Что же это было Часть 1


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Что же это было~Часть 1. Иван-дурак в забугорье
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Что же это было~Часть 1. Иван-дурак в забугорье

Статья написана 26 сентября 2009 г. 15:50

Предуведомление.

У меня есть две особенности. Одна психологическая, другая физическая.

Психологическая заключается в том, что у меня хорошо развито абстрактное мышление (очевидно, левое полушарие), языковые и математические способности, логика. Это в частности, означает, что если я читаю книгу, то в первую очередь обращаю внимание на смысл, сопоставляю одну часть текста с другой, ищу связи и аналогии. Т.е. я «думаю» текст, а не «чувствую» его. Есть лишь несколько книг, которые поглощают меня атмосферой и образами, и эти книги крайне иррациональны.

Вторая особенность — физическая, — связана с тем, что я, будучи кинестетиком, слабо различаю запахи. Как-то так сложилось. Кинестетик, а запахи различаю плохо. И там, где иной за версту чует зловоние, я чувствую себя довольно комфортно. Возможно, также и с книгами: где иные наслаждаются запахом (атмосферой, красотой слова) я сразу жую, и обнаруживаю пресную жвачку. И наоборот, то, от чего иные воротят нос за версту, я могу воспринять совершенно обыденно: ну дрянь и дрянь.

Исторические реалии.

Итак, год 1990-1993.

Агония СССР. Августовский путч. Танки на красной площади.

Курс на Америку. Фильмы «Америкэн бой», «По прозвищу зверь».

Программа «Тема» с Владом Листьевым.

Приватизация 1992 года. Ваучеры. «МММ» и пирамиды.

Криминал.

Видеозалы и черно-белое изображение со стареньким блоком ДМВ, канал «Рост»: фильмы с Чаком Норрисом, Сильвестером Сталлоне. Боевики и эротика.

Собственно, я смутно помню это время. Мне было десять лет, но некоторые вещи я все-таки помню: семья получила четыре ваучера, два детских (мой и сестры) родители вложили в акции «Первого ваучерного фонда» (который потом куда-то делся), свои — продали, поскольку на заводе задерживали зарплату и денег не хватало. Помню фильмы по «Росту» — шипящее изображение, черно-белое (ловило хреново), вечно не работающая приставка ДМВ. Боевики, боевики, боевики. Обнаженка.

Самые популярные книги — цикл о Конане (издавался как раз с 1990го), Тарзане (те же годы), менее известен Джон Картер. Гораздо позже стал доступен Майкл Муркок (Рунный посох, Повелители мечей, Элрик и Эрекозе). Головачев еще не известен, по крайней мере в Алексине (районный центр Тульской области) и в Богданихе (местечко в Ивановском районе, где есть своя библиотека).

Те, кто помнят это время лучше, поправьте меня. Но мне кажется основная черта тех лет — это напряжение и страх, неизвестность. Все старое разрушено, вокруг разгул хрен знает чего, темные улицы по вечерам — выглядят устрашающими, особенно зимой. Курс на Америку.

Появление «Ангела Возмездия» вполне обоснованно.

Обоснованно и своевременно. «Ангел возмездия» Петухова это боевики и обнаженка, или если уточнить, тупые боевики и обнаженка, лившиеся рекой с ДМВ-каналов и в темноте видеозалов, на пленках видеокассет и пр. То, чего раньше не было. То, что вдруг появилось в огромных количествах на экранах. То, в чем пробовали забыться от неуверенности и неопределенности будущего в очень неспокойной жизни.

Метафора

Примитивна до края. Иван-дурак отправляется на чужбину к нелюдям. Куда мог отправляться Иван в 1991 году, когда СССР стал Россией, случился путч, Россия взяла курс на демократию? Учитывая, Верховника-Демократора, с уверенностью можно утверждать, что русский Иван у Петухова отправляется в Америку, ну или на Запад. Те самые нелюди — прообраз зарубежья, или забугорья, где наши девушки-красавицы становятся матками и плодят чужеродное потомство.

Позиция ЮП кристально ясна: «нажравшись» забугорных фильмов-боевиков происходит отторжение, и не важно есть ли опасность в проамериканском курсе, нет ли, население достаточно напугано и видит привидений там, где их может быть и нет. Итак, «забугорье» — высокоразвитая цивилизация, которая смотрит на российского Ивана, как на комара, лягушку и амебу, издевается над ним, насмехается.

В союзники, ЮП привлекает единственное, за что можно уцепиться в существующих в России на тот момент реалиях: начинающую возрождаться церковь, поэтому «негуманоиды» Петухова — в его трактовке анти-христиане, а если сузить до рамок ЮП — не-православные. Это и очевидно, за «бугром» есть много чего — католицизм, протестантизм, ислам, буддизм. И все это замечательно укладывается в понятие не-православных, или в терминологии ЮП — в негуманоидов.

Странная связь с Христианством боле всего напоминает извращенные образы Достоевского: Иван, подобно Раскольникову, размышляет «тварь я или право имею» (т.е. «мстить или не мстить»), опять же крест нательный — как у героя Идиота, но саму суть Православия Петухов подменяет: смирение, которое является основой христианства вообще и Православия в частности, переиначивается в мысль, что «за Божье дело против нелюдей поднять меч — святая необходимость».

Я полагаю, тут любому соображающему человеку ясно, чем попахивает: махровый национализм. И, как мне кажется, если бы Петухов мог писать лучше, т.е. с таким социальным запалом написал бы книгу на уровне Симмонса, — тогда «Ангел возмездия» мог бы стать опасной вещью. Слава богу, что Петухов — не Симмонс.

На дне...

Персонажи АВ вполне узнаваемы, даже обыденны, хотя и не всем понравятся. Сейчас таких немного. В 1990-1993 таких была — целая страна. Мирные алкоголики, уголовники, в основном те, кого посадили за мелочь (пока другие, более циничные, боле удачливые и беспринципные делали бизнес, есть же пословица: «сидишь не зато, что украл, а за то, что попался»). Кое-кого из них я знал. Я знал старика — специалиста с высшим образованием (что-то по тяжелым металлам) — который спился. Пока была жива жена, он периодически уходил в запои. Но в период 1990-1993 погиб сын (ехал на тракторе с пьяным водителем и врезались в столб ЛЭП). Жена заболела раком кишечника. После ее смерти этот старик превратил свой дом в притон для бомжей, с которыми и коротал остаток своей жизни.

Знаю другого человека. Инженер-механик с высшим образованием еще в СССР пошел на стройку, чтобы заработать на квартиру. На стройке работал плотником почти 10 лет, за это время начал пить, а потом наступила перестройка.

Именно эти люди — это не «дно» Горького, а значительный контингент населения страны в те годы (помните, рекламу «МММ» — «...халявщик ты Ленька, оболтус, ты забыл чему нас отец с матерью учили — честно работать, а ты все бегаешь, суетишься, акции покупаешь...», дословно привожу, записано в подкорке), — Гуг Ингуфельд или как его там, Хук Образина и прочие. Бывшие инженеры и специалисты, оставшиеся без работы и без надежды как-то устроиться в новой жизни.

Непонятен главный герой — Иван — тридцатисемилетний мужик, размороженный после ста лет полета, который в романе вдет себя как пятнадцатилетний пацан, никого не слушает, постоянно обрывает тех, с кем говорит, орет, делает назло и прет рогом, — если это прототип автора, а ЮП было сорок лет, наводит на нездоровые мысли. Взрослеть надо.

Вначале было слово...

Роман крайне напоминает белогорячечный бред, но учитывая, что герои-пьяницы — это выглядит вполне понятно.

Язык Петухова прост до примитивизма. У меня нет возможности провести лингвистический анализ, но, мне кажется, если выбросить из текста многоэтажные термины и названия инопланетных рас, то останется полсотни слов активного словарного запаса.

Учитывая общую белогорячечную атмосферу, придираться к ляпам — дело неблагодарное, все равно, что спорить с пьяным. Проиллюстрирую: Лем одной из целей творчества ставил моделирование контакта с нечеловеческим разумом, он делал это осознанно и многого достиг в этом вопросе. Петухов называет харханян нечеловеческими существами в то время, как они вполне по-человечески антигуманны. Банально, такая подмена понятий лишает роман фантастической ценности.

Отмечу и цитатность образов, использованных ЮП: Осевое измерение — вывернутая идея Соляриса, причем, скорее «Соляриса» Тарковского, нежели Лема. Иван попадает в осевое, летит к малиновому пятну, отсчитывает секунды, подобно Люку Скайуокеру из «Звездных войн», и использует «силу», чтобы сделать это в нужное мгновение. Сами негуманоиды — гмыхи и хмаги, — существа, которые летали в прошлом на Землю, чтоб поохотиться и развлечься, почти списаны с Хищника. Вообще, «видеоряд», если можно так выразиться, нарезан ломтиками из известных на тот момент космических фильмов.

Положительно отметить в стиле ЮП хочется лишь одно: я недавно ругал «Путь меча» Олдей за НВР, так вот — здесь с этим полный порядок: можно сколько угодно трясти законами физики и формулами доказывая, что яйцо-превращатель не может существовать, но подкопаться с вопросом: а как эта хреновина работает, — невозможно. Все прописано, все сказано и показано. Хочешь верь, хочешь — не верь.

И вот тут я скажу вторую крамольную вещь. Горячечный бред Петухова — это почти исповедальное выплескивание грязи, пороков, комплексов, обид и воспаленного подсознания. Если бы Петухов умел писать, это бы завораживало не хуже образов Лавкрафта.

Глазами ребенка

Вообще-то, АВ я читал позже, чем «Бунт вурдалаков», и если описывать тогдашние ощущения от романа, то уже тогда АВ воспринимался как «приквел». Ну а чего с-но ждать от приквела?

С другой стороны, я точно знаю, почему Петухов тогда читался: конечно же, я не знал ни о какой метафоре, разве что Православный крест выглядел знакомым, я читал не ради мордобоя, это точно. Примерно с двенадцати лет я мастерил игры: в пятом классе я впервые сел за компьютер и уже тогда в Бейсике пробовал делать игрушки (текстовые квесты, аркады), позже я занялся настолками — разлинованное клетками поле, картонные квадратики-фишки, и обязательно какой-то сюжет — то Парк юрского периода, то еще что. Потом появилась приставка Денди — лучшие дендюшные аркады были переделаны в бумаге. А почти всякая книга, попадавшая в руки — превращалась в карту-поле будущей игры.

Вселенная Петухова стала настоящим твердым орешком: дверь, в которую можно войти несколькими способами — и каждый раз будешь  оказываться в новом месте, миры, связанные пуповинами, мгновенные переходы через пространства в миллионы световых лет. Черт возьми, даже сейчас, через много лет я прекрасно представляю, что миры Петухова — это настоящий киберпанк, и на этом принципе можно было бы сделать не одну отличную игрушку, но до сих пор народ режется в Quake-подобные примитивные шутеры.

Вопрос жанра

Что характерно, мне не удалось найти на сайте ни одного произведения в жанре технофэнтези отечественных авторов до 2000 года. Наверняка они есть, но думаю не ошибусь, если предположу, что ЮП — один из первых представителей этого жанра в отечественной... ммм... фантастике.

Возвращение

Собственно, объективная оценка произведению 4-5. Текст, достойный школьника, ну или самиздата.

Такую рукопись ни один редактор бы не пропустил. Однако, издав себя сам, Юрий Петухов обеспечил тиражами журнала ПиФ практически всю страну. Журналы лежали, полагаю, не только в крупных библиотеках, но даже в библиотеках деревень и сел, подобно д.Богданиха Ивановской области. Лежали и пользовались популярностью. Мою подшивку журналов за '93 год с «Бунтом вурдалаков» у отца увели. Взяли почитать и не вернули.

Оценивая произведение сейчас, я могу высказать двоякое мнение:

— с точки зрения романа, «Ангелу возмездия» требуется кардинальная правка и переработка для того, чтобы автор устаканил свои социальные мотивы и выбрал способ их удачного воплощения, в первую очередь, язык, потому что это произведение могло бы стать культовым;

— с точки зрения идей Юрия Петухова желать роману «Ангел возмездия» стать культовым — антисоциально, ибо одного фашизма нам вполне достаточно.

Рекомендовать... не знаю. Из устойчивых ассоциаций сейчас — продолжения «Искателя смерти» Саймона Грина, одинаково подростковое поведение героев, чернуха и прочие прелести. Любителям, может быть, и пойдет.

Вместо постскриптума.

...Все-таки обидно за Систему и Осевое, за шлюзы, миры-пуповины, квазиярусы и прочий бред. Ах, какая бы игрушка вышла.



Тэги: Петухов


279
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 сентября 2009 г. 21:11
Для меня Петухов — классический «антигерой» литературного мира времен Перестройки.
Как говорил один из героев братьев Стругацких про другого персонажа:

цитата

Очень я его не любил. Был он циник, и был он дурак.

Так и Петухов — графоман, параноик и доморощенный нацист :-(
Но очень показательно, что столь примитивная литература «правила бал» в середине 90-х годов... И неплохо бы нам об этом всегда помнить, и целенаправленно стараться преодолеть темные стороны своей души...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2009 г. 22:20

цитата ermolaev

Так и Петухов — графоман, параноик и доморощенный нацист

со всеми пунктами согласен... с одной оговоркой, «графоман»: что стоят 6 томов Петухова по сравнению с 50-ю романами Головачева?
У меня кстати, Головачев и Лавкрафт — две устойчивые ассоциации с Петуховым. Лавкрафта собираюсь перечитывать, а Головачева — уже вряд ли.
А то, что параноик и нацист, это однозначно 8-)

Кстати, смежный вопрос. Как Вам «Детский остров» Булычева?


Ссылка на сообщение27 сентября 2009 г. 18:04
Пару недель не был на Фантлабе, вчера несколько часов читал новьё и, помнится, заприметил у тебя пост Петухов vs. Симмонс. Внимание, вопрос! ;) Где он? НА первой странице — нет, по тэгу не находится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 13:44
Этот пост превратился в большую песочницу для админов :) Во избежание того, чтобы посетители сайта могли воочию наблюдать эту песочницу, я ее грохнул.
Если вкратце, в ходе этой полемики было обнаружено порядка трех космических эпопей в период конца 80-х начала 90-х, содержащих ужасы, натуралистические описания и элемент эротики, из которых по крайней мере два — содержат элемент постмодернизма и христианские аллюзии, с-но, Петуховская «Месть» и «Песни гипериона» Симмонса. Сравнивать их между собой совершенно бессмысленно, это разные вещи авторов совершенно разного уровня, однако, сам факт одновременного появления сходных идей у живого Классика литературы ужасов Симмонса и параноика с графоманскими закидонами Петухова, — мне показался необычным.
Учитывая разницу в годах написания: Симмонс — '89, Петухов — '91, можно предположить, что Петухов содрал идею у Симмонса, однако, тот факт что перевод фрагмента «Гипериона» на русском датируется '93, а полный перевод — '95, можно предположить, что возникновение ЗМ связано не с плагиатом, а общим информационным фоном.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 14:26
А кто-то говорил до появления статьи о плагиате со стороны Петухова?

Вообще, Петухов персона нон грата на Фантлабе. Эта позиция забавна на фоне кучи библио армадопитеков; графоман — и? не он первый, не он последний; еврейский вопрос — см. пункт про графомана; «порочная» любовь к русскому — см. пред. пункты; запрещённые книги — запрет на книгу, не есть запрет на автора, часть книг которого спокойно продаётся в крупнейших инет-магазинах, плюс Фантлаб не занимается распространением текстов, а в библио можно указывать хоть трижды запрещённые книги; и т.д.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 15:43

цитата VuDu

А кто-то говорил до появления статьи о плагиате со стороны Петухова?

я думаю, о Петухове вообще мало кто говорил :) кроме него самого. Нет, я не слышал.
Это сходство почудилось только мне, за что меня хотели бить «шпицрутенами». Возможно, и нет никакого сходства.

цитата VuDu

Эта позиция забавна на фоне

Да, забавна. Но решать ее все-таки лучше путем удаления (причем, имхо, многих), нежели путем добавления. Впрочем да, в нынешней формулировке этот факт противоречит принципу полноты, хотя авторов, которых стоить добавить раньше, чем ЮП, всегда найдется не один ине два.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 15:54
Фантлаб должен быть всеохватывающим, глыбой вне контекста и местечковых понятий.

цитата rusty_cat

се-таки лучше путем удаления (причем, имхо, многих)

А ты радикал похлеще Петухова :-))) Если серьёзно, не стоит, ИМХО, удалять никого, только добавлять и никаких гвоздей! ;)
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 16:38
ты не представляешь, скольких тогда можно добавлять хоть сегодня — публикация по результатам сетевого конкурса с ISBN + десяток рассказов на СИ, вот тебе новоявленный писатель-фантаст
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 18:28
Пока администрация считает писателем того автора, к-й имеет «бумажный» релиз. Это решает часть проблем. Плюс само составление библио — дело рук добровольцев, т.е. составление библио «левого» автора происходит не вместо составления библио «правильного» писателя, а совместно, т.е. идёт параллельно этому важному процессу и лишних сил+времени от ударной группировки Фантлаба не требует. Остаётся чисто философский момент: составил библио господина А = назвал «официально» писателем г-на А, а достоин ли он этого? Пока решается по технической стороне проблемы — есть «бумага», значит — да, писатель (что, конечно, с т.з. философского скепсиса некорректно, зато не вызывает лишних холиваров).
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 18:34
я же и говорю — одна публикация в сборнике сетевого конкурса (бумага + ISBN) — вот тебе и условие выполнено, а кроме того, ради такого случая можно оплатить тираж в 200 экземпляров с мягкой обложкой, опять же, не представляешь, сколько доморощенных поэтов издают сборники самиздатом и потом ходят раздаривают направо и налево
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2009 г. 19:10
     Остаётся ещё библио сделать. Найдётся желающий сварганить автора единственного «бумажного» рассказа, его путь ляжет через «одобрямс» администрации. Могут и отказать.
     Лично я настроен менее категорично. Есть публикация, даже малотиражка за свой счёт, — так флаг в руки: делай библио, контактируй на форуме и привлекай к себе внимание — всё это лишь малость на писательском пути, никто памятник такому писателю ваять не собирается лишь от того, что он обзавёлся «своей» библиографией на сайте. Задача Фантлаба утилитарна — отобразить срез фантастического пласта, библио на сайте — это не признание заслуг перед отечеством первой степни, это всего-навсего отображение действительности в секторе «фантастика». ИМХО.


⇑ Наверх