Марк Фрадкин и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Марк Фрадкин и Витебск
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марк Фрадкин и Витебск

Статья написана 24 октября 2017 г. 19:18

Нарадзіліся ў Віцебску

<С ВЫСОТЫ УСПЕНСКОЙ ГОРКИ...»

Когда праздновалось 1000-летие Витебска, Фрадкин привез в подарок родному городу новую песню — «Столица областная». Как будто ничего в ней о Витебске не было — и все же это была песня именно о Витебске, о Двине, о тех, чьи дороги начинались здесь и кто никогда об этом не забудет.

Как спел он песню на торжестве! Как повторил еще раз «на бис» залу, который не хотел его отпускать, хотя многие, может, и не сразу поняли, какая хорошая песня о Витебске родилась. Он шел на сцену, как всегда артистично, даже чуть-чуть позируя, сел за рояль — и зал сразу был покорен его талантом, его обаянием — нет, не просто человеческим: тут он временами бывал и зол, и ироничен одновременно, а покорен обаянием музыканта, композитора, за плечами которого не просто годы напряженной работы — он автор прекрасных песен, мы знаем их, поем столько лет, еще с войны: «Моя любимая», «Случайный вальс», «Дорога на Берлин», а потом были «Березы», «Течет Волга», «За фабричной заставой», «А годы летят», «Вернулся я на родину»...

Через много лет он вспоминал: «Возвращаясь к своей юности, я вспоминаю песню, написанную мною о родном городе Витебске в 1946 году... Город лежал в развалинах. Не было целых улиц, целых районов. Никто из родных не ждал меня в Витебске — погибли в войну, в немецкой оккупации... Немцы успели разрушить только центральную площадь города — так сказать, его визитную карточку. Неподалеку от нее издавна стояла каланча с часами, — там давно уже был городской исторический музей. И площадь, и каланча, они знакомы многим, в том числе и тем, кто никогда не был в Витебске, по картинам Марка Шагала. Кстати, наш город издавна славился своими культурными традициями: живописными, театральными, литературными... Города бывают разными. Большие и красивые. Более скромные. Но город юности всегда любишь особой непреходящей любовью. Поэтому понятна моя любовь к Витебску... Признаться, я не пишу песен для кого-то или для чего-то, короче — песен «по поводу». И «Вернулся я на родину» — это в общем-то песня не только о Витебске. Но для меня лично она связана именно с этим городом...»

В начале июля 1972 года, задолго до юбилея Витебска, горком партии пригласил в город большую группу известных земляков —

деятелей литературы и искусства. Приехал и Марк Фрадкин, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Во время репетиции большой телепередачи «Тут начинались дороги», которую я готовил, помню, переживал он, что выступает последним (а его оставляли «на закуску»), что может не хватить времени. Все оказалось в порядке, времени хватило. И он спел свои новые песни, среди них — «Я сегодня до зари встану» из фильма «Минута молчания». И несколько раз спрашивал: «Как песня, земляки?»

В тот же день (1 июля), после экскурсий и поездки по Двине на теплоходе, уже вечером в ресторане парка «Мазурино», поднимая тост за родной город, обещал, что к 1000-летаю обязательно напишет песню о Витебске: «Фактически я иду к ней очень давно, наверное, с того дня, когда написал на нотной бумаге первые свои строчки...»

А о своем начале он рассказывал не раз письменно и устно:

«В центре Витебска, рядом с каланчой, есть живописная Успенская горка. На горке в те далекие довоенные дни находился городской механический техникум. И как раз напротив — музыкальная школа. Родители хотели, чтобы я занимался музыкой: было ясно, что музыку я люблю и, хотя инструмента дома не было, научился, играя где попало, подбирать разные мелодии на слух... Когда в городе организовали пионерский шумовой оркестр, я принял в нем самое активное участие, играя на экзотических шумовых инструментах, выполняя роль ведущего концерта... Но поступил в техникум и, закончив его, стал работать на крупном швейном предприятии «Знамя индустриализации», ведал там техникой безопасности... Но с шумовым оркестром, который в те дни уже перерос в пионерский театр, довольно широко известный в Белоруссии, я не расставался...»

До войны Марк Фрадкин закончил театральный институт в Ленинграде, работал в театре юного зрителя в Минске, параллельно занимаясь в консерватории.

А потом была война. И слава, которая заслуженно пришла к нашему земляку вместе с его песнями тех лет.

«По-моему, он вовсе не сочиняет музыку, — говорил Роберт Рождественский, — он просто открывает ее в каждом из нас. Мелодии нашего сердца вдруг обретают голос, обретают крылья. Но, даже взлетев высоко в

541

1945 — да нашых дзён

небо, даже опоясав земной шар, мелодии эти остаются нашими. Нашими до конца. А ведь это, поверьте, большое счастье и для мелодии, и для человека. Песни Марка Фрадкина становятся невероятно близкими человеку и популярными... Попробуйте представить себе советскую песню без «Песни о Днепре», «Случайного вальса», «Комсомольцев-добро-вольцев», «Прощайте, голуби!», «Увезу тебя я в тундру», «Течет Волга», «У деревни Крюково», «За того парня», «На тот большак, на перекресток»...

В дни 1-го Всесоюзного фестиваля польской песни в Витебске строители вручили деятелям искусства символичный ключ от Летнего амфитеатра. Почетное право принять его было предоставлено народному артисту СССР Марку Фрадкину. А на следующее утро на записи телепередачи он сказал:

«В моей песне «Столица областная» есть строчка «Не в гостях я здесь, а дома». Так вот поэт Е.Долматовский написал это про меня. С Витебском у меня давняя, кровная, не прерываемая временем связь. Здесь я родился, сюда я часто приезжаю, о Витебске с гордостью и любовью рассказываю в других краях. Всякий раз, приезжая на родину, бываю на Успенской горке. Здесь до войны стоял родильный дом, где появился на свет и я. Теперь на этом месте — музыкальное училище. Меня это особенно обрадовало — я увидел в этом добрый символ...»

Успенскую горку, Двину, родные улицы он видел всегда, где бы ни был, и память эту оставил в «Столице областной», передав свое волнение поэту, автору стихов, а нам всем подарив прекрасные песни, среди которых и эта, о Витебске... Давид Симанович.

<Вечерний Витебск». 1997. 9 октября.

***

ТЯНУЛО В РОДНОЙ ГОРОД.., НО ТАК И НЕ ВЕРНУЛСЯ

(Фрадкин Марк)

Если стихотворение состоит из

серебра, то песня должна быть из золота.

М. Горький

...Последние дни августа 1974 года. Город Ви-

тебск празднует 1000-летие со дня основания. В зале

Белорусского драматического театра руководство

Советской Белоруссии, Витебской области, города

Витебска, многочисленные делегации, витебляне...

Идет праздничный концерт. Дикторы объявляют:

«Исполняется песня «Столица областная», слова Ев-

гения Долматовского, музыка Марка Фрадкина.

У рояля – автор». И буря аплодисментов – ведь у рояля земляк витеблян

Народный артист СССР Фрадкин Марк Григорьевич.

Времени после первого исполнения песни прошло много. И многие

читатели могли подзабыть слова. Приведем несколько строк:

Ту столицу областную

Я зову своим началом,

И ее всегда ревную

К городам большим

и малым.

Где бы ни был всюду

гордо

Говорю, что я отсюда.

С высоты Успенской

горки

Мир открылся мне

как чудо.

Не спеша, идут по

городу века

А внизу течет зеленая

река

Выйдешь на берег

увидишь, как по ней

Уплывает в дальний путь

кораблик юности моей.

«Столица областная» – это вторая из наиболее известных песен

М. Фрадкина, посвященных родному городу. Первой, по признанию ком-

позитора, была песня «Вернулся я на Родину» на слова поэта Михаила Ма-

тусовского. Сам Марк Григорьевич вспоминал: «...У 1946 годзе я наведаў

горад майго дзяцінства. Хадзіў па яго разбураных вуліцах, i ад вострага

болю сціскалася сэрца. У Маскве з хваляваннем расказаў пра ўбачанае свай-

му сябру Mixaілy Матусоўскаму. Ён неўзабаве напісаў словы, а я – музыку.

Так паявілася наша песня. Напэўна, усе помняць яе словы»:

Вернулся я на родину,

Шумят березки

встречные.

Я много лет без отпуска

служил в чужом краю.

И вот иду, как в юности,

я улицей Заречною

И нашей тихой улицы

совсем не узнаю

49

.

*

«Успенская горка», по Е. Долматовскому, – это «Успенская гора в центре Витебска», возвышающаяся

над реками Витьба и Западная Двина.

49Віцебскі рабочы. – 1972. – 2 мая.

Почти через 20 лет после этого признания в беседе с витебским по-

этом Давидом Симановичем композитор снова вернется к этой теме.

«...Вяртаючыся да свайго юнацтва, я раптам ўспамінаю i песню,

напісанную мной аб родным горадзе Віцебску ў 1946 годзе.

Горад быў разбураны. Не было цэлых вуліц, цэлых раѐнаў. Ніхто з

родных не сустракаў мяне ў Віцебску – загінулі ў вайну, у нямецкай

акупацыі. Немцы не паспелі разбурыць толькі цэнтральную плошчу горада –

так сказаць, яго візітную картку (яна захавана i цяпер у зноў адбудаваным

горадзе). Непадалѐку ад яе здаўна стаяла каланча з гадзіннікам, – там

даўно ўжо быў гарадскі гістарычны музей. I плошча, i каланча, яны знаѐмы

многім, у тым ліку i тым, хто ніколі не быў у Віцебску, па карцінах Марка

Шагала. Дарэчы, наш горад здаўна славіўся сваімі культурнымі

традыцыямі, маляўнічымі, тэатральнымі, літаратурнымі.

Гарады бываюць розныя. Вялікія i прыгожыя. Больш сціплыя. Але

горад юнацтва заўсѐды любім асаблівай непраходзячай любоўю. Таму зра-

зумела мая любоў да Віцебска. Прызнацца, я не пішу песень для кагосьці

або для чагосьці, карацей – песень «з прычыны». I «Вернулся я на родину» –

гэта песня не толькі аб Віцебску. Але для мяне асабіста яна звязана

менавіта з гэтым горадам»50

.

И еще одно привлекательное признание земляка. Знакомясь с новым

Витебском, на месте родительского дома он увидел большое просторное

здание. Сопровождающие его работники культуры пояснили, что это му-

зыкальное училище. Последовала небольшая пауза, а затем Маэстро глу-

бокомысленно заявил: «В этой случайности была милая улыбка судьбы»

51

.

Читается красиво. Однако слова композитора, как показало изучение нами

его витебских путей, по всей вероятности автором корреспонденции были

истолкованы весьма произвольно. Думаем, что ближе к истине витебский

сторожил, он же родственник семьи Фрадкиных И. Мазья. В областной га-

зете «Народнае слова» читаем: «Моя мама особенно была дружна с тетей

Женей – Евгенией Мироновной, матерью Марка Фрадкина. Мы часто бы-

вали у тети Жени на Никольской улице. Она была застроена одноэтажны-

ми домами, в одном из которых – довольно старом, бревенчатом, с высо-

ким крыльцом жила тетя Женя. Здесь прошли детские и юношеские годы

будущего композитора.

…Теперь на месте этого дома находится физкультурный диспансер,

а Никольская называется улицей Льва Доватора»52

.

Да, действительно, в Витебске есть и улица Льва Доватора, и нахо-

дится на ней физкультурно-спортивный диспансер. Однако, до настоящего

времени о том, что здесь жил великий маэстро советской песенной класси-

ки М. Фрадкин, ничто не напоминает.

50 Віцебскі рабочы. – 1984. – 4 мая.

51 См.: Знамя юности. – 1972. – 16 нояб.

52 Народнае слова. – 2010. – 3 жн.

А теперь вернемся к истокам. Фрадкин Марк Григорьевич родился

в Витебске 21 апреля (4 мая) 1914 года в небогатой еврейской семье. Отец

былврачом, добровольно ушел служить в Красную Армию. Впоследствии

Народный артист СССР М.Г.Фрадкин вспоминал: «Мое детство было

очень неспокойным. После гибели отца я оказался фактически предостав-

лен самому себе. Мать много работала, и я в свободное от школы время

вместе с такими же мальчишками, как я, наводил страх на всю округу. На-

чиная с четвертого класса, учителя каждый год грозили за неуспеваемость

оставить меня на второй год, и, чтобы этого не произошло, мать переводи-

ла меня в другую школу. К седьмому классу не осталось уже почти ни од-

ной школы, в которой бы я ни учился, и тогда мой друг, который был

председателем учкома, взял с меня слово, что я, наконец, начну занимать-

ся, и уже в середине года меня зачислили в одну из лучших школ города.

Слово свое я сдержал и школу закончил одним из первых»53

. Учился в

школах Витебска, политехническом техникуме. В детстве довольно рано

проявил музыкальность, играл на слух на рояле и родители неоднократно

пытались определить мальчика в музыкальную школу. Но он всякий раз

оставлял в ней занятия. У него были другие задумы – с одной стороны, тя-

нуло к технике, с другой – к театру, хотя с охотой участвовал в музыкаль-

ном оформлении детских спектаклей в Витебском театре юных пионеров.

После окончания техникума был оставлен на работу в городе Витеб-

ске – несколько лет проработал инженером на швейной фабрике «Знамя

индустриализации», познавал «премудрости» переустройства общества на

новых, социалистических началах. Активно участвовал в художественной

самодеятельности, был организатором фабричного «шумового» оркестра.

Однако театр манил все больше и больше. И театральные устремле-

ния привели юношу в Белорусскую студию при Центральном театральном

училище в Ленинграде. Здесь-то и состоялся окончательный выбор в поль-

зу... музыки. И главную роль в этом, вспоминал Марк Григорьевич, сыгра-

ла учеба у композитора Арсения Павловича Гладковского и музыковеда

Леонида Арнольдовича Энтелиса, разрешавших ему самостоятельное му-

зыкальное оформление студенческих спектаклей.

По распределению был направлен в Белорусский театр юного зрителя в

Минске. Играл актером, пробовал силы в режиссуре, заведовал музыкальной

частью театра. Понимая, что теоретических знаний недостаточно, в 1938 году

поступил на второй курс Белорусской консерватории, где два года занимался

по классу известного белорусского композитора профессора Н.И. Аладова.

В 1939 году был призван в ряды Красной Армии, служил в Виннице, где бы-

стро создал образцовый солдатский ансамбль в Киевском военном округе.

Был утвержден вторым дирижером, а затем назначен художественным руко-

водителем Ансамбля Киевского военного округа. И снова товарищи – теперь

53 Цит. по: Подлипский, А. Евреи в Витебске: в 2 т. / А. Подлипский. – Витебск, 2012. – Т. 2. – С. 117.

уже не юные зрители, – а солдаты и офицеры становились первыми исполни-

телями его ранних, скажем, полупрофессиональных песен.

Военные дороги лейтенант Фрадкин прошел с фронтовым ансамблем

Юго-Западного фронта, ставшего трамплином для многих мастеров совет-

ского искусства. К примеру, программу концертов вели рядовые Юрий

Тимошенко и Ефим Березин, часто выступавшие в образах фронтовых по-

вара и банщика – Галкина и Мочалкина («Тарапунько и Штепсель») (впо-

следствии Народные артисты Украины), танцы ставил лейтенант П. Вир-

ский, впоследствии – Народный артист СССР. С ансамблем работал вы-

дающийся хормейстер И. Шейнин, до войны руководивший Академиче-

ской хоровой капеллой в Киеве. Уже после войны М. Фрадкин признавал-

ся, что работа в ансамбле практически похоронила мечты о театре. Как-то

все стало на свои места – именно музыка и песня стали его призванием.

Страшная и героическая правда жизни требовала немедленного отклика, и

патриотическая песня как наиболее оперативный музыкально-словесный

жанр наряду с журналистской публицистикой оказалась на передовой, вы-

ступая психологически-нравственным регулятором в поведении и поступ-

ках людей – бойцов Красной Армии, партизан, тружеников тыла. Небе-

зынтересными представляются воспоминания М. Фрадкина о первых ме-

сяцах войны: «Буквально через несколько дней Ансамбль получил первое

боевое задание по обслуживанию частей действующей армии. Причем мы

стали считаться ротой, все были вооружены, и в ансамбле ввели нормаль-

ную войсковую дисциплину… Субординация установилась воинская: на-

чальник ансамбля, комиссар, командир роты (это был М. Фрадкин. – А.Р.,

Ю.Р.), старшина и солдаты – участники коллектива.

…Было много трудного, неожиданного. Вспоминается, например,

как в августе сорок первого, на Украине, нас со вторым эшелоном остави-

ли в маленьком городке. На следующий день там вдруг появилось не-

сколько орудийных расчетов с зенитками, красноармейцы. Они установи-

ли оружия возле моста через реку. Мы даже как-то увереннее себя почув-

ствовали. И были крайне удивлены, когда начальник ансамбля, майор

Яновский, поднял нас по тревоге, приказав срочно грузиться в автобусы,

на которых мы передвигались. Мы переехали через мосты и двинулись по

шоссе на восток. Вскоре сзади послышались взрывы, орудийная стрельба.

Нас обогнала машина с группой милиционеров, которые сказали, что вы-

рвались из города последними: орудийные расчеты и красноармейцы ока-

зались переодетыми фашистами, они взорвали мост… Если бы не какое-то

поистине удивительное чутье нашего начальника, мы оказались бы в плену

и неминуемо погибли»54

.

Говоря о том трагическом и героическом времени, композитор вспо-

минал: «И вот – война, фронт. Вскоре я написал «Землянку» (на тот же

54 Фрадкин, М. Музыкальная жизнь / М. Фрадкин. – 1980. – № 9. – С. 5.

сурковский текст, что и К. Листов), ее великолепно пели тогда И. Патор-

жинский и М. Литвиненко-Вольгемут. После «Землянки» начал серьезно

задумываться о своем композиторском призвании, но только «Песня о

Днепре» определила это окончательно.

Первое авторское отступление. «Тяжелые были времена – наши вой-

ска оставили Украину. В Урюпинске, под Воронежом, куда приехал ан-

самбль (для выступления перед переформировавшимися частями. – А.Р.,

Ю.Р.) мы встретились с Евгением Долматовским (военным корреспонден-

том газеты «Красная Армия» и поэтом. – А.Р., Ю.Р.) и, сидя за разбитым

пианино, сочинили эту песню... для бойцов Юго-Западного фронта. Она

разливалась широко и свободно, «как будто стремилась вырваться на во-

лю, в ночной весенний лес, подняться до самых звезд, докатиться могучей

волной до окопов врага и смести их»55

. Вспоминает первое, в конце ноября

1941 г. исполнение, автор слов, поэт Е. Долматовский: «Руководитель ан-

самбля И. Шейнин слушает, молчит. Приказывает собрать свое подразде-

ление. Все слушают. Молчат. Завтра будем петь. Приказано разучить. Пер-

вое исполнение в манеже при казармах. Слушателей тысяча – фронтовые

политработники. Я никогда не забуду молчания, которым была встречена

«Песня о Днепре». Такое это было молчание, что ансамбль вынужден был

исполнить песню вновь. И еще – в третий раз. И потом еще долго стояли и

солдаты ансамбля, и слушатели и смотрели друг на друга. Думали о прой-

денном пути. Вновь видели Днепр»56

.

Вот они несколько слов из задушевной песни о любимом Днепре, его

истории и судьбе:

...У прибрежных лоз, у высоких круч

И любили мы и росли.

Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,

Над тобой летят журавли....

У каждого фронтовика в памяти сохраняется свое, на всю жизнь за-

помнившееся название. Пусть это название и не всегда найдешь на геогра-

фической карте. Для кого-то это Темные горы, для кого-то поселок Степ-

ной, для кого-то просто высота 126.0. Для М. Фрадкина таким названием

стал Урюпинск, где эта песня прозвучала впервые.

Специалисты считают, что «Песня о Днепре» родственна «Священ-

ной войне» А.В. Александрова – наполняла сердца бойцов решимостью и

мужеством, напоминала о родном доме и горечи утрат, звала к борьбе и по-

беде. Правда, в отличие от «Священной войны» она была более лирична, с

преобладанием эпической распеваемости над маршевостью. В ней широко

использованы некоторые приемы русских революционных песен, однако,

55 Шолохов-Синявский, Г. Волгины / Г. Шолохов-Синявский. – Л., 1954. – Кн. 3. – С. 503.

56 Долматовский, Е. М.Г. Фрадкин / Е. Долматовский // Советская музыка. – 1964. – № 5. – С. 143.

трактовка их нетрадиционная (В. Зарудко). Выразительные средства отчетли-

во передают основное настроение сдержанного, строгого, даже сурового раз-

думья, усиливающего эмоциональный строй песни, ее героическую кульми-

нацию и утверждающей уверенность в неотвратимости победы над врагом:

Как весенний Днепр всех врагов сметет

Наша Армия, наш народ!

Стало очевидным, что с «Песней о Днепре», ставшей визитной кар-

точкой, в советскую музыку вошел новый, всенародно впоследствии при-

знанный, витеблянин Марк Фрадкин.

Однако вернемся к М. Фрадкину... С Долматовским же на Курской

дуге сочинили «Случайный вальс» (Помните: «Ночь коротка, спят облака, и

лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука...» – А.Р., Ю.Р.), часто испол-

нявшийся, как «Офицерский», а затем и третью песню, также ставшую попу-

лярной – «Дорога на Берлин», и вот, кажется, тогда я поверил в свои силы.

В начале 1942 года наш коллектив попал в Воронеж, куда в то же

время приехала группа композиторов из Москвы, среди которых были

Виктор Аркадьевич Белый и Дмитрий Борисович Кабалевский. Они отне-

слись ко мне очень внимательно и, возвращаясь в Москву, взяли с собой

ноты некоторых песен. А вскоре в Воронеж стали приходить газеты –

«Правда», «Известия», «Комсомолка» и я с радостью и удивлением нахо-

дил мои песни, напечатанные там. Тогда я решился стать композитором,

так сказать, официально и подал заявление в Воронежское отделение Сою-

за композиторов. Пока здесь взвешивали все «за» и «против», из Москвы

вернулся председатель отделения К. Массалитинов, который сообщил, что

меня заочно уже приняли в Союз композиторов в Москве. Правда в памяти

композитора остались и более прозаические эпизоды из воронежского пе-

риода жизни: «На всю жизнь запомнил я и такой случай. С группой ан-

самбля из двенадцати человек мы выехали в штаб фронта, который стоял

под Воронежем. Заночевали дорогой у танкистов. Вдруг они разбудили нас

среди ночи и сказали, что идут на прорыв: немецкие танки обошли, мы в

окружении. Каким-то чудом нам удалось добраться до леса, потом уж,

много часов спустя, мы вышли на дорогу, где нас подобрали военные гру-

зовики». И далее М. Фрадкин поясняет: «Почему я вспоминаю об этом? Да

потому, что это связано с тем состоянием души, бытия, которое во многом

определяло тогда наше творчество. Чем больше трудностей мы встречали

на фронтовых дорогах, тем больше закалялись как люди, тем искреннее

пытались отразить пережитое в своих произведениях»57

. Второе авторское

отступление. В разгар боев на Юго-Западном фронте был выпущен песен-

ный сборник «Родной Юго-Западный фронт», в котором среди песен дру-

57Фрадкин, М. «А песни живут» / М. Фрадкин // Музыкальная жизнь. – 1980. – № 9. – С. 5.

гих композиторов почти половина отводилась песням М. Фрадкина. Он не

остался незамеченным у специалистов. В рецензии «Песни фронта», пред-

ставляющей сборник, музыковед В. Евгеньев писал: «Среди бойцов Юго-

Западного его (М. Фрадкина. – А.Р., Ю.Р.) песни широко распространены.

Их с успехом исполняют ансамбль Юго-Западного фронта иразличные ар-

мейские ансамбли. Их можно услышать в землянках, в блиндажах – в ску-

по отсчитанные часы боевого отдыха... М. Фрадкин – прирожденный ме-

тодист, и в этом секрет популярности его песен. Сразу и надолго запоми-

наются их широкие мелодии, всем своим интонационным строем крепко

связанные с народным мелосом...»58

. Получилось неожиданное: первая же

рецензия верно определила один из секретов прочной и долгой популярно-

сти песен М. Фрадкина с их неповторимыми мелодико-поэтическими об-

разами редкой выразительности. И этот драгоценный дар композитор су-

мел пронести через всю жизнь, развивая и обогащая его.

А потом был Сталинград. Было запомнившееся его защитникам вы-

ступление песенника с аккордеоном в руках, полномочного представителя

ансамбля песни и пляски Донского фронта, исполнявшего для бойцов пес-

ню «Стоит среди бурь исполин величавый...», была дивизия генерала Ро-

димцева, его «последняя стена», орден Красной Звезды и написанная от

всего увиденного, на свои же слова – первая поэтическая проба – песня

«О Волжском богатыре». Случай, для композитора? Да, случай. Его друг и

постоянный (к этому времени) соавтор Е. Долматовский неожиданно был

направлен на другой участок фронта. Для композитора возник вопрос:

«А песня нужна сейчас, сегодня. Как быть?».

«И я решил попробовать написать такую песню сам, – рассказывал

Фрадкин. – Такое тогда было время, что люди иногда создавали и то, на

что, казалось бы, они не очень способны. Огромный внутренний подъем,

энтузиазм, желание победить – все это рождало в каждом совершенно но-

вые качества»59

.

Приведем лишь одну строфу, чтобы убедиться, что глубоко патрио-

тическая, наполненная историческими отзвуками, песня получилась:

Стоит среди бурь исполин величавый,

И пламя пожаров пылает кругом.

Восходит над ним богатырская слава,

И слышен далеко сражения гром.

Примерно в это же время командование отозвало меня из ансамбля в

распоряжение Главного политического управления Советской Армии. От-

сюда я выезжал на разные фронты в качестве своеобразного музыкального

58Цит. по: Советская культура. – 1977. – 4 марта.

59Луковников, А. Военные песни Фрадкина / А. Луковников // Советская эстрада и цирк. – 1975. – № 5. –

С. 19.

корреспондента»60

. Встречаясь с читателями газеты «Знамя юности», в

Минске накануне 30-летия Победы, М. Фрадкин рассказывал, что каждая

встреча с фронтом приносила ему новые темы и новые песни. В качестве

примера назывались песни «Случайный вальс», «Дорога на Берлин», «Ко-

лечко», «В белых просторах», «У старой стены», «Песня о волжском бога-

тыре», «Эскадрилья «Нормандия-Неман» и др. «И мы, композиторы и по-

эты, знали, как необходимо наше творчество бойцам, которые в перерыве

между боями вместе с песней вспоминали свой дом, своих любимых, по-

гибших товарищей, родных, которые были далеко. И мы были счастливы,

когда наш труд получал признание воинов»61

.

И не будет преувеличением, что в песнях М. Фрадкина и стихах

Е. Долматовского, М. Матусовского, Л. Ошанина, Р. Рождественского,

М. Пляцковского и других поэтов, написанных как в годы войны, так и на-

веянных памятью о войне и ставших достоянием слушателей через много

лет после Победы, воедино спрессовались гнев и боль, любовь и радость, ли-

рическое и героическое начало. Страшная героическая и трагическая правда

военной жизни требовала немедленного жизнеутверждающего отклика. И он

прозвучал в песне как наиболее оперативном музыкальном жанре, в чем-то

близком журналистике. Чувства писателей, поэтов, художников, композито-

ров – а в этом ряду вместе с именем М. Фрадкина находятся имена таких

мастеров песенного искусства, как А.В. Александров, В. Соловьев-Седой,

А. Новиков, М. Блантер, Б. Мокроусов, К. Листов, Е. Жарковский, Б. Терен-

тьев и др., по-своему решали военную тему, видя в песне мощное оружие

священной войны. Говоря о творческом пути М. Фрадкина, великий компо-

зитор всех времен и народов Д. Шостакович подчеркивал, что в трудном со-

рок первом году музыканту вместе с поэтом Е. Долматовским удалось удиви-

тельно точно уловить и донести до сражающейся с врагом советской аудито-

рии ту «великую духовность», которая наряду с ратным подвигом и героиче-

ским трудом укрепляла веру и основу грядущих побед многонационального

Советского Союза над фашистской Германией62

.

О привлекательности военных песен М. Фрадкина говорит и то, что

их исполняли такие известные исполнители эстрадной песни, как Леонид

Утесов, Ефрем Флакс, Петр Киричек. На протяжении всей войны (конечно,

и в послевоенное время!) песни М. Фрадкина исполнялись Краснознамен-

ным ансамблем Красной Армии под руководством А.В. Александрова,

звучали в передачах Всесоюзного радио. Не оставило без особого внима-

ния песни М. Фрадкина и новое поколение артистов – Людмила Зыкина,

Марк Бернес, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Галина Не-

нашева, Лев Лещенко, великолепные песенные дуэты – Владимир Бунчи-

60 Фрадкин, М. Ответы на вопросы редакции журнала «Музыкальная жизнь» / М. Фрадкин // Музыкаль-

ная жизнь. – 1977. – № 6. – С. 8.

61 Знамя юности. – 1975. – 27 февр.

62 Шостакович, Д. Музыка и время. Заметки композитора / Д. Шостакович // Коммунист. – 1975. – № 7. – С. 38.

ков и Владимир Нечаев, Андрей Безверхий и Владимир Трощинский, Бо-

рис Кузнецов и Лев Полосин, вокально-инструментальный ансамбль «Са-

моцветы» и «Пламя» и многие другие исполнители советской песни.

С 1944 г. Марк Григорьевич Фрадкин жил и работал в Москве. Мно-

го лет был членом правления Союза композиторов РСФСР, вел активную

пропаганду музыкальной культуры в своих многочисленных поездках по

стране, не отказывался от проведения занятий в создаваемых обществом

«Знание» Народных университетах культуры (заметим, что одно из таких-

занятий состоялось в Витебском Народном университете культуры в апре-

ле 1959 года)*

, встречался с преподавателями и студентами учебных заве-

дений культуры и искусства. Был удостоен званий Заслуженный деятель

искусств РСФСР, Народный артист РСФСР (1974), Государственной пре-

мии СССР (1979), Народный артист СССР (1985). Высокой наградой для

себя считал премию и серебряную медаль имени А.В. Александрова.

Умер Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР

витеблянин Марк Григорьевич Фрадкин – «Маэстро советской песни» – 7 ап-

реля 1990 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (приходится со-

жалеть, но и до сих пор в родном Витебске о нем ничего не напоминает!?).

Мы попытались, хотя бы условно, многоплановое творчество

М. Фрадкина ранжировать в определенные группы по содержательно-

тематическому построению. На наш взгляд, весьма рельефно выделяются

следующие направления:

– военно-патриотическая тематика, включающая наряду с военными

песнями, произведения, навеянные памятью о том суровом времени, сол-

датах и офицерах, погибших во имя Победы;

– молодежная тематика послевоенных лет, дружба, любовь, тревоги, на-

дежды, ударные комсомольские дела, стремление к новому, зачастую неиз-

вестному, непознанному, но тем и привлекательному для молодых людей;

– тесное сотрудничество с кинематографом (изредка – с театром),

которое можно определить как вторую музыкально-творческую «стихию»

(М. Фрадкин) композитора;

– поэтическое (заметим, далеко не любительское!) творчество, по-

зволяющее вместе с собственным музыкальным оформлением создавать

настоящие песенные шедевры;

– наконец, активное участие в распространении музыкальных зна-

ний, формировании у населения (и, в первую очередь, у молодой его час-

ти) музыкальной культуры, категорическое отвержение всякого «графо-

манства» в музыке.

А теперь попробуем определить основные творческие принципы

композитора Марка Григорьевича Фрадкина, позволившие ему создать му-

*Витебск М. Фрадкин посещал более десяти раз, был почетным гостем первого музыкального фестиваля –

Фестиваля польской песни. 19 июля 2004 г. в рамках XIII Международного фестиваля «Славянский базар

в Витебске» состоялся концерт, посвященный М. Фрадкину.

зыкально-песенные произведения, намного пережившие ее создателя. Что

же это за секреты? На наш взгляд, это, во-первых, следование собственно-

сформулированному правилу – в обязательном (и не иначе!) порядке сле-

довать непреложному правилу – в песне должен участвовать социальный

гражданский образ. И только в таком случае «песня несет с собой общече-

ловеческое содержание, волнует разных людей, независимо от возраста,

неожиданно возрождается (может быть, в другом обличии) для новых по-

колений»63

. Присутствует этот «социальный гражданский образ» (заметим,

с большой степенью эстетической нагрузки. – А.Р., Ю.Р.) и в песнях воен-

ных лет, и в послевоенной памяти о погибших и живущих рядом с ним ве-

теранами, и в песнях о нравившейся ему героике молодых людей, может

быть и не заявляющий о себе, но позволяющий композитору душой и

сердцем уловить патриотику молодежи 1960–1980-х годов. И только при

таком условии за короткий час песня должна заявить о себе как произведе-

ние искусства, создать художественный образ, рассказать об определен-

ном, значимом событии, вызвать эмоционально-нравственную реакцию;

– во-вторых, композиторская преданность «идолу» – основному ге-

рою, в роли которого на протяжении всего музыкально-песенного пути

М. Фрадкина был современный ему молодой человек – в студенческих

спектаклях, во время первых шагов в военном ансамбле на фронтах Вели-

кой Отечественной или в послевоенные 45 лет. «...герой у меня всегда

один и тот же. Другое дело, что время меняет облик этого героя. Стараясь,

образно говоря, жить с ним вместе, стараясь не отставать от него»64

. И по-

этому и сегодня мы встречаем фрадкинского героя. Он мог быть и собира-

тельным («Днепро», боец, идущий на Берлин или слушающий карельскую

«Кружится, кружится, кружится вьюга над нами...», парень из заводской

заставы и погибший, чтобы сберечь жизнь другого бойца), и конкретным,

и настолько абстрактно-привлекательным, чтобы, не зная его фамилии,

можно было отразить ударные точки социалистического строительства.

И композитор был дважды прав, говоря о том, что если дуэт «поэт-

композитор» замыкаются в узкий круг «жизненных образов и интонаций,

они не просто сужают свой творческий потенциал, но и постепенно со

своими штампами теряют зрителя и слушателя. Именно поэтому глубокая

внутренняя убежденность композитора воплощается в искренние челове-

ческие чувства, наполненные жизненной энергией, душевной силой и

формирующие запоминающиеся образы;

в-третьих, интегративный характер песенного творчества, в котором

тесно сопряжены «патриотическое» и «душевное», «героическое» и «ли-

рическое», «романтическое» и «повседневное». Песни М. Фрадкина одно-

временно и патриотические, и душевные, эмоционально-насыщенные и

63 Секрет его песен. К 90-летию со дня рождения Марка Фрадкина // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 5. – С. 40.

64 Фрадкин, М. Ответы на вопросы журнала «Музыкальная жизнь» / М. Фрадкин // Музыкальная жизнь. –

1977. – № 6. – С. 7.

драматические, часто с характерным сочетанием лирического распева и

декламационности. Вспомним хотя бы такие песни, как «За того парня»

(на слова Р. Рождественского), «Балладу о спасенном хлебе» (на стихи

Б. Штокмана), «Песню о верности» (на слова С. Острового), всенародно

признанную песню «Течет Волга» (на слова Л. Ошанина), нестареющую

«Морзянку» (на стихи М. Пляцковского) и ту же «Песню о Днепре» (на

слова Е. Долматовского) и др. Не будет преувеличением заявить, что

именно такая диалектика сделала песни М. Фрадкина явлением, неподвла-

стным ни времени, ни пространству, но и по сегодняшний день остающи-

мися в памяти людской. Не однажды песни нашего земляка порождали но-

вые прекрасные мысли и чувства, новые самоотверженные поступки моло-

дежи. Вспомним, что в СССР вслед за песней М. Фрадкина родилось дви-

жение «За того парня» – движение творческое, созидательное, на практике

доказывавшее силу искусства, силу идеи, овладевшей массами…;

в-четвертых, высокая (даже, может быть, жесткая) требовательность

к стихотворному тексту. М. Фрадкин практически не пишет музыку на

слабые стихи. Он очень внимателен к слову, а поэтому в его песнях всегда

есть мысль, выраженная поэтически точно, ярко, жизнеутверждающе, вол-

нующая сердце и душу слушателей. Подтвердим наш тезис ссылкой на са-

мого композитора: «Стихи в моих песнях почти всегда бывают хорошие.

Я сам немного пишу и в известной степени стараюсь быть литературным

редактором своих соавторов. С некоторыми поэтами у меня сложились

прочные стабильные отношения – с давних пор с Евгением Долматовским,

а в последнее время с Робертом Рождественским. Плодотворным стало со-

трудничество с Михаилом Матусовским, Львом Ошаниным, Сергеем Ост-

ровым. Бывают у нас удачи (скажем, «Морзянка» или «Увезу тебя я в тун-

дру») с Михаилом Пляцковским, человеком очень музыкальным. (И еще

отступление. В интервью для читателей Витебской областной газеты

«Віцебскі рабочы» – материал был напечатан в газете 12 февраля 1981 года –

композитор снова подчеркнул, что успех в работе над песней возможен

лишь при полном взаимопонимании между поэтом и композитором. Они

всегда должны смотреть на мир одними глазами, и только в таком случае

слова и музыка будут сливаться воедино).

«...Довольно часто основной музыкальный образ рождается до слов.

И тогда, в зависимости от характера темы, я уже знаю, к какому поэту мне

надо обратиться. Не менее типична и ситуация, когда исходным пунктом

становится литературный текст. Причем иногда это всего лишь неопреде-

ленный поэтический набросок, порой одна строчка, находящие музыкаль-

ный эквивалент. Мы вместе сидим за роялем, ищем, слово-музыка... А уж

потом расходимся по своим рабочим местам дотягивать, дошлифовы-

вать»65

. Заметим, что композитор писал песни на привлекшие его внима-

65 Фрадкин, М. Ответы на вопросы журнала «Музыкальная жизнь» / М. Фрадкин // Музыкальная жизнь. –

1977. – № 6. – С. 9.

ние стихи непрофессиональных авторов. Как это, к примеру, случилось с

песней «Баллада о спасенном хлебе». Минский педагог Б. Штокман напи-

сал стихотворение, посвященное 18-летнему комсомольцу А. Мерзлову,

ценой своей жизни спасшему хлебное поле. Две строки из этого стихотво-

рения – «Как живешь теперь без меня? Помнишь, я не вышел из огня» – осо-

бенно взволновали поэта. В результате совместной работы с начинающим по-

этом появилась «Баллада», в которой гражданский пафос и драматизм события

сочетаются с пронзительной глубоко прочувствованной лирической интона-

цией, а подвиг молодого паренька превращается в героическую поэму.

В данном случае уместной будет ссылка на известного советского

композитора Эдуарда Колмановского, отметившего, что среди композито-

ров-песенников Союза редко можно встретить такого, который был бы бо-

лее требователен к отбору стихов, чем Марк Фрадкин66

;

в-пятых, умение найти выразительную ключевую интонацию, насы-

щение песенной интонации тематическим разнообразием – от революци-

онной до марша, от городского романса до проникновенного лиризма, от

песни-манифеста до песни-баллады, в которых рельефно прослеживается

фольклорная основа, опора на народные истоки и традиции русской про-

тяжной песни (к примеру, особенно заметных в песнях «Течет Волга»,

«Нет, мой милый» (на слова Е. Долматовского), «Песня о волжском бога-

тыре» (на собственные слова «И никогда не умрет революция» (на слова

Б. Брянского), «Ходит по полю девчонка» (на слова Н. Рыленкова), но со-

вершенно чуждые архаичности или стилизации. Умение найти оригиналь-

ный подход к использованию традиционных форм-структур и целых жан-

ровых «подвидов», бережное отношение к интонации народного творчест-

ва, по нашему мнению, и составляют одну из сильнейших сторон компози-

торской деятельности М. Фрадкина. «Песенное поле» М. Фрадкина – про-

странство, в котором гражданско-героическо-патриотический пафос со-

держания, увязанный с распевно-лирическими мотивами, преломлен ком-

позитором сквозь призму личного душевного состояния и личной оценки

событий и явлений, глубоко прочувствованной мелодичностью и ритми-

кой. Известный советский музыковед А. Сохор подобный жанр определил

как «повествовательно-маршевый»67

. Именно сопряженность мелодии и

ритмики, пронизанная фольклорными и современными интонациями и

оригинальными жанровыми решениями, мелодическая рельефность, яс-

ность гармонического колорита, лаконизм органически развивающейся

формы раскрывают секрет широкой популярности песенно-музыкального

творчества М. Фрадкина;

в-шестых, трепетное, даже благоговейное отношение к работе в со-

ветском кинематографе, более чем в 30 кинофильмах которого звучат пес-

ни и музыка М. Фрадкина. Заслуженный деятель искусств РСФСР, кино-

66 См.: Советская музыка. – 1974. – № 9. – С. 154.

67 Сохор, А. Русская советская песня / А. Сохор. – Л., 1959. – С. 229.

режиссер И.В. Шатров очень точно и убедительно отмечал: «Фрадкин не

пишет музыку к уже готовому, отснятому материалу, а вместе со сценари-

стом, режиссером и оператором работает над созданием картины. И неред-

ко музыка его подсказывает драматические и монтажные ходы. Как прави-

ло, песня его становится лейтмотивом фильма. Так было и в «Минуте мол-

чания»68

. И, действительно песня «За того парня», целиком звучащая на

кадрах, снятых у Кремлевской стены, где в одном ряду замерли и ветера-

ны, и юноши и девушки, вступающие в жизнь, становится тем эмоцио-

нальным мостом, который связывает воедино прошлое и настоящее, чело-

вечное, трогательное и мужественное. Сам композитор рассказывал:

«Драматург Ю. Принцев и кинорежиссер Ю. Егоров, обратившись к этому

сюжету (из спектакля Московского драматического театра имени

К.С. Станиславского «На улице счастливой», в которой исполнялась песня

М. Фрадкина «За фабричной заставой». – А.Р., Ю.Р.), предложили мне на-

писать музыку к фильму. Многие возражали против моей кандидатуры

(одно дело песня, другое – музыка в кино), но Егоров настоял на своем.

Фильм «Они были первыми» получился у Егорова запоминающимся69

. Там

было две песни (кроме упомянутой, еще «Мы жили по соседству») и много

оркестровой музыки. Обе песни (одна в большей степени, другая – в

меньшей) стали известными. «В творческий процесс включаюсь, как пра-

вило, уже на раннем этапе создания режиссерского сценария. В результате

не только музыка создается на совершенно определенном драматическом

материале, но порой даже наоборот – придумываешь с режиссером специ-

альные сцены, чтобы лучше воплотить музыкальные эпизоды»70

.

Работа композитора над кинопеснями позволила раздвинуть его

творческие горизонты, по-новому увидеть музыкальную драматургию.

Стала более выразительным раскрытием сущности характеров, подтекста

переживаний, мотивов поступков киногероев. Как правило, в лучших

фрадкинских песнях из кино нет комментариев к очевидному, песня не

вставляется в уста героев и не «пристегивается» к конкретной ситуации:

главенствует же опора на внутреннюю драматургию образа, стремление к

рельефному раскрытию общего идейного содержания. Именно поэтому и

первые песни из кинофильмов «Они были первыми», «Добровольцы»,

«Простая история» и кинопесни 1960–1980-х годов, в т.ч. и из докумен-

тальных фильмов, обрели вполне самостоятельную жизнь, на долгие годы

стали духовными спутниками многих поколений советских людей. Секрет

«второй жизни» таких кинопесен М. Фрадкина, говоря словами Р. Рожде-

ственского, как раз и состоит в том, что в них мелодии нашего сердца, на-

полненные теплотой музыки, не просто обрели голос, а получили свои

68 Культурно-просветительная работа. – 1972. – № 7. – С. 39.

69 Фильм «Они были первыми» был снят Ю. Егоровым в 1954 году.

70 Фрадкин, М. Ответы на вопросы журнала «Музыкальная жизнь» / М. Фрадкин // Музыкальная жизнь. –

1977. – № 6. – С. 9.

вневременные крылья;

– наконец, в-седьмых, реализация в песенном искусстве личного по-

этического начала по принципу «поэт–песенник–композитор–песенник». В

советской песне такая творческая связь встречалась не так уж и часто. Как

правило, она замыкалась в рамках понятий «поэт–песенник», «компози-

тор–песенник». В случае с М. Фрадкиным, нарушение сложившейся тра-

диции, как нам показалось, было и профессиональным, и плодотворным.

Чуть выше мы упоминали песню «О Волжском богатыре», ставшую, по су-

ти, для М. Фрадкина точкой поэтического отсчета в песенном творчестве.

А дальше будут «Ожидание», «Лесом-перелесочком», «Чего не знаю, того не

знаю» (премьера состоялась в Витебске в 1976 году) и другие. При этом по-

этические находки М. Фрадкина многообразны – от фольклорной основы

(или «следов», как отмечал сам композитор) до революционной патетики со-

ветской поэзии, от бытового стихописания до возвышенных былинных ска-

заний. Словом, поэтические находки композитора и музыканта М. Фрадкина

находились в полном единении с их музыкальным оформлением.

В одном из своих интервью, рассуждая о слабых сторонах в совет-

ской эстрадной песне, М. Фрадкин назвал несколько, на его взгляд, при-

чин, способствующих появлению таких произведений. Это, во-первых,

«замкнутый круг поэтических образов, не дающих ничего ни уму, ни серд-

цу»; во-вторых, «слепое, бездумное подражание западной музыке, хотя у

нас (советских композиторов. – А.Р., Ю.Р.) есть свои хорошие традиции

русской и советской песни»»; в-третьих, «ритмизирование безо всякого

проблеска мелодии». Немного помолчав, добавил, что причиной всему

этому является «низкий профессиональный уровень некоторых авторов», а

«иногда просто отсутствие художественного вкуса»71

.

Подытоживая, следует подчеркнуть, что каждый избранный

М. Фрадкиным музыкально-песенный штрих – интонационный, мелодико-

ритмический или гармонический – всегда был обусловлен стремлением к

наиболее точному выражению темы и идеи создаваемого произведения.

Обращаясь к, казалось бы, простым, традиционным средствам, компози-

тор, проявляя творческую мобильность, всегда находил свое, ярко индиви-

дуальное решение, сохраняя верность своему мелодическому дару»

(Е. Долматовский). Можно утверждать, что у его песен счастливая судьба.

Впервые прозвучав, они быстро становились популярными, обретали дол-

гую общественно-концертную жизнь. «Их всегда отличает мелодический

простор, сочетание высокой гражданственности с проникновенным лириз-

мом, крепкая литературная основа»72

.

В завершение приведем несколько наших строк:

71 Знамя юности. – 1972. – 16 нояб.

72 Энштейн, Е. Счастливая судьба его песен / Е. Энштейн // Советская эстрада и цирк. – 1978. – № 12. –

С. 14.


Древний Витебск, Днепра берега,

Сталинградские стены, как память.

Для потомков тебя сберегли.

Было все – и успехи, и ...зависть.

Все кружилось: метель, самолеты

И пронзительной была любовь.

По стране – 40 лет перелеты,

Выручала «Морзянка»,

сжимая растущую боль.

Вот склонились березы устало,

Голубей, ощущая крыло.

Родилась и плыла его слава...

Сам он помнил, где сердце его.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Зарудко, В. Мелодия нашего сердца вдруг обретает голос... / В. Зарудко. –

Советская музыка. – 1978. – № 7.

2. Фрадкин, М. Моя биография / М. Фрадкин. – М., 1974.

Русецкий, А. В.; Русецкий, Ю. А. Уроженцы Витебщины в художественной культуре стран близкого и дальнего зарубежья. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2013







1484
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх