Долго я не мог взяться за этот фильм: всяческие супергерои американского розлива никогда не вызывали у меня особенного интереса. Не менее же долго этот фильм хвалили, величали нестандартным и особенным, что в итоге все же разожгло во мне некое любопытство, которое, как известно, тот еще двигатель прогресса. «Хранители» Зака Снайдера действительно отличаются от большинства фильмов про супергероев, наверное, его даже можно назвать «Дон Кихотом» своего жанра. Это своеобразное размышление о сущности и природе супергероев, их возможном воплощении в реальности и его последствиях. Фильм можно поделить на две логические части: о супергероях «на пенсии» на фоне расследования Роршаха и спасение мира.
Первая часть построена нестандартно. Мелькающие газетные заголовки и телепередачи, предвещающие мировую войну, хмурые и потерянные супергерои, не нашедшие себе места, общая мрачная атмосфера и соответствующие ей музыкальные вставки. На этом фоне в воспоминаниях персонажей мелькают эпизоды «славного прошлого», но насколько оно было славным? Право же, за внешней лихостью не скрывалось ничего благостного. В это же время нас знакомят и с основными действующими лицами: могучий, но равнодушный Доктор Манхэттен, озлобленный на весь мир Роршак, стеснительный Летучая мышь, высокомерный Озиамандис. Они не слишком похожи на американских кумиров: отчужденные и со скелетами в шкафах. Весьма трезвый взгляд на вещи: действительно, почему переодевание в пестрый костюм и получение сверхспособностей должно вести к духовному перерождению? Да ничего подобного, как они были обычными людьми со всеми комплексами и недостаками, так и остались, только возможностей стало больше. Обычные люди не лучше героев, которых породили: от посаженных Роршаком бандитов, до президента Никсона, который готов смирится с гибелью половины страны, лишь бы уничтожить ненавистного соперника в лице СССР. «Спасение мира» снято более традиционно, но сюжет по прежнему старается быть оригинальным. В конце концов, сложно припомнить, чтобы в современных фильмах ТАК спасали мир (в обоих смыслах этого слова). Концовка же поднимает вопросы о цене меньшего зла, беспристрастности судей, о сущности человека, которому непременно нужна встряска и общий враг. Дойдет ли это послание по назначению? Поймут ли люди, что пожинают то, что создали сами? Ответить невозможно, но сама попытка создателей фильма заслуживает уважение.
Актерская игра в «Хранителях» не потрясает воображение, но достаточно хороша, чтобы создать довольно запоминающися образы. На руку играет и отсутствие известных имен, которые не оттеняют остальных и позволяют рассматривать всех Хранителей на равных. Что касается зрелищности, спецэффектов, трюков и прочей визуальной состовляющей, то «Хранители» ясно дают понять, что она в этом фильме на втором плане. Так что не стоит ждать сменяющих друг друга погонь, перестрелок, драк и взрывов. Запоминающиеся сцены будут, но их не столь уж и много.
Итог. Зак Снайдер сделал серьезный шаг вперед после крайне сомнительных «300». «Хранители», пожалуй, лучший фильм о переодетых героях американских комиксов. Он не самый зрелищный из них, но пытается серьезно размышлять и временами это ему удается. Тем не менее, фильм нацелен на определенную аудиторию, поэтому, если вы не поклонник явления под названием «герои в цветных трико», то «Хранители» вовсе не обязательны к просмотру. Любителям же, определенно стоит посмотреть и выделить место в заветной коллекции.
Оценка: 7\10