Почему в Британии не знают


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > Почему в Британии не знают "Русского Букера"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Почему в Британии не знают «Русского Букера»

Статья написана 28 октября 2009 г. 17:19

Автор литературного блога в «Гардиан»  английский критик Ханна Дэвис пытается разобраться, почему в Британии не освещают российскую Букеровскую премию — и вообще не знают современных российских писателей.

«Есть теория, что русская литература — «слишком русская»: западному читателю не понять черного юмора и культурных аллюзий».

Там еще комменты забавные: юзеры кричат, что в России есть Татьяна Толстая, Пелевин, Акунин и Г.Л. Олди!

http://www.guardian.co.uk/books/booksblog/2009/oct/...





149
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 17:23
И в списке 1000 самых выдающихся фильмов наших всего пара десятков — преимущественно Тарковский и Эйзенштейн... Вряд ли из-за того, что наше кино слишком специфично — смотрит же весь мир японцев...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 19:24
А что весь мир смотрит у японцев?
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 19:33
Куросаву, «Токийскую историю»... очень много японских имен было в списке, просто я их не помню.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 19:41

цитата Pickman

я их не помню.

Вот и я об этом. А имена в списках идут лесом.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 20:07
Список составлен профессионалами от кино, и для них второстепенных имен нет. Не столь многим известно о сущствовании «Правил игры» Жана Ренуара, а между тем этот фильм стоит в списке на третьей позиции.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 21:51
Списки профессионалов и весь смотрящий мир — штуки разные ;) Мы и есть часть того мифического всего мира. Ты не помнишь, я не помнишь и мы не исключения (есть у меня такое смелое предположение).
Сейчас можно глядеть всё что угодно и достать фильмы — не проблема. Смотрим и наших, и ваших и мне ни разу не было стыдно за советское кино, а великолепные актёры могли сделать конфетку из совершенно чемурудного сценария (вот сценарии частенько в сов.кино были никудышные). И если меня отправят на необитаемый остров и заставят выбрать только один кинопром, то это будет советский кинопром — «Тот самый Мюнхгаузен», «Визит дамы», «Калина красная», «Безымянная звезда», «Обыкновенное чудо», «Курьер» и т.д., и т.п. А вот с литературой другое дело. И проблематика, освещаемая в посте, имеет место быть.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 21:54
в целом — согласен
спорить и соглашаться лень :-)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 21:56
:-D
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:00
другое дело или нет, на Западе оба явления одинаково малоизвестны
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:08
с другой стороны, экспортируют ведь нам сотни малоизвестных имен — каких-нибудь переобразованных датчан и бельгийцев, за бокалом вина размышляющих о смысле жизни и взаимоотношениях Дали с Лоркой, в сотый раз пропускающих через свои холеные кишки безвкусные коренья постмодернизма... Неужто мы специфичнее?
правда, заканчивается все в девяти случаях из десяти так и так
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:21
А рядом с датчанами и наши умницы и умники на полочке стока примостились ;)
На постсоветском пространстве нет проблемы со зрителем (и слушателем), есть проблема с читателем. Смотрит продвинутый гражданин фон Триера, слушает джаз и тут наступает время литературы и бац! «Код да Винчи» и иже с ним. Ёкарный бабай. Весь продвинутый рокер, панк в седьмом поколение — оп! и Сальваторе на полках.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:27

цитата VuDu

А рядом с датчанами и наши умницы и умники на полочке стока примостились ;)
увы)

цитата VuDu

На постсоветском пространстве нет проблемы со зрителем (и слушателем), есть проблема с читателем. Смотрит продвинутый гражданин фон Триера, слушает джаз и тут наступает время литературы и бац! «Код да Винчи» и иже с ним. Ёкарный бабай. Весь продвинутый рокер, панк в седьмом поколение — оп! и Сальваторе на полках.
думаешь? хотя все может быть — вот ведь даже и в интернете у нас литературное пространство не так разработано, как кинопространство.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:39

цитата Pickman

думаешь?

Зайди на форум прожжёных металлюг/рокеров и глянь топик про литературу. Парни умело препарируют музыку, сами чего-то ваяют, а читают... У меня куча знакомых, которые отслеживают новинки кино, смотрят его пачками, разбирают игру актёров и т.п. А вот поговорить о литературе можно всего с несколькими людьми и узнаешь максимум, что Акунин чего-то там написал, а ещё читали они как-то Белянина — было смешно.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:42
а может, все закономерно? может, любители хорошей литературы млеют от мулинера из трущоб? ;-)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:50
А знаешь, Влад, для меня умная литература первична на интеллектуально-культурно м Олимпе. Даже если ты будешь смотреть абрамовича из трущоб, это всё же не «Моя прекрасная няня», литературные аналоги коей впитывают продвинутые зрители и слушатели.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:52
не все, не все
но опять-таки, соглашусь
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 23:23
Не все, слава Богу. Но, глядя на тиражи и стоки, приходится думать о плохом. Слушаем и смотрим как «белые» люди, а читаем как... ;) И не вижу каких-то очевидных приёмов для решения этой проблемы. (Кстати, и писательская проблема в России проживает по тому же адресу.) Хотя знаю первые шаги: НДС на книжную продукцию снизить, аренда магазинов — 70% за счёт бюджета субъекта федерации.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 23:26
интеллектуальная литература тоже может быть никчемной, и стоки здесь не показатель — там вполне приличные книги соседствуют с бескровным эпатажем, выпендрежем, дадувнедрежем и т. д.

а о первых шагах лучше не мечтать, чревато несварением


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 17:32
А русской литературе есть, что сказать миру? В последнее время она слишком здесь и сейчас. Она слишком замыкается на местных проблемах. Вы можете вспомнить что-нибудь кроме «Господина Гексагена», посвященное, например, проблеме терроризма? А вот романов про будущее путинской России различной степени остроумности можно пяток найти без труда.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 17:51

цитата suhan_ilich

А русской литературе есть, что сказать миру? В последнее время она слишком здесь и сейчас. Она слишком замыкается на местных проблемах.

Согласен. Например, «Каменный мост» Терехова — хороший роман. один из лучших в текущем году.
Но кому он будет интересен кроме России — ума не приложу.
А вот у «Чертова колеса» шансов поболее.
Кстати, вот книжка, которая вполне могла бы стать хитом на Западе:
В. Бабенко «Простая душа»
http://www.moscowbooks.ru/book.as...
Про «загадочную русскую душу» и не менее загадочную русскую женщину.

цитата suhan_ilich

ы можете вспомнить что-нибудь кроме «Господина Гексагена», посвященное, например, проблеме терроризма?

Не могу. Я чего-то и в западной литературе достойного романа не припоминаю. Кроме новейшего Апдайка.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 17:54
>>> новейшего Апдайка.

ну хотя бы новый рассказ Кинга. И дело в том что достойнейшее — это вершина пирамиды, а у нас ее нет. Есть только одиночки.

цитата baroni

В. Бабенко «Простая душа»
спасибо, как раз на послеТерехова. Я «Каменный мост» как раз читаю.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 19:51

цитата suhan_ilich

Вы можете вспомнить что-нибудь кроме «Господина Гексагена», посвященное, например, проблеме терроризма
А что, других тем, кроме терроризма, уже нет? Мне вот про терроризм читать совсем неинтересно. Впрочем,

цитата

про будущее путинской России различной степени остроумности
читать тоже неохота8:-0. Лучше уж Олдей читать. Или Дяченок.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 20:01
Нет, Вероника, их масса, это и столкновение цивилизаций, и виртуальный мир ;-)
Это был просто пример. 9/11 вызвал куда более сильный резонанс на литературном поле, чем Буденовск, Дубровки или Беслан...
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:08

цитата suhan_ilich

9/11 вызвал куда более сильный резонанс на литературном поле, чем Буденовск, Дубровки или Беслан...

Я думаю, что про буденновск, Норд-Ост или Беслан в России художественное произведение пока невозможно.
В т.ч. и по далеким от литературы причинам.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:13
а по-моему, в мировой литературе вообще не очень много удачных произведений, написанных на основе реальных событий
 


Ссылка на сообщение29 октября 2009 г. 00:05
Причины эти далеки от литературы, тут я полностью согласен, где осмысление хотя бы войны в Афганистане? Она никого не волнует? Или по серьезному никто говорить не готов?
 


Ссылка на сообщение29 октября 2009 г. 00:19

цитата suhan_ilich

где осмысление хотя бы войны в Афганистане? Она никого не волнует? Или по серьезному никто говорить не готов?

Есть такой великолепный автор — Олег Ермаков. Один из лучших в России. В 6 № «Нового мира» за нынешний год опубликован отрывок из его новой книги «Арифметика войны». Это необыкновенно сильная во всех отношениях вещь.
И что? Кто заметил, кто прочел?
Создается впечатление, что подобная проза вообще никому не нужна.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2009 г. 17:09
Сейчас читаю интервью с Н.М.Коняевым и задают ему такой вопросец:
— За последние десятилетия многие десятки тысяч солдат русской армии и добровольцев героически сражались в Чечне, Югославии, Абхазии, Приднестровье и других местах? Почему у нас не складывается полноценной военной прозы, описывающей их подвиги?
— Все упирается в отсутствие в обществе ясной и четкой патриотической идеологии. Любая война — это грязь, кровь, мучения, страх. Поднять человека над этим ужасом способно только высокое чувство – любовь к Родине, к Свободе, к справедливости… А если эти чувства ежедневно, ежеминутно затаптываются и осмеиваются гламурной сволочью, то что же может сделать писатель? Он не может поднять своего героя из бедствий войны и возвысить, потому что нынешний читатель просто не способен воспринять эти чувства.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2009 г. 17:25
Ох, ты ir_ingrid в ЖЖ читаешь? Проза то есть, и некоторые рассказы очень даже ничего, но вот крупного, достойного упоминания, я не припоминаю. Русские добровольцы в Республике Сербской — типичный пример...
И я бы продолжил основную мысль Коняева, причина — отсутствие какой бы то ни было ясной позиции в принципе, любой, осуждающей ли, восхваляющей ли. В тех же США есть как минимум две понятные точки зрения по поводу войны во Вьетнаме, с каждой из них можно не соглашаться, но они есть. А в России позиции нет даже по поводу войны в Чечне, обществу она безразлична, как только она пропала из СМИ. Порой кажется, что у России в принципе нет недавнего прошлого. Все, что ближе к нашему времени больше чем на 60 лет, тонет в каком-то тумане, очертания событий, людей расплываются, а иногда попросту теряются.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2009 г. 17:41

цитата suhan_ilich

Ох, ты ir_ingrid в ЖЖ читаешь?

Не-а. Спасибо, взял на заметку.

цитата suhan_ilich

В тех же США есть как минимум две понятные точки зрения по поводу войны во Вьетнаме, с каждой из них можно не соглашаться, но они есть.

В США есть чувство сопричастности и ощущение «Моя страна», которые и появляются от коняевских «...любовь к Родине, к Свободе, к справедливости…» Там наш (например, во Вьетнаме) и ему плохо, там мы (во Вьетнаме) и я переживаю за это. У нас заменили всё сиюминутность и неверие во всё и вся. Люди, волей случая родившиеся на определённом участке суши, — это вместо народа, вместо духовного единения и чувства сопричастности происходящему.

цитата suhan_ilich

Порой кажется, что у России в принципе нет недавнего прошлого. Все, что ближе к нашему времени больше чем на 60 лет, тонет в каком-то тумане, очертания событий, людей расплываются, а иногда попросту теряются.

Я отцу часто говорю: «Пап, у меня ощущение, что у нас нет истории. Кажется, что мы только лет 40 назад сюда переселились и никак не можем договориться: кто мы и что мы.» Мне очень близко такое ощущение исторической прострации (так, наверное, можно это назвать).
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2009 г. 17:56

цитата VuDu

есть чувство сопричастности и ощущение
сложно сказать, ощущение «моя страна», наверняка, есть, но вот от коняевского ли ощущения патриотичности шли антивоенные митинги или публичное сжигание американской символики в знак протеста против, не знаю. Впрочем, ИМХО это тоже форма патриотизма и небезразличия к происходящему в твоей стране.

цитата

еверие во всё и вся
Русские — нация, склонная к шизофрении, как и все славяне. И мне кажется, что ситуация сейчас похожа, на ощущение пациента, которого вывели из состояния психоза, и теперь он пытается разобраться, где реальность, а где вымысел больного сознания. Кто я? Что это вокруг? Как я здесь очутился?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2009 г. 18:18
Кто-то жжёт флаг, а кто-то остался дома, но потому, что ему плевать на каких-то парней где-то там непонятно зачем гибнущих. Не скажу, что последний больше патриот, нежели первый, который гос.символ сжёг. Возможно, форма выражения патриотизма несколько спорная, возможно, переводящая сам патриотизм в несколько другое русло, другое явление, но подчас нужно дать пощёчину, дабы остановить истерику или привести в чувство, хотя со стороны и будет выглядеть несколько недружелюбно, не по-товарищески и т.п.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2009 г. 12:54
Да, ты понял о чем я :beer:
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2009 г. 20:06
[голосом генерала из «Особенности чего-то там» ] Ну, за горелый флаг. ;) :beer:


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:24
Если верить Воннегуту, то американская литература до середины 60-х годов 20 века формировалась под сильным влиянием русских классиков, и в первую очередь — Достоевского. Увы, с годами ситуация коренным образом изменилась.:-(
Вполне естественно, что американцам хочется читать про свои американские проблемы, британцам — о проблемах Королевства, а русским — о нашем насущем. Поэтому правильна и обратная последовательность: если спросить любого среднестатистического читателя о современных западных прозаиков, кого они назовут кроме таких жанровых авторов как Мартин или Кинг, в то время как из отечественных «начинающих» тут же прикатят вагон и малую тележку. Видать, время такое.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2009 г. 22:50

цитата fox_mulder

американская литература до середины 60-х годов 20 века формировалась под сильным влиянием русских классиков, и в первую очередь — Достоевского. Увы, с годами ситуация коренным образом изменилась.

Нет, не изменилась.Американцы народ читающий и читающий то, что рекомендуют. В школах им рекомендуют читать классику. Они и читают. Это модно, это престижно.
До сих пор вспиманю обыкновенный уличный книжный лоток, где-то у входа в Центральный Парк в NY — на лотке «Каренина», «Братья Карамазовы», Мастер и Маргарита», что-то еще.
Из американских авторов, помню, были выложены Апдайк, Т. Рот, много-много Дж. Ирвинга, пара книг С. Кинга, Дж. Хеллер. Из неамериканских — Кафка и Мураками.


⇑ Наверх