Мрачные времена


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кел-кор» > Мрачные времена
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мрачные времена

Статья написана 16 ноября 2017 г. 16:18

В прошлом году на книжных прилавках появился сборник хоррор-произведений Роберта И. Говарда «Безымянные культы», о котором я уже писал. Книга получилась весьма удачной — на русском не было сборников «страшных» историй техасца достаточно давно. И хотя всё, что оказалось под обложкой, мы уже читали, причём некоторые вещи — ещё в начале 1990-х годов, книга имела успех. Такой успех, который позволил выпустить сборник-продолжение.

Итак, «Боги Бал-Сагота» Роберта И. Говарда.




Большинство произведений в жанре ужасов — самых важных, самых замечательных — конечно, уже вышло в сборнике «Безымянные культы». Но в области «тёмной» литературы техасский писатель был постоянно, это заметно практически в любом его тексте (за исключением явно юмористических и иронических произведений и даже целых циклов — о Брекенридже Элкинсе и Стиве Костигане, например). Во всяком случае, даже тот самый пресловутый Конан то и дело встречается со всякими кошмарами былых эпох, вдруг вылезшими из тёмных нор. Есть, однако, в наследии техасца и более явные, заметные ужасы и триллеры.

Из них и был составлен сборник «Боги Бал-Сагота», логичное продолжение первой книги.

Костяком томика стали триллеры и детективы, которым, в отличие от более стандартных хоррор-историй Говарда, всегда как-то уделялось меньше внимания. Тем не менее, и тут есть свои жемчужины, заслуживающие большей популярности, чем сейчас. Но начнём по порядку.

Как и в случае с «Безымянными культами», «Богов Бал-Сагота» открывает корпус новелл в жанре фэнтези с ощутимыми элементами мистики и ужаса. Два рассказа из этих четырёх относятся к героическим циклам, ещё один имеет самое прямое касательство к пиктской теме. Итак, это: «Сад страха», «Дом Арабу», «Павший народ», «Боги Бал-Сагота». Последняя из перечисленных историй, пожалуй, наименее «страшная», но за счёт того что в ней представлен Гол-горот — самый важный вклад Говарда в пантеон «Мифов Ктулху», — она пришлась в сборнике (названном, кстати, в её честь) весьма кстати. А самый, наверное, необычный рассказ из четырёх фэнтези-историй — «Дом Арабу», с которым связано много интересного. Об этом тексте также рассказала в своей статье переводчица.

Иллюстрация Грэга Стэйплза к рассказу «Дом Арабу».

За фэнтези следуют африканские рассказы, так непохожие один на другой. «Волчья голова» служит прямым продолжением новеллы «В лесу Виллефэр» и повествует о приключениях де Монтура на одном из ранчо белых людей где-то на Чёрном континенте. А вот «Голос Энлиля» — совершенно о другом, о затерянной в глубинах Восточной Африки цивилизации и её устрашающем артефакте. Такие темы Говард тоже очень любил.

Иллюстрация Грэга Стэйплза к рассказу «Волчья голова».

Чуть особняком стоит следующий рассказ — «Прикосновение смерти». Это хоррор, для техасца не вполне обычный, ведь писатель больше любил мистические «страшилки». В данном же произведении ужас имеет психологическую основу — подобного рода вещей у Говарда мало. «Ужас из кургана», «Человек на земле» и «Мёртвые помнят» относятся к условному циклу «Сверхъестественный Юго-Запад», над которым «техасский мечтатель» работал, будучи уже состоявшимся писателем — наверное, по этой причине в данном цикле много достойных, пугающих произведений. Все три вышеперечисленные истории имеют местом действия американский Юг, правда, сюжеты их различны. В первой новелле Говард представил вампира, по поводу которого первые читатели возмущались: как это так писатель сумел исковеркать образ классического кровососа? Второй и третий рассказы посвящёны мести, которая сильнее смерти.

Иллюстрация Грега Стэйплза к рассказу «Человек на земле».

Далее следуют два рассказа-«мостика» от хорроров к триллерам. Если «Чёрная гончая смерти» — это скорее всё же хоррор с добавкой триллера, то «Чёрный ветер воет» — наоборот. Оба произведения повествуют о тайных сектах, но по-разному; действие обоих разворачивается в тёмных сосновых лесах — эти декорации Говард весьма любил. И третий «чёрный» рассказ — по сути своей тоже является неким переходом: он соединяет предшествующие триллеры с последующими детективами. В «Чёрных когтях» слышны африканские мотивы, есть убийство, расследование и нестандартный оборотень. Этот рассказ как детектив, прямо скажем, не самый удачный. Однако после него в книге следуют произведения о Стиве Харрисоне, в которых Говард раскрылся как детективщик в полной мере.

Иллюстрация Грега Стэйплза к рассказу «Прикосновение смерти».

«Техасский мечтатель» сам говорил, что жанр детектива ему не близок; писать подобные произведения он стал по настоянию своего литературного агента Отиса Клайна. Как бы то ни было, но «Кладбищенские крысы» ему, несомненно, удались. Мрачная атмосферная история с интересной загадкой и целыми полчищами красноглазых кровожадных грызунов — эта вещь вполне достойна того, чтобы войти в «золотой фонд» Говарда. Привлекают внимание и «Клыки алчности» за счёт описания дьявольских ритуалов негритянского населения Юга США. Несколько попроще будут «Отмеченные в Чёрной книге» и «Роковые зубы», в которых главенствует так называемая «жёлтая угроза»: злобные китайцы и другие выходцы с Востока не дадут Харрисону спокойно отдохнуть!

Иллюстрация Курта Парди к рассказу «Кладбищенские крысы».

Завершает книгу короткий роман (или повесть) «Костяное лицо», главным героем которого является Стив Костиган — но не тот самый моряк-боксёр с «Морячки»! Этот текст, самый крупный, кстати, из опубликованных в ранний период творчества Говарда, тоже посвящён «жёлтой угрозе». По мнению некоторых исследователей, антагонист романа имеет общие черты с главным злодеем рассказов о Стиве Харрисоне «Повелитель мёртвых» (отсутствует в рассматриваемом сборнике) и «Отмеченные в Чёрной книге». Ну, а то, что образ Костяного лица вдохновлён зловещим доктором Фу Манчи, давно уже широко известный факт.

Иллюстрация Глена Орбика к роману «Костяное лицо».

Итак, что же мы имеем в итоге? Лучшие хоррор-истории Говарда собраны в «Безымянных культах», лучшие триллеры и детективы — в «Богах Бал-Сагота». И та, и другая книга «приправлены» мрачными фэнтезийными историями. И что, это всё «тёмное», чем можно поживиться у техасского писателя? Безусловно, нет! Во-первых, Стив Харрисон ещё не «добит», кроме того, у писателя есть и другой детективный цикл. Во-вторых, не охвачены некоторые внецикловые рассказы, как имеющие определённую известность даже в среде русскоязычных читателей (например, «Беспокойные воды» или «Хижина с призраками»), так и практически неизвестные даже в англоязычном мире (например, «Чёрная земля» или «Змеящиеся лианы»). Ну, о сплаве фэнтези + хоррор можно и вовсе не говорить: этого у Говарда много. А если вспомнить незаконченное, то третий сборник в продолжение «Безымянных культов» и «Богов Бал-Сагота» вполне можно насобирать!

И в заключение — о переводах. Прежде всего, стоит отметить, что оригинальные тексты, с которых и делалось переложение на русский, сверены с последними изданиями Говарда в США. В частности, в рассказе «Роковые зубы», как это и было задумано изначально техасским писателем, действует Стив Харрисон, а не Брок Роллинс (такое имя персонажу в силу некоторых причин дали в журнале, где произведение впервые увидело свет). В «Доме Арабу» наконец восстановлена справедливость, и некий встречавшийся в прежних переводах «аргайв» совершенно логично стал «аргивянином»; также отказались и от неправильного «Эрейбу». Та же история с «Голосом Энлиля»: в старом переводе фигурировал неведомый «Эль-Лиль» на пару с «сумерианцами»; в рассматриваемом сборнике — соответственно «Энлиль» и «шумеры». В «Костяном лице» восстановлены все эпиграфы, чего не было в старом переводе. А в «Клыках алчности» убраны названия глав, как это, по-видимому, и было у самого Говарда.

Таким образом, сборник «Боги Бал-Сагота» получился не хуже предыдущего собрания ужасов авторства Роберта И. Говарда. Притом это всё же несколько другая книга: если в «Безымянных культах» упор был сделан на классический хоррор, то здесь основное содержание — триллеры и детективы. И в увлекательности они ничем не хуже давно известных, можно сказать, знаменитых вещей!

В качестве финальной точки приведём цитату известного говардоведа, автора многих материалов о писателе, в том числе «Краткой биографии Роберта И. Говарда»:

Ужасы Говарда выделяются тем, что он никогда не пытается опираться на штампы, стереотипных чудовищ или другие признаки жанра. Даже если он использовал оборотней, вампиров или зомби, то придавал им особый оттенок, делавший их уникальными. И конечно, раз уж речь идёт о Роберте И. Говарде, его персонажи встречали ужасы с чистой отвагой и чаще всего побеждали. Ещё одна особенность его творчества состоит в том, что он насыщает всё эмоциями — даже неживой мир словно пылает страстью, и Говард будто говорит, что мир по-настоящему пытается вас убить — вас лично!


Расти Бёрк




В оформлении статьи использованы иллюстрации Грега Стэйплза, созданные для сборника «The Horror Stories of Robert E. Howard», а также работы других художников.





2397
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 16:29
Оперативно! :cool!: Спасибо за рецензию! :beer:
Решение со временем приобрести и этот сборник Говарда утвердилось окончательно. А за ссылку на колонку переводчика — спасибо отдельное
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 18:14
И вам спасибо за интерес!


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 16:54
Спасибо! Книга уже заказана! Но прочитать статью не было лишним!8-) отдельное спасибо за иллюстрации!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 18:14
Спасибо!
Иллюстрации — да!.. Нам бы такие!..


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 17:14
Эти иллюстрации есть в издании «АСТа»?
Или там Половцев и все?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 18:15
В издании «АСТа» вообще нет иллюстраций.
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 18:20
на обложке есть значит и всё.
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 18:20
Так.


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 22:07
Спасибо за эту и предыдущую статью и за иллюстрации, конечно!
Говарда с тринадцати лет читаю, с его первых публикаций на русском. И по сию пору он в списке любимых. Это — гигант!:cool!: А его самоубийство — одна из величайших трагедий в истории литературы, которая на них весьма щедра.
Книги, конечно, куплены. Хорошо что вы о переводах упомянули, обращу внимание при перечитывании.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 ноября 2017 г. 07:41
Спасибо!

цитата vfvfhm

Это — гигант!

Совершенно с вами согласен!


Ссылка на сообщение17 ноября 2017 г. 18:07

цитата

в старом переводе фигурировал неведомый «Эль-Лиль» на пару с «сумерианцами»; в рассматриваемом сборнике — соответственно «Энлиль» и «шумеры»
Ме-елкое такое уточнение: именно у шумеров бог звался Эллиль (а вот у вавилонян — Энлиль). Т.е. за «сумерианцев» и «эргейв» первого переводчика, конечно, надо пинать, но вот второму за Энлиля тоже... нехорошо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 ноября 2017 г. 19:00

цитата Kail Itorr

именно у шумеров бог звался Эллиль (а вот у вавилонян — Энлиль).

«Энциклопедия мифологии» сообщает, что Эллиль — это аккадский вариант шумерского имени Энлиль. Следовательно, Энлиль здесь правомочен.


Ссылка на сообщение18 ноября 2017 г. 15:43
Гм... То есть книга отдельно, а иллюстрации отдельно?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2017 г. 19:49
Иллюстрации — просто для привлечения внимания и чтобы такой относительно объёмный текст сплошняком не так нудно было читать. :-)


Ссылка на сообщение19 ноября 2017 г. 21:17
Большое спасибо за обзор! Обязательно приобрету.

Эх ... ещё б «циклов — о Брекенридже Элкинсе и Стиве Костигане» кто б издал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2017 г. 22:51
И вам спасибо!

цитата Play Dead

Эх ... ещё б «циклов — о Брекенридже Элкинсе и Стиве Костигане» кто б издал.

Нет ничего невозможного. Кто знает, может, издателей заинтересует Говард и в других его проявлениях? Я, во всяком случае, на это не особо сильно, но надеюсь. Перманентно. :-)


Ссылка на сообщение6 декабря 2017 г. 14:41
Дмитрий, а не подскажете, будут ли еще книги Говарда в этой серии АСТ? Добьют ли мистику-ужасы, которая не входит в циклы?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2017 г. 20:05
Сергей, мне бы этого очень хотелось, как минимум на третий том можно набрать текстов. Но пока что говорить об этом рано. Думаю, ответ более или менее должен вырисоваться, когда будут ясны масштабы продаж этого томика.
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2017 г. 20:34
Понятно. Очень бы хотелось, конечно, а то вот Говарда открыл для себя буквально недавно (раньше обходил стороной уж и не знаю даже, почему). А тут приобрел «Безымянные культы» — и прорвало, куда, как говорится, раньше смотрел? И вот подумываю собрать солянку изданий с мистикой, ужасами, фэнтези Говарда. И если с основной четверкой Говарда повезло (Конана, Кейна, Кулла и Мак Морна собрал однотомниками по вашей статье с вашего сайта:-)), то на счет хоррора надежда только на эту серию АСТ. Да и вроде другие циклы, типа де Монтура или Эллисона, не так велики и могут по счастливому случаю быть полностью включены в «Мастеров магического реализма», хотя бы и порознь друг от друга.
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2017 г. 21:24

цитата Zlydeni

Конана, Кейна, Кулла и Мак Морна собрал однотомниками по вашей статье с вашего сайта

Приятно, спасибо.

цитата Zlydeni

на счет хоррора надежда только на эту серию АСТ

Если третий том случится — это, конечно, будет отлично. Ну, а если не сложится, то есть ещё старые издания, правда, там придётся пособирать по разным томикам крохи (да ещё за этими самыми томиками, вполне возможно, погоняться).
Но вообще, в «Безымянные культы» и «Богов Бал-Сагота» вошёл почти весь хоррор, заслуживающий наибольшего внимания, за редкими исключениями.

цитата Zlydeni

Да и вроде другие циклы, типа де Монтура или Эллисона, не так велики и могут по счастливому случаю быть полностью включены в «Мастеров магического реализма», хотя бы и порознь друг от друга.

Де Монтур издан (на третий рассказ в цикле можно не обращать внимания — это несмешная пародия Говарда на себя самого), а оставшиеся рассказы об Эллисоне гораздо ближе к фэнтези, чем к хоррору, в отличие от «Долины Червя» и «Сада страха».

Ну, и не могу пройти мимо и не посоветовать вам обратить внимание ещё и на «другого» Говарда. Брекенридж Элкинс, Стив Костиган, Кормак ФитцДжеффри, Эль-Борак, исторические рассказы (даже не говорю про стихи) — всё это весьма и весьма неплохо.


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 16:25
пришел в эту темку сказать спасибо! жалко, что упустил первый томик, а теперь его в твердой обложке нигде уж нет( обязательно буду ждать третий
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 16:36
И вам спасибо, что обратили внимание!

цитата narsyy

теперь его в твердой обложке нигде уж нет

Ну, это вы немного преувеличиваете. ;-)

цитата narsyy

обязательно буду ждать третий

Сам очень надеюсь, но железной уверенности нет.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 16:48
нашел на буквоеде вот, заказал неглядя)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 16:49
Есть даже в Чаконе, самарском магазине. ;-)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 18:02
действительно, гугл Чакону плохо знает еще)
психанул, уехал на другой конец города. Купил. Доволен
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 18:18
Поздравляю!
Так держать!


⇑ Наверх