А что с бумажными


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lordung» > А что с бумажными книгами?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А что с бумажными книгами?

Статья написана 11 января 2017 г. 11:07

Из-за категоричного тона моих последних заметок у кого-то из вас могло сложиться неверное представление о том, что я ратую исключительно за развитие и распространение электронных (текстовых или аудио) книг. Это не так. Я напомню вам одну цифру — объем продаж книжного рынка в России в 2016 году составил 80 млрд. рублей, из которых продажи электронный копий составляют по разным оценкам от 3 до 6 процентов. Так что бумажные книги у нас пользуются большим спросом. Детская и учебная литература, нон-фикшен и на последнем месте по популярности — художественные книги.


http://images02.noen.at/63690011433567482...» width="600» />


Но, что меня несказанно удручает, так это тот факт, что книги у нас продавать не могут от слова "совсем". Разрушенная розничная сеть, кривая маркетинговая политика, консервативность оптовиков и многочисленные наценки на продукцию на каждом этапе доставке книги от изготовителя (писателя) к потребителю (читателю). И если электронные тексты у нас уже более-менее научились реализовывать, то вот с бумажной продукцией дела обстоят из рук вон плохо.


1. За прошедшие пять лет число стационарных книжных магазинов в России сократилось с 5 000 до 1 500.

— Отчасти в этом виноваты удравшие за границу владельцы сети "Топ-книга", утянувшие на дно несколько сотен книжных магазинов и нанесшие тем самым ощутимый удар по отечественному книготорговому бизнесу.

— После объединения издательских домов "Эксмо" и АСТ" была сильно сокращена фирменная книжная сеть "Буква", принадлежавшая "АСТ". Также утратили поддержку книжные магазины, сотрудничавшие с "Буквой" в регионах, в результате чего им тоже пришлось закрыться.

— В прошедшем году ситуация стала немного налаживаться, так как "ЭКСМО" и "АСТ" завершили процесс слияния и оптимизации, приступив к возрождению сети фирменных магазинов. В результате чего принадлежащие холдингу книжные сети "Читай-Город", "Буквоед" и "Новый книжный" расширили свои представительства в столицах и в регионах.


2. Увеличилось число пунктов выдачи онлайн-магазинов (Озон, Лабиринт и т.д.) — с 2 000 (в 2013 г) до 3 500 (в 2016 г).

— Но это не решило проблемы в отдаленных от европейской части России регионах. Если вы закажите на Озоне книгу за 200 рублей, то в Москве и Петербурге вы сможете забрать ее без наценки в пунктах самовывоза. А вот во Владивостоке вам придется забрать ее из такого же пункта самовывоза уже за 800 рублей.

— В некоторых регионах пунктов выдачи интернет-магазинов нет вовсе.

— Сейчас книги составляют лишь 43% от числа товаров, реализуемых через онлайн-заказы (в том числе и на том самом Озоне)

— В прошлом году закрылся Read.ru, один из крупнейших онлайн-книжных России. Но затем и сайт и его продукция на складах была выкуплена все тем же холдингом "ЭКСМО". И теперь в нашей стране появился новый онлайн книжный — https://book24.ru»>book24.ru, являющийся одновременно фирменным интернет-магазином всех издательств, входящих в упомянутый холдин.


3. Для того, чтобы компенсировать сокращение тиражей и ассортимента (это падение началось в 2008 году и продолжается до сих пор), издательства приняли решение повысить цены на реализацию как в онлайн, так и офлайн магазинах. В результате чего отпускные цены за прошедший (2016) год выросли на 30-40% на бумажную продукцию и 20-30% на электронные и аудиокниги.


Что же ждет книжные магазины в этом году? С одной стороны, государство http://piterhandra.livejournal.com/913281...»>обещает со своей стороны поддержку в вопросах налогообложения и льгот на продажу и доставку книг по России. Процитирую Сергея Рыбакова (заместителя председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре):

"Еще одно направление, о котором нельзя забывать — это книгоиздательская деятельность. Причем я говорю о книге как о некоем целостном явлении, начиная от процесса ее написания, до издания и распространения. Может сложиться впечатление, что книга сегодня уходит в прошлое, уступая место электронным носителям. Но, несмотря на все плюсы развития технологий, нельзя допустить ее полного забвения. Нужно остановить наметившийся процесс сокращения количества книжных магазинов, оказывать помощь библиотекам. И этим я готов активно заниматься"


С другой стороны, не зря говорят — на Бога надейся, а сам тоже что-нибудь делай. Пока что особой активностью и применением новаторских идей в вопросах реализации книжной продукции и привлечения читателей в свои магазины могут похвастаться лишь немногие. "Книжный барс" в Рязани. "Библио-Глобус", "Москва", "Молодая Гвардия" в Москве. Книжная сеть "Буквоед" в Петербурге. Но если брать работу большинства книжных магазинов в России (особенно сетевых), то кроме матерных эпитетов на ум ничего не приходит. Как я уже говорил в одной из своих статей в Живом Журнале — этим ребятам лучше торговать водкой, а не книгами.


Но несмотря на все эти грустные факты, не стоит забывать о том, что бумажные книги в России все же продаются. И вопреки http://piterhandra.livejournal.com/912586...»>некорректным рейтингам Форбс, у нас активно издают и покупают фантастику (Сергей Лукьяненко, Макс Фрай, Алексей Пехов и многие другие, чьи тиражи и продажи за прошлый год превышают озвученный рейтингом Форбс порог в 12 000 проданных экземпляров). Молодых начинающих авторов публикуют тиражами от 20 000 до 120 000 экземпляров (Константин Образцов, Стейс Крамер, например). В общем, жизнь кипит.


А вот падение продаж говорит лишь о том, что спасение рынка путем повышения цен не является залогом успеха. Просто нужно менять модели и стратегии. Объединять и контролировать всю цепочку пути текста от автора к читателю. Работать комплексно, так сказать. И я надеюсь, что очень скоро нам удастся продемонстрировать вам, как это делается :)





189
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх