12 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 12. Иллюстрированный Пушкин. У Лукоморья (худ. Т.Маврина)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

12. Иллюстрированный Пушкин. У Лукоморья (худ. Т.Маврина)

Статья написана 29 января 2018 г. 09:07

В отношении "Лукоморья" имеются варианты иллюстраций Т.Мавриной начала 1960-х и начала 1970-х. Интересно сравнить их.

Т.Маврина (https://fantlab.ru/art1899) знакома всем, чье ранее детство пришлось на середину 1960-х и позднее: начиная с этого времени её новые книжки печатались часто и большими тиражами. Новый стиль поздней Мавриной не дал ей затеряться среди моря других иллюстраций. По моим личным детским переживаниям, картинки поздней Мавриной (в общем-то, абстракция) впечатляли сразу и навсегда, в отличие от спокойного реализма, альтернативно представленного в детской книге.

Мировое признание получила именно поздняя Маврина. Но современные издатели почему-то много издают Маврину сталинского периода (видимо, считают, что поздняя Маврина и так всем известна и её книжками всё завалено у букинистов). От коллекционеров издателям, конечно, спасибо. Но и современные мамочки тоже выбирают Маврину сталинского периода — попроще, попонятнее. Детишек жалко...

Забегу немножко вперёд, чтоб было понятно, о чём речь: сравним картинку к пушкинской "Сказке о мёртвой царевне..." разных периодов.

Маврина сталинского периода
Маврина сталинского периода
Маврина 1974
Маврина 1974
Маврина 1978
Маврина 1978

Что происходит с художниками, как и почему их стиль меняется? Для тех художников, чьего творчества мы уже успели коснутся в развитии, можно определить кое-какие тенденции. Применительно к направлению графики сталинского периода (1936-середина 1950-х) это выглядит так.

О.Коровин менялся вместе с новыми веяниями, рисовал в тех стилях, которые были востребованы (популярны) здесь и сейчас. Это не конъюнктура. Наверное, художник даже думал, что, подхватывая модные течения, он так фрондирует и дразнит консерваторов.

Кочергин остался верен себе: раннего Кочергина от позднего можно различить только по большему мастерству и большей серьезности. Кочергин сам себе вселенная.

Кузьмин переждал тяжёлые времена и вернулся к своей манере 1920-х.

Конашевич в новые времена добился самобытности тем, что улучшил свою сталинскую манеру.

А вот Маврина создала свой уникальный стиль. И создала очень поздно. В 1920-х она авангардила вместе с мужем — Н.Кузьминым. В 1950-х двигалась в общем потоке, хотя её и можно было распознать. Начиная с 1960-х, её ни с кем нельзя спутать — она неповторима. При том Маврина рисовала много, охотно делала новые варианты.




Существуют три опубликованных циклов мавринских иллюстраций к "Лукоморью": 1960 г., 1970 г. (отдельные издания) и сокращенный (точнее, сконцентрированный) вариант 1974 г., включенный в сборник "Сказки".

Вариант 1960 г. в подлиннике труднодоступен. Он выпускался в виде набора открыток. Есть его качественное современное воспроизведение издательством "Речь". В каталоге-справочнике не отражен. Даю собственное описание:

У Лукоморья. — СПб.-М.: Речь, 2017. — 16 с.: 16 см. Обложка (мягкая).

МАВРИНА Т. — цв. ил. на каждой странице.

Тираж 8.000 экз.

В 1970 году была выпущена пухленькая книжка-картинка "Лукоморье". Вот её библиографическое описание из каталога-справочника.

На Фантлабе отдельных изданий мавринского "У Лукоморья" ни одного не представлено.

В 1974 году вышли роскошные "Сказки". Там "Лукоморье" было дано в переработанном (концентрированном) виде.

На Фантлабе представлено издание "Сказок" 1974 г.: https://fantlab.ru/edition102271. Вот библиографическое описание.

Изданий 1970 г. и 1974 г. у меня нет: прекратил их искать, когда приобрел сразу после выхода современное издание "Сказочные Миры Татьяны Мавриной" ("Московские учебники", 2010). Современное издание — это пушкинские "Сказки" 1974 г., в которых "Лукоморье" дано в полной редакции 1970 г. Качество современного издания посредственное: тусклая неряшливая печать и тонкая бумага. Но это стало понятно позднее, в момент приобретения всё устраивало — нынешний стандарт издательского качества установился чуть позже.

Самое печальное, что я только сейчас понял, какой провал в моей коллекции образует отсутствие подлинников "Лукоморья" 1970 г. и "Сказок" 1974 г. Современного издания "Сказочные Миры Татьяны Мавриной", конечно, совсем недостаточно.

Никакого мавринского канона, как выяснилось, нет — работа не останавливалась: собственно огромная разница лежит даже между Мавриной 1960-х и Мавриной 1970-х. Вот это как раз и видно на примере "Лукоморья". Поэтому сравнение уместно будет сделать параллельное, хотя бы из моих неполноценных экземпляров (с добавлением отрывков, обнаруженных в других сборниках).

1. Кот + Пушкин.

Вариант 1960 г.
Вариант 1960 г.
Парные коты. Вариант 1970 г.
Парные коты. Вариант 1970 г.
С Пушкиным. Вариант 1970 г.
С Пушкиным. Вариант 1970 г.
Кот из календаря на 1969 г.
Кот из календаря на 1969 г.
Эти коты из календаря пошли на обложки издания 1970 г.
Эти коты из календаря пошли на обложки издания 1970 г.

2. Леший и русалка.

 Реалистичный добренький леший 1960 г.
Реалистичный добренький леший 1960 г.
 Фэнтезийный грозный для зверья леший 1970 г.
Фэнтезийный грозный для зверья леший 1970 г.

 Недавно в русалках (1960 г.)
Недавно в русалках (1960 г.)
 Позеленевшая русалка, утратившая человечьи черты (1970 г.)
Позеленевшая русалка, утратившая человечьи черты (1970 г.)

3. Невиданные звери.

Очень важно, что у Мавриной это звери, включая слона, невиданные русскими людьми. Тут корни понятны: достаточно посмотреть каменную резьбу древнерусских соборов. Но со слоном я подозреваю мавринский юмор: древнерусские художники слона так и не увидели, нигде не изобразили, а позднее народ принял за слона верблюда (слово "верблюд" — это искажённое "элефант").

Серебряное копытце из Бажова прискакал (1960 г.)
Серебряное копытце из Бажова прискакал (1960 г.)
Звери стали лучше маскироваться (1970 г.)
Звери стали лучше маскироваться (1970 г.)

4. Королевич пленяет царя.

Вариант 1960 г.
Вариант 1960 г.
Вариант 1970 г.
Вариант 1970 г.

5. Царевна и бурый волк.

Распространено выражение "серый волк", но Пушкин правильно указал его настоящий цвет. Художники, однако, часто думают, что это специальная порода волков и рисуют его в "Лукоморье" коричневым.

Волк с белой грудкой (1960 г.)
Волк с белой грудкой (1960 г.)
Волк стал добрее и бурее (1970 г.)
Волк стал добрее и бурее (1970 г.)
Концентрированный вариант 1974 г.
Концентрированный вариант 1974 г.

UPD. 20/06/2018

Приобрёл по случаю книгу "Лукоморье. Сказки русских писателей" (М.: Детгиз, 1963). Было ещё издание 1960 года (может, и раньше были). Чёрно-белые картинки здесь для переноса в книгу гравировались (причём рисунки одних художников, а гравировали другие). В 1960-х гг. — давно устаревшая практика. А для нашей темы даже интересно. Книга открывается как раз пушкинским прологом, и там заставка и концовка Мавриной. Итак, чёрно-белый вариант гравюры по рисунку Мавриной. Гравировал В.Андреев.





960
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх