Кобо Абэ Сожженная карта


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > Кобо Абэ. Сожженная карта: экзистенциальный поиск пропавших без вести
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кобо Абэ. Сожженная карта: экзистенциальный поиск пропавших без вести

Статья написана 19 января 2018 г. 20:34
Кобо Абэ (1924-1993)
Кобо Абэ (1924-1993)

Кобо Абэ. Сожжённая карта (1967)


Есть такой литературоведческий термин: «экзистенциальный детектив». Как мне кажется, в данном случае мы имеем именно его. Японские Авторы видят мир очень по-своему и стремятся выразить свое виденье посредством сложных текстовых метафор. Сюжет романа и есть такая метафора.

Пропал человек. Ведется розыск. Но не стоит ждать привычного «европейского» расследования. От него в романе — только вопросы детектива. Ответы же звучат странные, расплывчатые, уклончивые, обтекаемые. Последнее определение, пожалуй, наиболее точное. Ответ каждого персонажа на прямой вопрос обтекают его, даже если отвечающий заинтересован в розыске. Прошлая жизнь пропавшего человека, предшествующие исчезновению события, круг контактов — всё то, что нужно для эффективного поиска — видится как бы сквозь туманное марево, всякий раз искажающее перспективу. Информацию утаивает тот, кто, казалось бы, должен в первую очередь сообщать о ней. Лжет тот, кому совсем незачем лгать. Происходят события, которые почти указывают путь исчезнувшего, но почти оказывается иллюзорным, а открывшиеся пути ведут совсем не туда, хотя на путях этих пересекаются люди, сопричастные с прошлой жизнью исчезнувшего человека.

Японский детектив (издание 1992 года)
Японский детектив (издание 1992 года)

Столь странную следственную ситуацию детектив воспринимает как должное. Он не настаивает на четких ответах, не выясняет имена и адреса, не требует незамедлительной выдачи важных для поиска материалов, якобы имеющихся у свидетелей. Он слушает, наблюдает, размышляет, пытается впитать в себя психологическое состояние и подлинную мотивацию вовлеченных в круг поиска людей и всё больше углубляется в философские аспекты их жизни. Ему везде видятся знаки — в лимонной шторе на окне, в значке на лацкане пиджака, в фотографиях неизвестной женщины. Он выполняет обычную детективную работу: встречается с людьми, знавшими пропавшего, посещает места, где тот мог бывать, изучает его вещи. Однако, не это главное. Чтобы найти человека, мало повторить его путь в пространстве. Надо сделать что-то еще. Более важное, более сложное, относящееся к территории психики, а не собственно действия. Это понятно всем героям романа, и отчасти поэтому для них самих их странное поведение естественно.

Японская культура основана на созерцании и интуитивном осознании сути видимого. С такой позиции жизнь человеческая представляется не столько цепью связанных между собой действий и событий, сколько постижением своего пути, который может пролегать во внешнем мире или во внутреннем, в одиночку или через соприкосновение с другими такими же погруженными в созерцание людьми. Человек идет своим путем, и часто не знает, куда и зачем он идет. Или знает, но не готов открыть это знание не только другому человеку, но даже самому себе.

На пути этом исчезнуть для кого-то другого не означает попасть в беду. Исчезновение может быть шагом к обретению личной свободы. Поиск пропавшего человека может восприниматься, в том числе, и как посягательство на его свободу, как попытка повлиять на путь, который пропавший избрал для себя сам. Если он его избирал, конечно. Ищущие не обязательно хотят найти, они могут хотеть только искать или создавать иллюзию поиска.

Но жизнь безжалостно реальна. И расставание больно ранит, несмотря ни на какую философию. И смерть столь же реальна. Она настигает неожиданно и влияет на планы оставшихся в живых Ушел из жизни один человек, и другим надо менять свой путь, никто не движется в полной автономии. Нарушил закон один человек, другой нечаянно заметил это, всполошил, испугал, последовала реакция на нежелательное вторжение — и путь снова изменяется — до полной утраты осознания себя, имен, мест, дат, связей, всего, что осталось на уже созданной карте жизни.

Может быть, это и есть свобода. То состояние, когда обрывается последняя ниточка и на отчаянный телефонный призыв приходит незнакомый человек, совсем не тот, которого ждешь.

Такой вот странный роман, в котором речь идет о поисках пропавшего человека конкретно-пространственных, вполне приземленных, с целью узнать, где он и почему ушел. Но каждый персонаж ищет что-то иное, гораздо большее, и по мере продолжения поисков всё больше теряется сам. Возможно, потому, что боится найти...





1003
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 16:05
У него все романы странные, какие больше, какие меньше. Кино есть, достаточно интересное, хотя и странное
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 20:30
Согласна с вами. Я прочитала пока только две книги. И обе они именно странные. Но странность эта не отталкивает, скорее, вызывает любопытство.


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 20:43
Ну «Сожженная карта», «Чужое лицо», «Женщина в песках» они о разном конечно, но как то схожи. Даже не знаю чем. И в 60-е их экранизировал один режиссер
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 20:53

цитата alex1970

Ну «Сожженная карта», «Чужое лицо», «Женщина в песках» они о разном конечно, но как то схожи.

«Сожженная карта» и «Женщина в песках». Мне кажется, они схожи особым восприятием жизни. Герой больше интересуется философской составляющей жизни, чем действенной. Только в «Женщине в песках» он постепенно приходит к выходу на внутренний уровень и постепенно же выключается из связи с реальностью. В «Сожженной карте» же герой изначально готов к разрыву связи, но рвет ее более экзистенциально, порывает с прошлым, но не с привычной реальностью в целом. Глубинная идея обеих книг — внутренне важнее внешнего. Степень противопоставления различна. Но суть одна, оба героя уходят от внешнего в свой внутренний мир, в созерцание и размышление. Так мне кажется)

цитата alex1970

И в 60-е их экранизировал один режиссер

Фильмы не смотрела, с трудом представляю, как можно визуальными методами передать содержание этих романов.
 


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 21:14
А вот все то, что вы сказали адекватно перенесено на экран. Насколько это вообще возможно
 


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 21:27
Значит, сценарист и режиссер очень талантливы. Сделали почти невозможное. В кино такое получается иногда.
 


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 22:41
Я Вам дам ссылки на свои отзывы о фильмах, там картинки можно посмотреть и представить себе. Я не пишу рецензий, только отзывы.
Сожженная карта https://alex1970films....
Женщина в песках https://alex1970films....
Чужое лицо https://alex1970films....
 


Ссылка на сообщение9 марта 2018 г. 11:41
Спасибо. Ч удовольствием посмотрю.


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 20:49
Из того, что я читал и смотрел самое странное «Западня»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 марта 2018 г. 20:58
Не читала. Буду иметь в виду.


⇑ Наверх