Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 января 2017 г. 04:36

Первая часть вызвала много противоречивых отзывов: от восторга до полного неприятия. Но никто, как говорится, не ушел равнодушным. Ко второй части предпочтения определились. Кто ругал первую, будет еще более тщательно искать недостатки во второй. Кому понравились "Слуги Правосудия", найдет не меньшее количество достоинств в этом романе: Энн Леки "Слуги Меча":

Вы никогда не замечали, насколько одни и те же события могут быть разными в глазах очевидцев? Для одних происходящее окрашивается в тона трагедии, триумфа или проходит практически незаметно, не влияя на обыденное течение жизни. И дело тут не только в выборе стороны, но и в личном восприятии.

Спросите у какой-нибудь матери-одиночки из провинции, что она помнит о событиях девяностых. Тех самых, которые привели к падению огромной страны, смене всего-социального строя, идеологии, жизненных ценностей на противоположные. Вы захотите услышать об исторических событиях, но, скорее всего, получите рассказ о том, как было тяжело, как удавалось на копейки кормить, учить, оберегать, лечить детей и стариков, как было тяжело зарабатывать на жизнь, о маленьких радостях и победах. И этот взгляд "изнутри" будет не менее ценен и достоверен, чем все исторические хроники об эпохальных свершениях политиков.

"Слуги меча" такой взгляд на эпохальное событие. А что эпохальнее может быть, чем крушение великой империи и гражданская война, где каждая сторона, в общем, правая, и на какую сторону встать определить просто невозможно?

Чтобы изучить такой взгляд нам предстоит отправиться из центра Вселенной Радча едва ли не в самую глухую провинцию — на отдаленную базу Атхоек, где, казалось бы, нет ничего интереснее, чем плантации чая.

Хотя начинается вроде бы эпохально: по заданию самой Анаандер Мианнаи Брэк необходимо узнать, какой интерес чужаки-Пресгер имеют в империи Радча и что их заставило не просто выбрать одну из сторон конфликта, но напрямую вмешаться в его ход.

Однако ход повествование быстро "разочаровывает": мы попадаем в настоящую глухую провинцию, в которой грозные события столицы — лишь тревожные слухи, пока никак не влияющие на повседневную и неспешную жизнь, в которой виды на будущий урожай, волнения среди сельскохозяйственных рабочих, интриги местной верхушки, в которые вовлекаются даже искусственные разумы, много важнее того, какая из личностей Анаандер Мианнаи возьмет верх, сохранит ли Империя свою целостность или распадется на отдельные планеты-государства, окажутся ли последние в полной изоляции или вспыхнет уничтожительная звездная война.

И тут на первый план выходит детективная история, которая лишь на очень малый шаг продвигает нас в основном сюжете. В основном нам предстоит очень детально познакомиться с жизнью провинциальной знати и традициями выращивания, сбора и потребления чая, распорядком жизни орбитальной станции, внутренними распрями на флоте, давними обидами и глубинными конфликтами среди народов Радча. И все это для того, чтобы Брэк обрела внутренний покой, наконец, встретившись лицом к лицу со своим трагическим прошлым, ну, и определила следующую цель.

Я назвала историю "детективной", хотя таковой она является с большой натяжкой. Какой же это детектив, когда кто злодей, кто шпион, кто контрабандист, кто мошенник, кто просто свидетель или проходной персонаж известно сразу? Без сюрпризов или неожиданных поворотов. Интрига есть — представитель Пресгер, неразгаданная тайна его появления и убийства, но она быстро отодвигается на второй план местными проблемами, не получая достойного развития. А пока нам предстоит разбираться в корнях недовольства сельхозрабочих и перекрывать каналы контрабанды.

Но погодите морщиться: деталька там, слово здесь — и вырисовывается новая задача, за решением которой, видимо, придется вновь отправляться в путь.

Еще одно небольшое замечание. Как автор не пытается убрать из империи Радча и своих романов некоторое вопросы, когда даже самоопределение пола исчезает из словарного запаса героев, но от этого романы не становятся менее "женскими". "Женский" взгляд практически в каждой строке: в восприятии проблем и личностных отношений, в решении этих самых проблем, изобилии разговоров, описаний и страданий при явном недостатке динамичных сцен. И, конечно, любви, вокруг которой по-прежнему крутиться сюжет. Кто с кем, когда и почему. Думаем сердцем, а не умом.

Не думайте, я ничего против этого не имею. Но... Помниться, великая Урсула тоже писала такие вещи: небольшие фрагменты из истории великого Ожерелья Ойкумены. Истории обычных людей, которым довелось жить в непростые времена перемен и в необычных местах, полные глубокими личными переживаниями, которые становились просто рассказами о человечности и человеке. Где фантастика была лишь завлекательным фонов и больше ничем. Потрясающие истории, женский взгляд на проблемы и людей. Иногда романы Леки их напоминают. Но только напоминают, но не более того. И даже трудно определить чего им не хватает, чего-то неуловимого, того самого, что заставляет героев зажить своей жизнью.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующие рецензии: Питер Гамильтон "Дракон поверженный" и"Иуда освобожденный"


Статья написана 31 декабря 2016 г. 02:52

Дорогие друзья!

С наступающим Новым Годом!

Уходящий год был для всех из вас разным, да и следующий будет таким же. Но книги, любовь к которым собрала нас вместе, никуда не делись и, надеюсь, никуда не денутся. Новые и старые авторы будут по-прежнему радовать нас и огорчать(куда без этого), оправдывать ожидания или разочаровывать, удивлять или даже злить. И это прекрасно, даже наши личные огорчения, поскольку все это говорит о разнообразии вкусов, взглядов и подходов.

Поэтому пожелаю Вам в наступающем году именно этого: разнообразия. Чтобы было интересно всегда. ХОРОШИХ КНИГ и ЗАХВАТЫВАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ!

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 31 декабря 2016 г. 02:35

Книгу незнакомого автора всегда открываешь с опаской. Никогда не знаешь, что найдешь под обложкой. Вдруг там такое, что вообще отвратит от чтения? Или настоящий бриллиант, открытие, приключение? Этот роман не разочаровал, хотя размышляя над ним уже после прочтения, обнаружила и натяжки в сюжете и явные заимствования из популярных фильмов и книг. Но это было все после того восхитительного мига, когда было по-настоящему ИНТЕРЕСНО. Ради этого ведь и читаем фантастику: Шон Дэнкер "Адмирал":

В общем-то все фантастические книги делятся только на две категории: интересные и неинтересные. Интересные — это такие, когда, в общем, то плевать, как там прописаны герои, как соотносится происходящее с законами природы или научными знаниями. Это когда просто читаешь и не замечаешь проходящего времени, когда решаешь спать, но потом включаешь свет, обещая себе дочитать только одну главу, и удивляешься, как быстро наступило утро.

"Адмирал" оказался такой книгой. Просто интересной, когда не важно, что местами действие до боли напоминало блуждания компании вооруженных и решительных боевиков с Эллен Рипли во главе по запутанным коридорам колонии "Надежда Хадли" на небезызвестной планете Ахерон. И черные пауки (в этом месте все крутилось знаменитое из поттерианы: "Почему пауки, почему не бабочки?") с их ядовитой слизью вызывали в памяти устрашающий облик Чужих.

Но не важно. Было интересно. От самой первой страницы, когда четверка людей, среди которых оказывается загадочный Адмирал, просыпается в темноте потерпевшего непонятно где и почему корабля, чтобы каждую минуту встречаться с все новыми тайнами, опасностями и задачами. Причем решать, разгадывать, находить выход и действовать надо прямо сейчас, немедленно, чтобы избежать следующей по пятам смерти, которая буквально наступает героям на пятки.

Действие и только действие. Опасности самые разнообразные, на любой вкус: удушье, космический холод, темнота, ядовитый туман, наноинфекция, чужие любого размера и веса, подозрительность и разногласия в группе. Выбирайте, какую проблему и как решать вместе с героями.

И удержать это напряжение удалось до самого конца. До мгновения, когда приоткрывается тайна личности Адмирала, пусть и не так полно, как хотелось бы, но неожиданно и с явным заделом на последующее в виде множества оставленных без ответов вопросов. Кто вообще были эти жуткие создания, от которых мы бегали, уворачивались и отбивались вместе с героями на протяжении сотен страниц? Прихоть Вселенной или создания чуждого разума? Эксперимент, вышедший из- под контроля? Оставленное без присмотра оружие или, может, авангард армии захватчиков?

И кто же все-таки такой Адмирал? Герой, принявший на себя нелегкое решение? Или военный преступник? Беспринципный наемник, удачливый авантюрист, мошенник или преданный своему делу патриот?

Мне, к слову, его судьба по-прежнему интересна. Герой получился очень обаятельный и загадочный, с романтическим ореолом трагедии, что так мило сердцу читательниц. И при этом мужественный, решительный и не склонный к сантиментам и самокопанию, предпочитающий действие разговорам, что должно понравиться мужской части читательского корпуса. Его спутники пусть и не так завораживают, но каждый несет явный задел для дальнейшего развития и разнообразия сюжета. Талантливый техник Энсин Нилс обещает новые нетрадиционные подходы в использовании техники, биолог и врач Дейлани — ответы на вопросы о происхождении Чужих, а специалист по переговорам Салмагард — продолжение сложной политической игры Эвагардской империи и Ганрайского содружества. Добавим сюда харизму, пробивной напор и недюжинный организаторский талант Адмирала, и получаем универсальную команду типа "Миссия невыполнима".

Надеюсь, что в последующих романах эта фантастическая четверка соберется вновь и еще не раз порадует нас выполнением невыполнимых заданий. И надеюсь, что это будет... будет...просто ИНТЕРЕСНО.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 27 декабря 2016 г. 03:50

Я очень люблю новых авторов. Именно они преподносят те самые неожиданности и открытия, которые делают чтение по-настоящему захватывающим занятием. Этаким аналогом поиска сокровищ, только для этого не обязательно испытывать неимоверные трудности и рисковать своей жизнью, отправляясь невесть куда и зачем. Комфортно и относительно безопасно(разве что нервы могут пострадать). Зато какая награда! Очередная жемчужина, в данном случае, найденная на дне океана: Джеймс Камбиас "Темное море":

Эти декорации давно просились на страницы фантастики. Еще с того самого первого раза, когда кому-то умному пришла в голову мысль, что под многокилометровым покровом ледяных спутников, вращающихся в самых холодных и темных уголках Космоса, могут скрываться океаны воды. А может быть даже раньше, в тот момент, когда люди поняли, что жизнь на нашей собственной планете есть везде. Даже там, где выжить, казалось бы, невозможно: в глубинах океанов, среди невообразимых для нас, обитателей суши, давлении, температуре и ... темноте.

Скажите, есть, где развернуться фантазии. Можно придумать столько необычных существ, пейзажей и событий. Но погодите радоваться: много ли вы знаете сюжетов, в которых вода, давление и, главное, вечные темнота и тишина стали бы не просто фоном, а участником действия? Это ведь не очень-то занимательно страница за страницей блуждать в потемках с фонариком, выхватывающим малый участок поверхности. Это ведь только в кино глубины покрыты оазисами жизни, а в реальности между этим взрывами жизни сотни и сотни километров безжизненного пространства. И как тут удержаться на тонкой грани между разнонаправленными желаниями: привлечь и удержать внимание читателя и не погрешить против научных данных?

Приятно, что Камбиасу удалось именно это: написать интересно, используя и почти не искажая накопленные на данный момент научные данные, вплетая в сюжет давление, холод, темноту и тишину, мастерски используя их для развития сюжета.

Мир Ильматар очень похож на нашу Европу. Ледяной шар, обманывающий наблюдателя своей бросающейся в глаза безжизненностью, надежно хранящий под многокилометровым панцирем свою тайну. Не просто жизнь, а жизнь разумную, любопытную и жизнестойкую. Драгоценность, привлекшая внимание двух могучих и технологически развитых цивилизаций, которые не слишком ладят друг с другом — Земли и планеты Шолен.

Это не просто столкновение интересов двух народов, постоянно балансирующих на грани войны. Это столкновение двух идеологий. Землян, которые, ведомые своим неуемным любопытством и жаждой открытий, везде суют свой нос, порой не слишком заботясь о последствиях своих вмешательств. И шолеан, в генотип которых намертво впечатался опыт поражений предшествующих поколений, от чего осторожность перешла в страх перед внешним миром, агрессию и узость мышления.

Понятно, что такие разные идеологии не могли не столкнуться, и полем для давно зревшего открытого конфликта стал Ильматар, а его, только начинающие выходить из мрака невежества, только приступающие к строительству своей собственной цивилизации и познанию окружающего мира, обитатели оказались между двумя могучими соперниками.

И тут хочу отметить вторую большую удачу романа: самих обитателей Ильматара, их юной цивилизации и отдельных ее представителей. Камбиасу удалось, оттолкнувшись от начальных условий — давления, темноты, изолированности, холода, геологии и прочих физических условий, вполне достоверно не просто описать, а воссоздать и логически обосновать социальную структуру, быт и даже историю разумной жизни Ильматара.

Но чтобы все это читалось, одного фона и героев недостаточно. Нужен сюжет. Динамичный, удерживающий внимание, сохраняющий интригу от начала до конца. И это Камбиасу удается: вооруженный конфликт с использованием аборигенов, где те самые начальные условия — давление, холод, темнота, тишина, вода и отсутствие воздуха — широко используются в качестве орудия и оружия.

Но в одном он все же не дотянул. Не удержался от явного "подыгрывания" своим, землянам, делая их сообразительней, решительней, смелее и умнее своих противников. И благороднее. Наши ведь не могут беззастенчиво использовать наивных аборигенов в своих интересах? Они всегда им дарят что-то взамен. Бусы и зеркала — полезная ведь вещь в хозяйстве, не правда ли? Как и знания о мире. И рассказы о сверкающих небесах. Но мы то знаем на своем горьком опыте все о "культурном шоке" и чем для народов оборачиваются дары богов. А мне было бы жаль, если бы такая судьба постигла Ильматар — сверкающую раковину, бережно хранящую до срока драгоценную жемчужину жизни и разума.


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 19 декабря 2016 г. 05:56

Напомню, что предыдущий роман "Память льда" меня под конец утомил горами трупов и обилием всякого рода зомби, обуреваемых всякого рода потусторонними неврозами. И это сильно подпортило впечатление от истории обретения своего пути Параном. Этот же роман почти свободен от масштабного зомби-апокалипсиса, что позволяет сосредоточится на повествовании и героях. Рекомендую всем читателям Малазанской Книги Павших: Стивен Эриксон "Дом Цепей":

Пока на одной стороне Великой Малазанской империи войска Дуджека сражаются против опасности в лице Паннионского пророка и его приспешников, на другом остается нерешенной другая проблема. Пустыня Рарака по-прежнему хранит зародыш мятежа и в мире реальном, и мире высших сущностей. Да, Собачья упряжка прошла сквозь нее, сохранив множество жизней и оставив после себя множество героических легенд и новых имен в Малазанской книге павших. Но сама пустыня с ее кровавыми тайнами и безумными пророками никуда не делась. А значит, проблему придется решать малазанским войскам.

Мне не совсем понятны претензии к этой части. Разве что любители зомби- апокалипсиса могут быть разочарованы: глобальных схваток с участием тысяч и тысяч живых и неупокоенных, разрушенных до основания городов и гор трупов действительно немного. Как и описаний казней, пыток и страданий. Но в предыдущем томе норматив по этим показателям был перевыполнен с лихвой даже с учетом завышенных малазанских стандартов, так что можно и немного поубавить кровожадные ожидания. Хотя, к слову, схваток локальных и краткосрочных с количеством противников в десятки и сотни будет предостаточно.

Самой большой удачей романа стала несомненно частная история Карса Орлонга, которая обещает продолжение и, надеюсь, станет одной из главных линий в дальнейшем. Это как история лейтенанта Парана: сначала она терялась на фоне более ярких характеров Сжигателей Мостов, но постепенно шаг за шагом отвоевывала позиции. Тихо, тихо, и не заметили, как Паран стал одной из главных фигур, в руках которого может оказаться судьба и простых смертных и самих богов.

То же и с Карсой, только его эволюцию мы имеем возможность проследить детально в рамках одного романа. Грех жаловаться: история его путешествия и постепенного обретения собственного взгляда на прошлое и будущее полна и приключений, и схваток, и тайн, и эмоционального напряжения, и, когда очень уж становится тоскливо от пролитой крови, мрачного юмора. И для меня она оказалась более интересной, чем все терзания Фелисин и Тавор, интриги колдунов и богов, политические тайны и затхлые тайны вместе взятые.

Есть еще одна приятная черта у этой части: Мир Малазана, наконец, начинает обретать цельность и более четкую структуру. До этого романа все было фрагментарно: тут кусочек воспоминаний, тут факт или легенда. Теперь и мир, и его история все более наполняются деталями, от чего яснее становится подоплека происходящего. Даже боги начинают обретать определенные черты, и все четче вырисовывается главная проблема этого Мира.

А она достаточная ясна: его окутывают Цепи. И речь идет не только о Сломанном боге, на которого так изящно накинули еще одну цепь- необходимость действовать исключительно по определенным и очень строгим для богов правилам. Нет, Цепи разного рода сковывают всех — от рядового солдата до старых и новых Богов и Духов включительно. И самое первое звено этих цепей лежит где-то там, в самых дальних воспоминаниях и историях. Эти Цепи скованы из неизвестно кем установленных правил, старых обид, мести, невежества, вражды, обмана, глупости и прочих вещей. И очень и очень немногим удается даже понять, как эти цепи их крепко держат, как ограничивают в принятии решений и буквально тащат по дороге, проложенной невесть когда и неизвестно кем. И только единицам удается избавиться от них. Пожалуй, это удалось пока только Новому Повелителю Колоды Парану. И вот еще и Карса узнал о них все, принял их существование и научился даже пользоваться ими для достижения собственных целей. И, надеюсь, в будущем он сможет от них освободиться и освободить других.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх