По соображениям совести


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > По соображениям совести (2016)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

По соображениям совести (2016)

Статья написана 16 марта 2017 г. 20:32

Хребет в форме ножовки

   После восхитительного «Апокалипсиса» и десяти лет молчания Мэл Гибсон-режиссер наконец разродился пятым фильмом. И наконец я его посмотрел.

Сказать, что разочарован ― мало. Я в недоумении. Все предыдущие фильмы Гибсона могли нравится или нет, но они неоспоримо обладали некоей изюминкой, что «Храброе сердце», что «Страсти Христовы» и уж конечно «Апокалипсис».  Новый фильм ― набор старых избитых штампов и очередная патриотическая агитка.

   У папаши-алкаша, ветерана Первой мировой, двое детей. Старший записывается добровольцем и уходит воевать с немцами. Вскоре то же делает и младший Дэзмонд. Но! По религиозным убеждениям (и собственному обету, о чем он расскажет ближе к концу) он не может взять в руки оружие и хочет идти в армию санитаром. В «учебке» его «прессуют», доходит до трибунала, но он упорствует и только вмешательство отца-ветерана со знакомым бригадным генералом уберегает Дезмонда от расстрела. Часть едет на Окинаву и там наш безоружный герой спасает с поля боя около сотни раненых бойцов. «Основано на реальных событиях» — в конце фильма показан настоящий Дезмонд Досс.

   Сразу отмечу плюсы, потому что их до слез мало. Актерская игра Эндрю Гарфилда (запомнившегося мне еще по «Воображариуму доктора Парнаса») — довоенная часть просто отлично! Но ― как-то плохо отражено религиозное воспитание Дезмонда и его «соображения совести» выскакивают как черт (пардон) из бутылки. Еще отметился дорогой наш Хьюго Уивинг (эх, постарел-таки Элронд!) — папаша-алкаш получился замечательный. Все.

   История сама по себе примечательная, но, как мне кажется, время таких историй уже прошло. А уж воплощение с полным набором шаблонных ходов и поворотов ― брр! Нет, первые полчаса фильма, пока идет предистория ― взросление Дэзмонда, его ухаживания за будущей женой, отношения в семье ― неплохо. Не шедевр, но смотрибельно. А вот как только он приезжает в учебный лагерь ― все, туши свет. Любой фильм после 1987 года, показывающий военную подготовку новобранцев, неизбежно копирует «Цельнометаллическую оболочку». У кого-то получается ужасно, у кого-то получше , но Кубрик задал такую высоченную планку, что даже приблизится, не то что превзойти, не удалось до сих пор никому. Вот и Гибсон несколько раз напрямую процитировал, добавил парочку своих ляпов, затянул длиннющую бодягу с военным судом и оборвал ее пшиком, да и новобранцы у него ― толпа тридцатилетних мужиков, один Дэзмонд выглядит мальчишкой, как и положено (помните у Воннегута — «война детей»?). Спасибо хоть, негров нет. Но на фоне последующих боевых действий даже учебка смотрится. Там вообще тихий (громкий!) ужас. Все это снято и показано уже сотни раз. А допущенные ляпы вообще ни в какие ворота. Чего стоит одна только сеть, ведущая на высоту, которую надо занять! Объясню для тех, кто фильм не видел: американцы внизу, заняли какую-то часть побережья. Дальше приличный такой, метров пятьдесят, отвесный обрыв, и там наверху, на плато, японская линия обороны. И наверх ведет навязанная из канатов сеть, по которой по три-четыре человека в ряд забирается целая рота. А наверху никого! Ни плацдарма, обороняемого хоть кем-то из американцев, ни японского охранения. То есть, как было сказано, шесть раз брали высоту, и шесть раз их сбрасывали ― и японцы спокойно каждый раз оставляли нетронутой эту скалолазную конструкцию? Ее что, неведомые Древние вязали, трогать низзя? Из уважения, чтоб американцам легче было в седьмой раз на приступ идти? Целая рота, как муравьи, карабкается по этой сетке, скапливается наверху за камнями, разворачивает минометы-пулеметы, а японцы мирно сидят по бункерам, ждут-с, когда их изволят штурмовать. Ну не бред? И поверьте, это не единственный ляп, перечислять все страницы две займет.

   Что в итоге? История сама по себе интересная, но устаревшая уже какая-то, лет сорок-пятьдесят назад такое снимать надо было ― а сейчас это чистая конъюктура для кинопремий. Вдобавок главное-то едва задето: как Дэзмонд стал отказником? Почему не показали, что он на момент призыва уже был дьяконом в церкви? В итоге, когда он отказывается даже прикасаться к винтовке, я, честно сказать, удивился. Предпосылок к такому не было. Есть лирическая история с медсестрой. Есть сложные отношения с отцом. Есть тридцатисекундные поучения матери про заповедь «не убий». И все! А ведь это, на секундочку, главная тема. Не пальба с разлетающимися горящими ошметками тел ― этим зритель уже перекормлен до отвала ― а то, как человек, даже прикасаться к оружию не могущий, тем не менее идет в армию, чтобы защищать родину. Да, он говорит: «Пусть другие забирают жизни, а я буду спасать» — но как-то... Не верю! Плохо, мало. Очень жаль, вообще не ожидал от Гибсона такой … лажи...



Тэги: кино


487
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 апреля 2017 г. 15:51
Да, всё правильно, хотя и много спойлеров.


Ссылка на сообщение4 апреля 2017 г. 17:01
Согласен по каждому пункту.


Ссылка на сообщение4 апреля 2017 г. 17:20
Р-рад8:-0


⇑ Наверх