя своей бросающейся в глаза безжизненностью, надежно хранящий под многокилометровым панцирем свою тайну. Не просто жизнь, а жизнь разумную, любопытную и жизнестойкую. Драгоценность, привлекшая внимание двух могучих и технологически развитых цивилизаций, которые не слишком ладят друг с другом — Земли и планеты Шолен.

Это не просто столкновение интересов двух народов, постоянно балансирующих на грани войны. Это столкновение двух идеологий. Землян, которые, ведомые своим неуемным любопытством и жаждой открытий, везде суют свой нос, порой не слишком заботясь о последствиях своих вмешательств. И шолеан, в генотип которых намертво впечатался опыт поражений предшествующих поколений, от чего осторожность перешла в страх перед внешним миром,  агрессию и узость мышления.

Понятно, что такие разные идеологии не могли не столкнуться,  и полем для давно зревшего открытого конфликта стал Ильматар, а его,  только начинающие выходить из мрака невежества, только приступающие к строительству своей собственной цивилизации и познанию окружающего мира,   обитатели оказались между двумя могучими соперниками.

И тут хочу отметить вторую большую удачу романа: самих обитателей Ильматара, их юной цивилизации и отдельных ее представителей. Камбиасу удалось, оттолкнувшись от начальных условий — давления, темноты, изолированности, холода, геологии и прочих физических условий, вполне достоверно не просто описать, а воссоздать и логически обосновать социальную структуру, быт и даже историю разумной жизни  Ильматара.

Но чтобы все это читалось, одного фона и героев недостаточно. Нужен сюжет. Динамичный, удерживающий внимание, сохраняющий интригу от начала до конца. И это Камбиасу удается: вооруженный конфликт с использованием аборигенов, где те самые начальные условия — давление, холод, темнота, тишина, вода и отсутствие воздуха — широко используются в качестве орудия и оружия.

Но в одном он все же не дотянул. Не удержался от явного  «подыгрывания» своим, землянам, делая их  сообразительней, решительней, смелее и умнее своих противников. И благороднее. Наши ведь не могут беззастенчиво использовать наивных аборигенов в своих интересах? Они всегда им дарят что-то взамен. Бусы и зеркала — полезная ведь вещь в хозяйстве, не правда ли? Как и знания о мире. И рассказы о сверкающих небесах. Но мы то знаем на своем горьком опыте все о «культурном шоке» и чем для народов оборачиваются дары богов. А мне было бы жаль, если бы такая судьба постигла Ильматар — сверкающую раковину, бережно хранящую до срока драгоценную жемчужину жизни и разума.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





351
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 декабря 2016 г. 10:09
Как раз в процессе чтения и впечатления от романа противоречивые. То совсем скучно, то захватывающе. Поэтому очень медленно продвигаюсь.


Ссылка на сообщение10 января 2017 г. 10:27
Хорошо.
Но вот тут непонятно, это припев или пентатоника (пента=5)

цитата primorec

в глубинах океанов, среди невообразимых для нас, обитателей суши, давлении, температуре и ... темноте.

цитата primorec

много ли вы знаете сюжетов, в которых вода, давление и, главное, вечные темнота и тишина стали бы

цитата primorec

вплетая в сюжет давление, холод, темноту и тишину

цитата primorec

от начальных условий — давления, темноты, изолированности, холода

цитата primorec

те самые начальные условия — давление, холод, темнота, тишина, вода и отсутствие воздуха
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2017 г. 10:29
Рефрен


⇑ Наверх